В Третьяковке стартует маленький, но совершенный фестиваль Vivarte: прекрасные музыканты по приглашению Бориса Андрианова играют Брамса, Дворжака и Шостаковича, а кураторы музея к каждому вечеру достают секретную картину из запасников. Илья Овчинников составил обстоятельный гид по Vivarte.

Врубелевский зал Третьяковской галереи давно стал концертной площадкой: здесь выступают оркестры Михаила Плетнева и Владимира Федосеева, здесь на протяжении десяти лет проходил фестиваль «Посвящение» коллектива Musica Viva — одного из лучших российских камерных оркестров. Теперь — новый фестиваль Vivarte, посвященный исключительно камерной музыке. Его художественный руководитель — виолончелист Борис Андрианов, сам по себе человек-фестиваль: постоянный участник зимнего фестиваля «Возвращение», вдохновитель и инициатор уникального фестиваля Vivacello, в центре которого — музыка для виолончели. По инициативе Бориса там выступили практически все крупнейшие виолончелисты России и зарубежья, каждого он приглашал лично.

Третьяковская галерея также была среди площадок Vivacello, и неудивительно, что новый форум Vivarte — обратим внимание на сходство двух названий — стартует именно здесь. Среди участников — скрипачи Юлиан Рахлин и Вильде Франг, пианисты Итамар Голан и Алексей Гориболь, валторнист Аркадий Шилклопер и другие исполнители международного класса. Одна из главных изюминок фестиваля не связана напрямую с музыкой: каждый вечер на сцене будут показывать одно произведение из запасников Третьяковской галереи, которое нечасто можно увидеть. Названия держат в строгом секрете — увидеть каждую картину можно будет непосредственно на концерте. Ниже — краткий путеводитель по ним.

29 мая. Открытие. Дворжак, Чайковский

Лучшее из лучшего в мировой камерной музыке, хит на хите и шлягер на шлягере. Организаторы нового фестиваля дальновидно начинают с проверенной классики.
фортепианный квинтет Дворжака — позднеромантическое сочинение, контрастное и густо приправленное восточноевропейскими мотивами: здесь есть место и украинской думке, и богемским танцам. Главных героев трое: виолончель и альт, чьими соло открываются первая и вторая части, а также фортепиано, соединяющее ткань квинтета невидимыми нитями. Любопытна история появления Второго квинтета: он родился на свет только благодаря тому, что ноты Первого автор потерял, а издатели его торопили. Еще одна жемчужина — струнный секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Если вас раздражает помпезностью Первый фортепианный концерт Чайковского и вы уверены в том, что это не ваш композитор, — вот отличный шанс переменить точку зрения.

Концерт
Вильде Франг (скрипка), Сара Макелрави (скрипка), Юлиан Рахлин (альт), Александр Акимов (альт), Борис Андрианов (виолончель)

30 мая. Шуберт, Мендельсон

Второй вечер фестиваля отделяет от первого более полувека; из конца XIX столетия мы переносимся в его первую четверть, когда романтизм был еще по-настоящему светел. В отличие от беспокойной, взволнованной музыки, украшающей концерт-открытие, квинтет «Форель» Шуберта и Октет для струнных Мендельсона несут слушателю в первую очередь умиротворение. Особенное внимание следует обратить на октет Мендельсона — зрелый шедевр, созданный автором в возрасте всего 16 лет.

Концерт
Вильде Франг (скрипка), Ася Соршнева, Сара Макелрави, Юлиан Рахлин (все — скрипка), Андрей Усов (альт), Борис Андрианов (виолончель), Итамар Голан (фортепиано)

31 мая. Дворжак, Брамс

Третья подряд программа, составленная только из шедевров высшей пробы. Фортепианное трио «Думки» Дворжака, возможно, прозвучит чуть более легкомысленно, нежели квинтет из первого вечера, но ничуть не менее порывисто и контрастно. Мини-антологию из трех концертов подытоживает Второй фортепианный квартет Брамса — композитора, чье имя само по себе является синонимом понятия «камерная музыка».

Концерт
Вильде Франг (скрипка), Андрей Усов (альт), Борис Андрианов (виолончель), Итамар Голан (фортепиано)

2 июня. Вечер французской музыки

После однодневного перерыва афиша фестиваля становится еще более изысканной. Скрипичная соната Дебюсси, последнее сочинение французского гения, закончена и впервые исполнена в 1917 году, однако догадаться об этом трудно: произведение, работа над которым сопровождалась мировыми потрясениями и тяжелой болезнью автора, получилось на удивление светлым. Цикл песен «Обручение в шутку» Пуленка, в свою очередь, создан в дни Второй мировой войны; поэтесса Луиза де Вильморен оказалась в тылу у фашистов, и композитор положил ее стихи на музыку, таким образом обращаясь к подруге издалека. «Мадагаскарские песни» Равеля написаны для необычного состава — голос, флейта, виолончель, фортепиано; несмотря на отсутствие цитат или стилизации, композитору удалось передать пряный колорит музыки экзотических краев. Финал программы возвращает нас в XIX век; Фортепианный квинтет Франка— еще один шедевр камерной музыки последней четверти столетия.

Концерт
Татьяна Куинджи (сопрано), Фумияки Миура, Родион Петров (скрипка), Александр Акимов (альт), Борис Андрианов (виолончель), Максим Рубцов (флейта), Штефан Владар, Алексей Гориболь (фортепиано)

3 июня. Рахманинов, Аренский, Штраус, Брамс

Если на фестивале камерной музыки в принципе возможен максимально камерный по духу концерт, это именно он. Сочинения этого вечера не отнесешь к хитам. Фортепианное трио Аренского и Валторновое трио Брамса — две эпитафии, две прощальных песни: трио Аренского посвящено памяти виолончелиста Карла Давыдова, трио Брамса появилось вскоре после смерти матери композитора. Рядом с двумя зрелыми шедеврами — два ранних: «Элегическое трио» 19-летнего Рахманинова и «Альпийский рог» 14-летнего Рихарда Штрауса, где и в самом деле можно будет услышать настоящий альпийский рог.

Концерт
Татьяна Куинджи (сопрано), Фумияки Миура (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Аркадий Шилклопер (альпийский рог, валторна), Штефан Владар (фортепиано)

4 июня. Посвящение Шостаковичу

25 сентября — 110 лет со дня рождения Шостаковича. Участники фестиваля не ищут легких путей и предлагают свой взгляд на Шостаковича, обращаясь к его позднему творчеству. «Семь стихотворений Александра Блока для голоса и фортепианного трио» — одно из самых загадочных сочинений композитора, требующее особенно внимательного слушания. Есть много загадок и в его последней, Пятнадцатой симфонии — например, цитаты из Россини, Бетховена и Вагнера, появление которых затруднялся объяснить сам автор. Она прозвучит в переложении для фортепианного трио и ударных, которое подходит ей не меньше, чем авторская оркестровка.

Концерт
Татьяна Куинджи (сопрано), Борис Бровцын (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Дмитрий Власик, Михаил Комаров, Владимир Терехов (все — ударные), Алексей Гориболь (фортепиано), Итамар Голан (фортепиано)

5 июня. Закрытие. «Музыкальный променад»

Как держатся в секрете картины, показом которых будут сопровождаться концерты фестиваля, так остается секретом и программа последнего его дня, известны лишь время и место. В 16.00 музыку для скрипки и альта можно послушать во дворе Инженерного корпуса Третьяковки. В 17.15 Аркадий Шилклопер сыграет на валторне и альпийском роге в институте «Стрелка». Сочинения для виолончели и гитары представят Борис Андрианов и Дмитрий Илларионов в парке искусств «Музеон» в 18.30. А в 20.00 в Третьяковской галерее на Крымском Валу обещан коллективный джем-сейшн — хорошее начало музыкального лета!

Концерт
Полина Орбах (вокал), Борис Бровцын (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Дмитрий Илларионов (гитара), Аркадий Шилклопер (альпийский рог, валторна), Михаил Иванов (фортепиано)