Сегодня в читальном зале Ленинской библиотеки в рамках серии Sound Up будут играть Мартин Кольстед и Петр Айду. Последнего «Афиша Daily» попросила показать, что он слушает на домашних вечеринках. Среди его видеонаходок корейские дети, рок в Консерватории, сирийские беженцы и архаический вокодер.
Петр Айду
Петр Айду
Пианист и композитор. Умеет играть на двух роялях, клавесине и органе, разбирается в фонолах и овалоиде Колейчука, исполняет Уствольскую, романсы Чайковского и песни про Сталина. Возродил оркестр без дирижера «Персимфанс» и получил «Золотую маску» за Симфонию для шумовых машин 1920-х годов.
© Кирилл Каллиников/РИА Новости

Джон Лютер Адамс «Сила: Дыхание мира»

Симфония, исполненная на траве и по колено в фонтане

Джон Лютер Адамс — интересный современный композитор. Его музыка всегда связана с глобальными природными и физическими процессами. Живет на Аляске — почти вне цивилизации. Однако же он получил Пулицеровскую премию за это произведение, премьера которого в Линкольн-центре и запечатлена на видео. С одной стороны — это масштабное симфоническое произведение, с другой — музыкальный перформанс. «Sila», как и многие сочинения Адамса, крайне минималистична, в ней медленно происходят события — настолько плавно, что иногда их трудно заметить. Она ошеломляюще проста, но это иллюзия простоты. В ней просто нет ничего лишнего. Произведение написано для большой открытой территории — музыканты, поделенные на группы инструментов, художественно распределены по ней и составляют гигантскую звуковую картину. Очень интересно, как это сочинение звучало вживую, когда у слушателя была возможность перемещаться по территории, самостоятельно изменяя звуковой микс. Кстати, эта пьеса подошла бы для «Персимфанса» — в ней нет дирижера, — мы бы взялись ее исполнить.

Струнные с группой Sadaa Al Sharq

Арабская музыкальная вязь на европейских инструментах

Это видео мне прислали сирийские беженцы, которые оказались в Дубае. Они прислали его мне с вопросом, будет ли интересна их музыка в Москве. Ознакомившись с записью, я понял, что готов слушать их музыку с утра до вечера и если бы у меня была возможность приглашать музыкантов, то они бы сидели у меня дома и ее играли. Но, увы, я не продюсер, возможностей у меня нет — и я им мог ответить только комплиментами. В этом ролике для меня интересно, что музыканты исполняют традиционную арабскую музыку не только на ксантуре и дарбуке, но и на совершенно европейских скрипке и виолончели. Однако понять по звуку, что они играют на скрипке и виолончели, совершенно невозможно. Удивительно, насколько в их руках преображается инструмент. Связано это в первую очередь с тем, что они используют свою темперацию, потому что европейская темперация для арабского уха слишком примитивна. Их хроматизмы сложней и изысканней, поэтому обычная гамма, сыгранная «арабским» образом, звучит непохоже.

33-й урок по битбоксу Стаса Чамба

Дабстеп ртом

Я очень люблю смотреть разнообразнейшие видео с битбоксерами. Это новая звуковая реальность и совершенно неожиданная субкультура. Потому что берется самое нечеловеческое, что есть — электронная музыка, — и воспроизводится голосовым аппаратом человека. Если представить себе, что первобытный человек попал бы на техно-вечеринку, то когда он вернулся бы к себе в лес, он занялся бы чем-то подобным. Меня очень увлекает то, что люди способны извлечь из своего голосового аппарата, и то, сколько они готовы посвятить этому времени. Стас Чамб — русский битбоксер, который регулярно публикует видеоуроки по битбоксу, где пытается систематизированно научить, казалось бы, совершенно несерьезным вещам.

Удивительный барабанщик Дарио Росси

Если б вы знали, из какого сора растет перкуссия

Следующее видео тоже связано с электронной музыкой. Дарио Росси — итальянский уличный барабанщик, который играет практически на мусоре. Но добивается невероятной схожести звучания с электронными битами. При этом делает это очень артистично и стильно. Это прекрасные цветы на поле культуры, которые совершенно непонятно откуда берутся.

نموذج عرس زفاف تطواني مع جوق عبد الصادق شقارة

Арабская свадьба — звучит и выглядит красиво

Я не могу прокомментировать этот ролик, потому что не знаю, что это такое. Но это настолько прекрасно и в музыкальном, и в визуальном отношении, что я бы всем рекомендовал послушать эту музыку, посмотреть на эти лица и оценить в целом обстановку. Пусть читатели «Афиши» сами разберутся, что это, может быть, кто-нибудь нам разъяснит.

Северокорейские дети играют на гитарах

Мастерская жуть

Играют виртуозно, четко, по-взрослому. Но страшно смотреть на их очень симпатичные и совершенно нечеловеческие лица — холодок по затылку. Мощное видео для поклонников Сталина, идей чучхе и всего такого. Пусть посмотрят и скажут, захотят ли они, чтобы их дети так играли на гитарах.

«Первомай в Консерватории»

Песня «Нина» группы «Н.О.М.» в священных стенах

Это видеозапись первомайского концерта нашего абонемента «Музей звуковых фигур», который два года шел в Консерватории. Этот концерт был посвящен советской музыке. Он был один из самых удачных, потому что мы в теме хорошо шарим и нам есть что сыграть: репертуара хватило бы на три таких концерта. Помимо музыки Шостаковича и Мосолова мы не смогли туда не добавить песню культовых рок-групп «Нюанс» и «Н.О.М.». Я играю на старом электрооргане 1970-х годов: мы, как и положено модным ребятам, использовали винтажные инструменты. Редкий случай, когда рок-музыка добралась до Рахманиновского зала Консерватории.

Рауль Кочальский играет Шопена

Так, как больше не играют

Тем, кто хочет послушать музыку Фредерика Шопена, предлагаю сделать это в исполнении, которое очень редко встречается на поверхности. Рауль Кочальский — ученик ученика Шопена, и его записи еще можно найти. Он олицетворяет настоящую традицию исполнения Шопена, при этом играет совершенно не так, как Шопена принято играть сейчас. Если ученик ЦМШ так исполнит Шопена на зачете, то получит два. Кочальский владеет некоторыми приемами, которые были вычищены как сомнительные и перестали существовать в наше время. Однако важнее то, что у него совершенно другое отношение к музыке, к нотам. Объяснить это сложно, надо слушать и сравнить с чем-нибудь широко известным. Например с этим.

Индонезийский гамелан

Успокоительно-ласкательная музыка

Может быть, это многие знают, но я только относительно недавно это услышал. Очень приятная музыка — индонезийский гамелан, а главное — невероятно современно звучит, на мой взгляд.

Абель и Арэнг

Первобытная музыка из вьетнамской провинции Хуе

Это какие-то вьетнамские чуваки играют на архаических вокодерах. Инструментом тут на самом деле является человеческий голос. Самое интересное начинается, когда выходит в длинной версии видео дуэт мужчины и женщины играть на местной флейте под названием a`reng. Это уже не музицирование, а просто-таки древний символ совокупления. Все едем во Вьетнам!

Концерт
«Sound Up»: Мартин Кольстедт (Германия), Петр Айду, ...

На момент публикации материала все билеты на концерт в рамках серии «Sound Up» были проданы. 26 мая Петр Айду проведет лекцию с одновременным сеансом игры механического пианино. Еще доступны билеты на следующий «Sound Up».