В апреле 2020 года выйдет новый фильм про Джеймса Бонда. По такому случаю мы вспоминаем лучшую музыку, которая когда‑либо звучала в бондиане.

Мэтт Монро «From Russia with Love»

«Из России с любовью» (1963)

Первая песня, специально записанная для фильма (к прошлому саундтреком была «James Bond Theme»). До сих пор крунера Мэтта Монро все знают именно благодаря этой балладе о том, что из России можно принести не только коммунизм.

Джон Барри «Street Chase»

«Шаровая молния» (1965)

Саундтрек к «Шаровой молнии» — эталонная звуковая дорожка к эталонному шпионскому кино шестидесятых. Две ключевых темы: задумчивый инструментальный номер, под который Бонд находит запрятанный в океане самолет, и вот эта напряженная тема погони, которая то разгоняется, то спотыкается об перкуссию, то взрывается духовыми — и так до бесконечности. Даже странно, что никто не сделал на нее толковый ремикс.

Нэнси Синатра «You Only Live Twice»

«Живешь только дважды» (1967)

Одна из самых запоминающихся мелодий шестидесятых, записанная для предпоследнего фильма с Шоном Коннери (если не считать неканоничный «Никогда не говори никогда»). Нэнси Синатра нежно и вкрадчиво поет о смерти и жизни под солнечные струнные. Впоследствии главный мотив подрежет для своей песни о неизбежности течения времени Робби Уилльямс.

Джон Барри «Dusk at Piz Gloria»

«На секретной службе Ее Величества» (1969)

Две главные песни из единственного фильма с Джорджем Лэзенби — заглавная тема и слишком паточная баллада Луи Армстронга. Последнюю лучше слушать в исполнении Fun Lovin’ Criminals). Помимо них зато в саундтреке полно симфонических широт и долгот, коими славен главный бондовский композитор Джон Барри. Например — вот такая тревожная закатная драма.

Ширли Бэсси «Diamonds Are Forever»

«Бриллианты навсегда» (1971)

Из трех записанных дивой Ширли Бэсси песен для фильмов бондианы эта — лучшая. Последний канонический фильм с Коннери. Последнее «прости-прощай» от прекрасной эпохи. Больше не будет вот этой героической восторженности и землистого звука. Вокал Бэсси впоследствии по достоинству оценил Канье Уэст, который построил на семпле из «Diamonds Are Forever» один из своих ранних хитов.

Карли Саймон «Nobody Does It Better»

« Шпион, который меня любил» (1977)

Саундтрек в целом дурацкой картины «Шпион, который меня любил» делал не Барри, а оскароносный Марвин Хэмлиш. Не менее даровитый композитор, он отказался от широченных звуковых полотен своего коллеги. Его саундтрек более едкий, более шумный, более живой. Лучшее — заглавная песня в исполнении Карли Саймон, умиротворяющая баллада про то, что он придет и все поправит. Ее в итоге кто только не перепевал, смешнее всего получилось у Radiohead. Музыка к фильму «Шпион, который меня любил» — единственный в XX веке саундтрек к бондиане, который номинировали на «Оскар», он проиграл уильямсовской звуковой дорожке к «Звездным войнам».

Ширли Бэсси «Moonraker»

«Лунный гонщик» (1979)

Правило: чем хуже был фильм про Бонда в семидесятые, тем лучше была музыка к нему. «Лунный гонщик» — это отборная трешатина, комедия категории «Б». Зато музыка тут максимально эпическая: вернувшегося к написанию бондовских звуковых дорожек Барри, видимо, забыли предупредить, к какой чуши он пишет музыку. А он в итоге написал космической красоты балладу для Ширли Бэсси.

The Pretenders «If There Was a Man»

«Искры из глаз» (1987)

Страшно недооцененная песня, звучащая на титрах страшно недооцененного фильма «Искры из глаз» с Тимоти Далтоном. Тягучая, успокоительная баллада в лучших традициях восьмидесятых с минималистичным гитарным соло. Ничего лучше впоследствии Крисси Хайнд и компания не запишут. Кстати, изначально предполагалось, что именно The Pretenders запишут заглавную песню к картине, но в итоге ее отдали a-ha: те были пободрее и помоднее.

a-ha «Living Daylights»

«Искры из глаз» (1987)

Впрочем, и трек от норвежского трио тоже был вполне ничего. Традиционная по тем временам новая волна с припевом, который на концертах a-ha до сих пор поют хором (недавно в Петербурге ровно так и было). Вторая по известности после «Take on Me» песня группы.

Подробности по теме
Пол Воктор из a-ha — о записи «Take On Me», восьмидесятых и сонграйтинге
Пол Воктор из a-ha — о записи «Take On Me», восьмидесятых и сонграйтинге

Глэдис Найт «License to Kill»

«Лицензия на убийство» (1989)

Последний фильм с Тимоти Далтоном, вышедший в 1989 году, был интересной попыткой найти место для Бонда в новой реальности, где злых русских уже нет. Почему‑то многие эту драму о мести за друга и его жену разругали, а зря. Видимо, поэтому и заглавная песня в исполнении соул-дивы Глэдис Найт осталась как‑то упущена из виду: помнится, в подборках бондовских песен на российском MTV в 2002 году ее вовсе пропустили. Впрочем, может, все дело в откровенно дурацком клипе.

Моби «James Bond Theme»

«Завтра не умрёт никогда» (1997)

В девяностые саундтреки к фильмам про Бонда вновь стали интереснее самих фильмов, благо их записывали важные поп- и рок-артисты: Garbage, Тина Тернер и прочие. Лучшее — это танцевальная переделка заглавной темы фильма от Моби.

Крис Корнелл «You Know My Name»

«Казино „Рояль“» (2006)

Для первого фильма с Дэниелом Крейгом, где Бонд из супермена с гаджетами превратился в человека, подобрали соответствующую музыку. Лидер Soundgarden и Audioslave записал скорый, забористый боевик про то, что ты сам по себе и никто тебя не спасет. Хвалимый критиками, трек провалился в чартах, но для сольного Корнелла «You Know My Name» стал высшим коммерческим достижением, а по следам сингла он еще и выпустил альбом, где играл все тот же поджарый хард-рок и перепевал Майкла Джексона.

Подробности по теме
«Следующая серия должна быть интерактивной»: что «Афиша» писала про Бонда
«Следующая серия должна быть интерактивной»: что «Афиша» писала про Бонда