Фестиваль Primavera Sound проходит в первый уикенд лета и каждый год собирает уникальный лайнап. «Афиша Daily» обратилась к отправившимся в Барселону музыкантам, промоутерам и журналистам и попросила оценить происходящее там с профессиональной точки зрения.
Короткий видеодневник фестиваля, снятый его организаторами — составить по этим двум с половиной минутам представление о Primavera Sound невозможно, испытать жгучую зависть к посетившим его счастливчикам — еще как!
Артем Макарский
Журналист

В этом году стало окончательно понятно, что именно этот фестиваль — выставка всего и отличный шанс посмотреть на всех, кого не успел за год. Если говорить только о европейских фестивалях, то в этом году можно похожую картину найти, например, на Roskilde, а других таких с ходу и не назвать. Либо идет больший упор на стадионных музыкантов, либо тематика более узкая — в основном электроника или, наоборот, рок, что иногда бывает и поинтереснее. Мне кажется, всегда есть смысл помимо «Примаверы» съездить на какой-нибудь фестиваль поменьше — например, на парижский Pitchfork (но не в этом году), польский Off, итальянский Club to Club или немецкий Melt! , но спланировать поездку сильно заранее и в случае чего просто не идти на кого-то в Барселоне и не разрываться (я так сделал с выступлением Йенни Валь). Но я в итоге разорвался и сходил на какое-то огромное количество музыкантов, о чем нисколько не жалею. Краткий топ-3: Ричард Доусон, порвавший увеличенную версию кинотеатра «Прибой» сочетанием стендапа и душераздирающих песен, спетых либо просто так, либо под гитару, Пи Джей Харви, которую все слушали, не перебивая, так ее оркестр впечатлял, и Car Seat Headrest, новая любимая группа моего внутреннего подростка, отыгравшая сет простого и наивного рока.

Конечно, не обходится без недостатков — на одной из сцен практически не было слышно голоса или звук дальше первых рядов был отвратителен (но в первые ряды было легко пробраться), концерты LCD Soundsystem и, со слов очевидцев, Radiohead были несколько тихими, хоть и с идеальным звуком, а выступления Шуры и Beach House по разным причинам задержали. Тем не менее, несмотря на не самое очевидное и понятное нововведение со входом по карточкам, с организацией фестиваля все стало достаточно хорошо — пластиковые стаканы навострились быстро убирать (этот опыт стоит перенять многим), выбор еды стал интереснее, да и лайнап был сделан так, что количество пересекающихся между собой отличных музыкантов было практически минимальным.

Можно ли сделать такой фестиваль в России? С точки зрения организации — определенно, да. С точки зрения привозов в огромных количествах (напомню, что в этом году на фестивале было что-то около 270 музыкантов) — не уверен. Но если бы вдруг и внезапно завтра в Москве объявили лайнап совершенно нового фестиваля уровня Primavera — мне кажется, я бы те же самые деньги не задумываясь и отдал.

© Cecilia Diaz Betz
Надежда Грицкевич
Музыкант

На «Примавере» я уже была не в первый раз, прежде всего потому, что я люблю Барселону. В прошлом году мы были на «Примавере» в Порту, там фестиваль проходит в парке на берегу моря, на холмах и лугах, поэтому сцены хорошо изолированы друг от друга природными барьерами и ногам после семичасового концерта легко. В Барселоне «Примавера» проходит на площадках, которые были построены в 2004 году для международного форума (тоже на берегу моря), и лугов там нет. Но к этому просто нужно быть готовой.

С каждым годом звук на фестивале становится все лучше и лучше, особенно это слышно на больших артистах — вроде Tame Impala, Пи Джей Харви и Radiohead. Все выходят строго по расписанию, от этого даже немного страшно. Мы ходили в этот раз только на тех, кто уже нравится. Empress Of понравилась, было меньше музыкантов, чем на лайв-записи, но звучало все равно здорово, басовито. Tame Impala классно смотрится на большой сцене, тот самый случай, когда скромность украшает. В новую программу они добавили очаровательный ход с конфетти, и, перед тем как их запустить, Кевин Паркер спрашивал нас: «Are you ready guys?» We were. Chairlift я видела в последний раз года три назад, тогда Каролин Полачек много играла на синтезаторе, теперь ее от этого почти освободили и она свободно махала ногами. Очень секси. Йенни Валь понять не удалось, хотя я старалась.

Конечно, самое мощное впечатление было от Radiohead, и даже не столько музыкальное, сколько социальное. Более-менее на всех выступлениях мимо меня протискивались люди с пивом, рядом кто-то кричал, испанцы вообще очень разговорчивые, кто-то плясал, кто-то обжимался. На Radiohead же в зале была полная тишина, второй они пели «Daydreaming», самую тихую песню с альбома, и все буквально затаили дыхание. Такое единодушие последний раз я наблюдала на концерте Бьорк в Финляндии.

© Eric Pamies
Игорь Григорьев
Музыкант

Барселона душевная. Хотя после Парижа и Москва покажется душевной. «Примавера» становится главным европейским музфестивалем. Что там сейчас главнее, «Гластонбери»? Главный концерт «Примаверы» — воссоединившиеся после пяти лет молчания и метания LCD Soundsystem. Джеймс Мерфи, пожалуйста, не сомневайся, у тебя по-прежнему главная танцевальная электрогруппа Вселенной. Первые две трети концерта я прыгал, последнюю треть рыдал — от счастья, от переизбытка чувств. Синдром Стендаля. Беляев не даст соврать.

Кому надо бы посомневаться в своей непогрешимости, так это Radiohead. Первые две трети концерта я зевал, последнюю треть дослушивал с пивом. Без пива не заходило. Кто бы мне сказал пять лет назад, что я однажды добровольно уйду с Radiohead? Пи Джей Харви — главная колдунья фестиваля. Восхитительна, хоть и одногодка Йорка, и ни разу не уставшая. Богиня, словом. Tame Impala, The Last Shadow Puppets, Air, Beirut и иже с ними — мимо. Хочется уже смотреть на больших людей на сцене и слушать большую музыку. Мелочь достала звенеть в карманах. Ну зачем мне этот австралийский недоросль Кевин Паркер, если рядом — вот они: Джеймс, Полли и Том? По той же причине ни разу не зашел на сцену Pitchfork. Один раз проходил мимо, встретил по пути Саяпину с Лисичкиным, но и те направлялись в бар Beach Club. Пинаколада там была всем пинаколадам пинаколада. Moderat — отличное танцевальное гранд-финале «Примаверы». В полчетвертого утра уставший, но счастливый отчалил. В общем, в восторге. Всё.

Tame Impala и артобстрел из конфетти
© Eric Pamies
Игорь Тонких
Промоутер, Yotaspace

Несмотря на то что на Radiohead дважды испытал катарсис («Paranoid Android» и «Creep»), не могу не сказать, что визуальная концепция выступления откровенно слаба. Radiohead использовали полиэкраны — от 16 до 32 кадров с трансляцией деталей со сцены единовременно. То есть тем, кто стоял дальше 10-го ряда от сцены, достался видеоарт. Даже простая трансляция крупных планов — а на огромной фестивальной территории this is a must — эмоционально сработала бы лучше.

Жаль, не увидел Dinosaur Jr. — они играли во время Radiohead. Ожидаемо хороши были Tame Impala, Air, Daughter. Разочаровали Action Bronson, Cabaret Voltaire. Открыл для себя U.S. Girls, Любомира Мельника, LCD Soundsystem. Джон Карпентер — режиссер и автор саундтреков к американским ужастикам и боевикам 70–80-х, которые он и исполнил на фестивале, — повеселил своей манерой в течение всего концерта агрессивно жевать резинку, как какой-нибудь канадский хоккейный тренер, и маленькой миди-клавой для игры будто бы одним пальцем. Напрашивается сравнение с Джорджо Мородером. Как тот является только визуальным приложением к своим диджей-сетам, так и этот работает формальным селебрити-фронтменом для рок-группы, в которой играет Карпентер-сын. Не удивлюсь, если эта затея (играть movie-rock живаго) — вообще Карпентера младшего. По крайней мере мне такая конспирологическая гипотеза нравится.

Хотя я лично предпочитаю более интимные концертные формы (меньшие и даже сидячие залы), фестиваль — это возможность увидеть огромное количество групп за минимальное время. Я, например, за первый день фестиваля прошел около 20 км. Основное отличие всех европейских фестивалей от российских — это значительно более дружелюбная и безопасная атмосфера, причем при полном отсутствии полиции. Но не готов судить строго, чаще я езжу на фестивали, где играют только молодые группы, например Great Escape (Брайтон, Великобритания).

Брэдфорд Кокс
© Dani Canto
Денис Шлянцев
Журналист

На первом месте с бо-о-о-ольшим отрывом — LCD Soundsystem. Отцы ню-рейва вернулись на пике формы и показали всем, как выглядит идеальный сетлист по принципу «Shut Up & Play the Hits» и где раки зимуют. До этого выступления я скептически относился к Джеймсу Мерфи, но тут внезапно осознал всю его мощь в первую очередь как поэта, а также как вокалиста и шоумена. Историческое, незабываемое выступление! Боюсь даже представить рваку, ходынку и массовый оргазм на клубном концерте LCD за два дня до фестивального — билеты на него раскупили в считаные минуты.

И для меломанов, и для музыкантов посещение фестиваля подобного масштаба — оправданное вложение средств и ни с чем не сравнимое удовольствие: испытать подобные ощущения и получить такой обьем информации в России невозможно. Это и реальный шанс увидеть любимую группу, которую не скоро (если вообще) довезут до России (Radiohead), более-менее остромодных исполнителей (Джесси Ланца) или прикоснуться к истории (Брайан Уилсон, Джон Карпентер, The Chills, The Avalanches). В моем случае это были Daughter с культового 4AD и новое приобретение лейбла Anti — Энди Шауф. Музыканты же — профессиональные меломаны, они могут смотреть выступления, пополняя багаж, а могут расслабиться и получать удовольствие. К примеру, за мной на концерте Radiohead стоял некий англоязычный перец, который умудрялся не просто петь в унисон с Томом Йорком, но и пропевать партии баса и по-новому «аранжировать» гитару Гринвуда. Боже ж ты мой, как хотелось его заткнуть!

Основное отличие «Примаверы» и фестивалей подобного ранга от российских мероприятий — фантастические масштабы, эрудиция и нюх составителей программ, почти безупречная организация, чувство безопасности, несмотря на алкоголь различной крепости и всеобщий лигалайз, и невообразимый (пока что) в России лайнап. Судя по лайнапу этого года, «Примаверу-2016» другим международным фестивалям уже не переплюнуть. К организаторам практически нет претензий, хотя во время выступлений Карпентера и Tame Impala, кажется, были проблемы со светом и звуком. В этом году они и вовсе пошли на поводу у хардкорных фанатов, занимающих места у главных сцен за пару часов до, и пустили на экраны не обычную рекламу, а трансляции с соседних сцен. К лайнапу также нет претензий: закрыть за один присест почти все гештальты бурной меломанской юности стоит куда дороже билета, купленного еще по старому курсу. Расценки на 4-дневный опен-эйр в России со звездами такого масштаба, боюсь, вынудят меня искать вписку/аккредитацию или просто упиваться собственным нищебродством в фейсбучике.

Американский рэпер Pusha T на сцене Pitchfork
© Dani Canto
Женя Филимонова
PR-директор, Pop Farm

До этого я была на «Примавере» в 2013 году, тогда мы ездили туда с основателем Pop Farm Андреем Саморуковым в преддверии нашего первого фестиваля «Субботник» в парке Горького. В этот раз меня поразил масштаб: 12 сцен, еще большая по сравнению с 2013 годом территория и, конечно, очень насыщенный и разнообразный лайнап. В очередной раз убедилась в том, что столько музыки за 3 дня лично для меня вынести нереально, — ни физически, ни душевно не могу переварить такое количество, просто не хватает сил. Некоторые мои друзья приходили на фестиваль к 3 часам дня и до 5 утра слушали все, что запланировали, — я так не могу. Хотя для меломанов с точки зрения количества разных музыкантов и музыки такие фестивали — рай, наверное. Я же за три дня посмотрела выступлений 8–10, но осталась довольна, очень жалею только о двух пропущенных по причине усталости концертах — Moderat и LSD Soundsystem, говорят, было круто. Запомнились Savages на главной сцене — на них, по-моему, можно было смотреть даже без звука. Сложное впечатление оставило шоу Пи Джей Харви — сразу по окончании сета я вышла и не могла понять, понравилось мне или нет, а проснувшись наутро, поняла, что хочется еще. Про Radiohead нарочно писать не буду (и не вычеркивайте это!).

Поскольку мы, Pop Farm, сами занимаемся и фестивалями, и концертами, фестивали такого масштаба — живое доказательство того, что мероприятия с таким непростым, большим и разнообразным составом успешно существуют с точки зрения бизнеса. В Европе поход на фестиваль уже много лет — одна из популярных форм досуга, часто даже вне зависимости от лайнапа, поэтому условия для работы и функционирования бизнес-моделей европейских и российских фестивалей изначально неравны. Но то, что это работает, — круто, и меня это вдохновляет. Организация, на мой взгляд, отличная — при таком количестве посетителей почти не было очередей, чистые туалеты, много немузыкальных развлечений, понятная и простая навигация. Не хватало газонов и зелени, чтобы можно было присесть отдохнуть и просто потусоваться, но это мое личное ощущение и, наверное, не может считаться недостатком. Разве что мне не очень понравился звук на одной из больших сцен, но я сама очень не люблю эту претензию, потому что обычно после любого концерта все зрители внезапно становятся экспертами по звуку.

Брайан Уилсон исполняет альбом Beach Boys «Pet Sounds», который был выпущен ровно 50 лет назад.
© Eric Pamies
Антон Беляев
Музыкант

В первую очередь на «Примавере» впечатляет организация. За исключением адской толкучки перед Radiohead в VIP-зоне, все очень гладко, удобно. При этом, в отличие от российских фестивалей, на «Примавере» в открытой продаже присутствовал и каким-то образом организованно уживался с многотысячной толпой крепкий алкоголь. Мне не очень понравилось общее флегматичное настроение фестиваля, часто было скучно. И было видно, что некоторые артисты тоже скучали. Но это уже очень «музыкантские» комментарии — рядом со мной стояли люди, которым было очень весело в тот же самый момент. Главный концерт — LCD Soundsystem: сильно и умело. Я не фанат коллектива, но было приятно смотреть на коллег, которые, не в пример многим хедлайнерам этого года, горели, владели ситуацией и прекрасно звучали.

Я в первую очередь езжу на такие мероприятия подсматривать и подслушивать — только что с блокнотом не хожу. Нашим организаторам стоит обратить внимание на тайминг. Ни один артист из тех, что я имел возможность лицезреть на «Примавере», не начал выступление позже чем на пять минут от заявленного времени. У нас, похоже, просто не считается модным начинать вовремя. Музыкантам нужно посещать подобные «Примавере» фестивали обязательно.

Фестивальные условия не могут быть идеальными для сольного концерта, и всегда интересно, кто и как справляется с ситуацией, как выстроены треклисты, чем начать, чем закончить. Говорить о звуковых и визуальных решениях Radiohed и LCD вообще не вижу смысла, это отдельная статья.