Умерла Мари Фредрикссон, соосновательница и вокалистка группы Roxette. Николай Овчинников объясняет, чем она запомнится нам и почему ее творчество куда интереснее, чем кажется.

История Мари Фредрикссон — это история про ошибочные впечатления.

Ее привычно вспоминать как исполнительницу при талантливом сочинителе Пере Гессле. Чтобы понять, что она была ему как минимум ровней, достаточно послушать ее сольные записи, преимущество на шведском. Это такой же элегический и душевный поп в духе эпохи (новая волна в восьмидесятые, поп-электроника и акустика в нулевые), яркий и страстный: резвые боевики, романтичные баллады. Фредрикссон умела сочинять песни, которые остаются в голове и с которыми можно провести не один вечер. Проблема была только в языке.

Сингл Фредрикссон с англоязычного альбома, вышедшего после того, как у певицы обнаружили опухоль мозга

Roxette, которых невозможно представить без голоса Фредрикссон, принято считать еще одной поп-группой из репертуара условных «Ретро FM», мол, северный продукт для местных воспоминаний. Но это совсем не так. Дуэт Гессле и Фредрикссон — идеальный продукт шведской поп-сцены, мостик между Abba и Ace of Base. Десятки безоговорочных хитов, которые и сейчас напоет любой, сотни беспроигрышных мелодий на все случаи жизни, простые тексты о самых важных вещах, но при этом без пошлятины, — и голос.

Если Гессле в дуэте отвечал за фан и игривость, то Фредрикссон озвучивала самые важные и сильные моменты. Ты можешь не знать их имени, но помнить громкий рефрен «She’s got the lo-o-o-o-ok», печальную «It must have been love, but it’s over now», эпическую «Listen to your heart, when it’s calling for you». Эти песни — такая же часть нашего культурного кода, как Abba или фильм «Красотка», к которому Roxette записали одну из главных своих песен.

Одна из лучших песен поздних Roxette

Roxette не были группой для внутриевропейского потребления. Они стабильно попадали в американские и британские чарты до конца девяностых. Roxette не были и группой из условной «дискотеки восьмидесятых». Кто смотрел MTV нулевых, точно помнит красивейший клип на балладу «A Thing About You» или веселую «Real Sugar». Вообще они умудрялись подстраиваться под любую эпоху, при этом не сильно прогибаясь под них. Они равным образом могли петь и гитарную новую волну, и гитарный поп-рок, и почти что трип-хоп.

Они могли все, и, наверное, так продолжалось бы дальше, но в 2002 году Фредрикссон стало плохо после пробежки, а потом в больнице у нее обнаружили опухоль мозга. Следующие 17 лет — это, прежде всего, борьба за себя с короткими перерывами, когда вроде бы все напасти отступили. При этом Фредрикссон умудрялась выпускать новую музыку до последнего. Последний трек у нее вышел в 2018 году. Это была баллада «Sing Me A Song» — мягкая, печальная и утешительная одновременно. «The love I had and gave makes it hard to say goodbye», — поет она там. Прощаться всегда тяжело.