Сегодня Егору Летову исполнилось бы 55 лет. По такому случаю мы выбрали самые важные тексты о нем и его творчестве.

Большое интервью с Егором Летовым

В 2004 году Максим Семеляк поговорил для «Афиши» с Егором Летовым о его новом альбоме «Долгая счастливая жизнь».

(читать)

В некий момент представилось, что однажды так случится, что станет физически, жизненно невозможно принимать, скажем так, вещества, способные изменять, расширять сознание, — а это, по-моему, вообще необходимая составляющая настоящего рок-н-ролла. Вот. И если возникает такое — то что дальше? Когда праздников нет. Тогда — долгая счастливая жизнь. Каждому из нас. Навеки и навсегда.
Егор Летов
музыкант

Текст к годовщине смерти Летова

В 2013 году «Афиша» поговорила с с людьми, которые имели самое непосредственное отношение к созданию и распространению музыки Летова в последние годы.

(читать)

Я не думаю, что «Оборона» с годами будет становится популярнее, да и вряд ли, к сожалению, Егору памятник у нас поставят. Разве что только через много-много лет. Высоцкому поставили же.
Павел Перетолчин
барабанщик «Гражданской обороны» (2005–2008)

Интервью с Натальей Чумаковой, вдовой Летова — о фильме «Здорово и вечно»

Разговор журналиста и режиссера Олега Коронного с вдовой Егора Летова о том, как создавался документальный фильм «Здорово и вечно», и какие проблемы при этом возникали.

(читать)

Результат, конечно, оказался неожиданным. Материал в итоге увел в какую‑то свою сторону. Он стал более неоднозначным, метафоричным, егоровская стилистика сама диктовала ход повествования, какие‑то темы возникли в процессе, другие, наоборот, выпали.
Наталья Чумакова
басистка «Гражданской обороны», вдова Егора Летова

Максим Семеляк — о «Гражданской обороне»

Рецензии «Афиши», которые помогают лучше понять, что делал Егор Летов с музыкой и нами в нулевые годы.

«Свобода»

«Гражданская оборона» выпустила четыре новых CD, на которых нет ничего нового, а только много хорошего и живого. Интереснее всего «Свобода» — отлично сыгранный и прилично записанный весенний сейшен в кинотеатре «Улан-Батор» с изрядным количеством редко исполняемых в электричестве вещей — вроде «Пластилина» и «И снова темно». Летов поет здесь «Солнце взойдет» сильно лучше, чем на «Звездопаде», а еще страшно пропускает сквозь себя мощнейший свой «Прыг-скок», а еще перед началом концерта произносит довольно загадочную фразу: «Товарищи ученые, а можно вот этот зал чудовищный оттуда убрать?»

«Звездопад» (2002)

«Смысл «Звездопада» заключается в том, что Летов поет стихи Михаила Анчарова, Юрия Энтина и Булата Окуджавы, а играет музыку Владимира Шаинского, Яна Френкеля и Вениамина Баснера. Есть еще Высоцкий, Вера Матвеева и «Бременские музыканты». На дальней станции сойду — запахнет медом. Не будет он напрасным, наш подвиг благородный. Солнце взойдет.

В вокале Летова есть что‑то непоправимое: однажды пропетая им песня навсегда становится его собственностью. Пользуясь этой завидной особенностью голоса, Летов поет песни советских композиторов как свои, что делает «Звездопад» полноправным альбомом «ГО», а не коллекцией нетривиальных каверов».

Трибьют «Гражданской обороне» (2003)

«Вообще, трибьют еще раз подтвердил простую истину: Летов, конечно, крупный поэт, но куда мощнее он как мелодист и музыкант (с голосом в качестве главного инструмента). Вот они, казалось бы, тексты. Прилежно выучены, худо-бедно спеты. Однако лишенные его могучего баса, кипучей гитары и неистощимых барабанов, они не живут. Во всем посвящении есть, на мой вкус, один момент истины, за который многое прощается. Это когда «Ляпис Трубецкой» затягивает «Ржавый бункер — моя свобода». Он запевает это так, что человека, помнящего и любящего данную летовскую песню, определенно может хватить удар. Вот это уже действительно перехлест двух реальностей. Филип К.Дик, да и только. Воистину — монетка упала третьей стороной».

«Долгая счастливая жизнь» (2004)

«Я как могу стараюсь быть сдержанным, хотя дается это мне нелегко: меня, если честно, этот альбом жесточайшим образом ошеломил, добавив и седых волос, и счастливых минут (да что там минут — часов). Строго говоря, мне нечего прибавить к словам из старинной песенки группы «Флирт»: «Знаменитый Егор, он всегда был молодец, а сегодня Егор — это просто всем ****** [кошмар]». Я только решительно не понимаю, как Летов умудряется на одних и тех же затверженных аккордах, с одной и той же интонацией изготовлять все новые и новые чудо-песни, которых уже не забыть. Все-таки этот человек очень многое понимает в том, что Андрей Платонов называл тайнообразующей силой музыки».

«Реанимация» (2005)

«Реанимация» — самое горькое сочинение Летова (горше «Самоотвода») и, возможно, самое совершенное его творение. «Реанимация» — не продохнуть какая вещь, вопиющая загвоздка альбома. Своеобразное излечение от метафоры: в отличие от ранней летовской песни под названием «Эксгумация», «Реанимация» телесна, кровеносна и лимфатична, болезное «journey through a body» (как у группы Throbbing Gristle) со светом в конце смертного тоннеля. Летов научился петь так, словно имеет в виду сразу все. «Реанимация» — и ужас, и радость, и великая депрессия, и вынужденная эйфория, и возвращение с того света («А ну-ка встать!»), и одновременное в него погружение. Она топчется на болевом пороге открытий, переступает его и… впрочем, больше я об этой песне говорить не буду, поскольку это удел уже не критика, но сталкера. Добавлю только, что гитарист Чеснаков вспарывает воздух между немногословными куплетами совершенно чудовищным по напряжению соло».

«Зачем снятся сны» (2007)

«Даже на уровне образов этот альбом являет собой не прорыв, но скорее взгляд сверху или, как выражается сам автор, «потрясающий вид из окна». Собственно, не зря Летов перепевает на пластинке совсем старую песню «Я летаю снаружи всех измерений». Альбом «Зачем снятся сны» — это как бы взгляд на все про все с птичьего полета. Причем это уже не привычная эйфория дурачка, который вдруг полетел на воздушных шариках над расчудесной страной, но своего рода продуманная экспедиция со всем необходимым снаряжением».

(рецензии доступны в полном объеме на старой версии сайта: для перехода на нее нужно кликнуть на соответствующую ссылку внизу страницы afisha.ru)