Сегодня вышел альбом группы Bananafish «ИЛИ» — девять романтических песен восьмидесятнического поп-рока, заедающих что в голове, что в сердце. Специально для «Афиши Daily» участники группы рассказали о каждой песне с альбома.

Почему это лучший поп-альбом осени

«ИЛИ» — тот случай, когда даже самые простые аккорды становятся самыми выразительными, мелодии — въедливыми, а слова — важными и правильными. Под лазурные клавиши и разливные гитары вокалистка Даша Гриневич звонко поет о том, что тревожит и беспокоит всех нас. О повседневных и расхожих вещах. О любви и влюбленности — несчастной и прекрасной, тревожной и эйфорической. О вечных вопросах, на которые мы не можем найти ответы. В эти песни хочется завернуться как в плед и в обнимку с ними идти в парк, шуршать осенними листьями под ногами и наслаждаться меланхолией.

Введение от участников

К этой записи мы шли целых четыре года. В 2017 году вышел наш дебютный альбом, и за это время мы прошли очень интересный и длинный путь. Начинали как группа из пяти человек, но остро словили кризис второго альбома. В итоге из оригинального состава остались только Даша и Максим.

В нужное время на помощь пришли музыканты из «АлоэВера» — Гриша Басов и Артем Клименко. Ребята вдохнули жизнь в процесс записи альбома и помогли закончить начатое, взяв на себя функцию саунд-продакшена.

Живой состав обновился, и мы вновь готовы рвать концертные площадки.

«Утро»

Даша Гриневич (вокалистка, автор текстов): Редкий пример трека, история которого началась с музыки, а не текста. Музыка направила мысли, арпеджио на синтезаторе напомнило мне о машинах, мчащихся по дороге летним вечером буднего дня. Красные и желтые фары, белые ночи. Второй куплет я не могла придумать почти год, а потом сидела под пальмой в Сочи, ела кукурузу и сочинила его за 5 минут.

Летом мне всегда кажется, что что‑то изменится. Будто что‑то особенное случится, хочется приключений. Но я часто гуляю одна, друзья живут далеко или заняты, и все мои приключения — наматывать круги по району в пятницу вечером. Чувствую себя героиней фильма, только кино оказывается невыносимо скучным. А еще эта песня у меня ассоциируется с «Чио-Чио-Сан» группы «Кар-мэн».

Максим Кузнецов (клавишник, автор музыки): А я в очередной раз был одержим группой The Cure, особенно тогда зацепили не самые известные песни — «Lament» и «Just One Kiss». Хотелось поймать и передать такое же настроение, плакательное. Мне самому нужна была такая песня в плейлисте, под которую хочется выбежать из дома поздней ночью\ранним утром и просто бежать куда глаза глядят, пока есть силы.

«Забываю»

Максим: С этой песни началась история всего альбома. Собрались после летних каникул и сходу выдали этот трек, решили, что больше никакого английского языка. Самая гитарная песня на всем альбоме, привет нашим шугейз-корням.

Даша: Это мой первый опыт на русском языке. Она про очень долгую бессмысленную влюбленность. Такую долгую, что в какой‑то момент уже даже лицо человека стирается в памяти, а фантазии о нем еще живы. И уже пора бы отпустить все, но ты ищешь его в каждом прохожем, возвращаешься к «вашим» местам, слушаешь «вашу» музыку. Боже мой, как же хорошо, что отпустило!

«На расстоянии»

Даша: А эта песня — про нездоровую привязанность. Все эти «чем меньше женщину мы любим…» или «Не отдавай любви всего себя…» Йейтса очень крепко сидели в моей голове. Сначала череда безответных влюбленностей, потом отношения, в которых я часто чувствовала себя покинутой. Мне казалось, если я не страдаю — значит, нет никакой любви. А чтобы я страдала, надо, чтобы меня не любили. Парадокс, выходит!

Максим: Мой личный фаворит на альбоме. С этой песней у меня своя драма. В арсенале у нас имелись три разных демки, которые никак не писались. Решение оказалось крайне простым: склеил три заготовки вместе и получил первоначальный вариант аранжировки.

«Сегодня»

Максим: А эта песня стала последней, взятой на борт. У нас была простенькая демка, состоящая из прямой бочки, вокала и органчика. Раскрыть вайб трека помогли ребята из «АлоэВера» — Артем Клименко и Гриша Басов. Да вы просто послушайте эту басовую линию в припеве.

Даша: Одна из самых неожиданных по звуку песен для нас. Она началась с припева, и звучал он в моей голове достаточно грустно. Я хочу быть с тобой, хотя заранее знаю, чем все закончится, и нам обоим станет больно и грустно… Что тут веселого-то?

Это песня о самом начале влюбленности, о бабочках в животе. Есть даже такое понятие «лимеренция» — одержимость объектом влюбленности, его идеализация. Я в этом плане чуть-чуть наркоман, меня безумно штырит в таком состоянии, и оно мне нравится. Только вот я уже знаю, что это продлится недолго и в какой‑то момент я пойму, что образ любимого человека я выдумала сама. Но пока… Пока побудь со мной.

А вообще, я надеюсь, что я научилась это состояние отслеживать. Даже в любви теперь признаюсь не сразу, а через полгода. Но все еще чуть-чуть страшно, что туман развеется…

«Комната»

Даша: Так получилось, что я пока ни с кем не съезжалась. Не то чтобы это плохо, но как будто все уже давно живут вместе, а все мои отношения проходили в формате выходного дня. И каждый раз нужно прощаться! А хочется все время быть вместе. И от этой разлуки меня разрывало каждую неделю. Песня про квартирный вопрос, получается… А еще про то, что сначала стоит подружиться с собой, а не ждать эмоционального обслуживания от партнера. Иначе его никогда не будет достаточно.

Максим: Просто горжусь клипом на эту песню. Илья Иванов, мой хороший друг, придумал сюжет и организовал съемочный процесс. Аукцион оружия на рейве, выкапывание скейтов из‑под земли, салат оливье… Происходит непонятная дичь, но здесь есть четкий сюжет и идея, но декодировать ее не будем… Стоит увидеть, даже если песня не зашла!

«Звук и темнота»

Даша: Трек можно было бы назвать «Даша сходила на техно». Мне даже припев пришел в голову, когда я слушала какой‑то микстейп Нины Кравиц. Под техно-лупы легко придумывать мелодии: это вам мой сонграйтерский лайфхак! А текст — про то, как хочется потеряться на вечеринке и чуть-чуть забыть, кто ты. И про то, что я больше не стесняюсь танцевать.

Максим: Рома, наш экс-гитарист, всегда топил за грязное гитарное звучание, а в итоге решил угореть и собрал такую аранжировку. Ну окей, подумали мы, давайте попробуем вот так. Мне больше всего нравится часть с замедлением, хотелось какого‑то психоделического ощущения, как у «битлов» в «Strawberry Fields Forever».

«Что останется»

Максим: Дела у группы шли из рук вон плохо: альбом не писался, отменился большой сольник, к которому мы долго готовились. Затем мы отыграли суперхреновый концерт на разогреве у одной группы. После него из группы ушел Рома, гитарист, которому мы многим обязаны в плане звука и идей. Группа трещала по швам, но нам с Дашей не хотелось все бросать.

Даша принесла мне эту песню, она удачно попала в настроение, и мы сделали полную демку всего за один вечер, впервые за долгое время оседлали творческую волну.

Даша: «Что останется после меня?» — этот вопрос поселился в моей голове лет в 12. Оставить след, стать кем‑то, прожить жизнь не зря. Годы идут, а этот вопрос грызет меня постоянно. На припев меня вдохновило стихотворение поэтессы-вундеркинда Ники Турбиной. Как‑то вовремя ее биография попалась мне на глаза. Грустно, что след она оставила, но себя не уберегла (Вероника Турбина погибла в 2002 году, упав с 9-го этажа. — Прим. ред.).

Для меня самой песня в какой‑то момент открылась с новой стороны, слова про сожженный дом и свою неприкаянность в родном краю я ассоциирую с очень долгим процессом создания альбома, полураспадом группы, срывом концертов. На этом пути все часто казалось бессмысленным и бесполезным. Еще я очень довольна, что получилось сделать эту песню быстрой и жесткой. Обычно мои мелодии более распевные, а хочется уметь писать все.

«Море»

Даша: Эта песня тоже очень давно с нами. Сначала я как дурочка радовалась рифме «море-горе». Когда живешь в Петербурге, то море становится соавтором и соучастником многих твоих переживаний. Для меня эта песня о женской силе, которая может вырваться наружу и разнести все вокруг. О потенциале, который сидит внутри. У меня вообще пока не очень хорошо с выражением негативных эмоций, с отстаиванием своих границ. А в песне я могу все! Учусь и в жизни.

Максим: Мне сразу понравился припев, но я не знал, что делать с этим треком. Принесли ребятам на репу, сыграли пару нот на старом советском синте «Маэстро», пропустили через гитарную примочку — получили основу, которая осталась в первозданном виде в финальной версии. К слову, последняя песня, которую мы сделали совместно как группа из 5 человек.

«Игольница»

Даша: Очень нежная песня о самом прекрасном во влюбленности. Когда внутри все расцветает, море по колено, солнце светит ярче. Еще не знаешь, взаимно ли чувство, но уже становишься лучше. Превращаешься в одну большую розовую сладкую вату.
Но, конечно, я не я, если не будет чуть-чуть больно.

Максим: Случайно наиграли главную мелодию, кинули в общий чат в телеге диктофонную запись и забыли на годик. В нужный момент извлекли из архивов и сделали из этого полноценную песню. Отсылка к нашему дебютному альбому «VIV» — он тоже заканчивается схожей по настроению песней. А еще на двух альбомах по 9 треков (привет Сэлинджеру, «9 рассказов») и названия состоят из трех символов!