Каждую пятницу мы выбираем самую лучшую музыку за последние семь дней.

Этот материал лучше читать под аккомпанемент. Мы выбрали для вас 20 лучших треков минувшей недели и собрали их в виде плейлистов в «ВКонтакте» и Apple Music

Главный новичок 2018 года Тима Белорусских выпустил альбом «Мой первый диск — твоя кассета»

Семь треков с подзаголовком «Сторона 1» — видимо, будет еще и вторая часть. Главных хитов про кроссы и незабудку нет, и это решение насколько рискованное, настолько и оправданное. «Витаминка» — потенциальный хитяра на миллион, да и все остальное для стриминг-топов звучит убедительно. Формула проста: коржовское обаяние + местная поп-музыка рубежа веков — и, похоже, эта формула работает.

Фейс выпустил альбом «Slime»

Иван Дремин отошел от социалки, но продолжил войну: на этот раз с хейтерами и рэп-звездами. В песне «Woof» он диссит LʼOne, а в «Мой Калашников» Иван печалится, что Гуф, по его мнению, «мусорнулся». Другой вопрос, что новый материал звучит все равно менее убедительно, чем бэнгеры про бургер и Запад. Фейс будто бы откатил тематику к ранней (и лучшей?) версии себя, но оставил от «Пути неисповедимы» рифмы на глаголы и чересчур воинственный хейтспич — неизвестно, как с карьерой Ивана пойдет дальше, но все-таки полюбили его за раскованный язык и подростковые в хорошем смысле баллады, а не пушки за спиной. Во всяком случае, однозначных бэнгеров и народных хитов уровня «Бургера» здесь сыскать получится едва ли. При этом «Slime» — это альбом, где Фейс оказался отличным мелодистом и где бит и мелодии снова обрели форму и стать, которых не было на «Пути неисповедимы» с его оголенным агит-попом.

Подробности по теме
Фастфуд-поп, молодые миллионеры и токсичный хайп: чему нас учит кейс Фейса
Фастфуд-поп, молодые миллионеры и токсичный хайп: чему нас учит кейс Фейса

Самый мрачный дебют года: кирово-чепецкий рэпер Мак Сима Мгла выпустил альбом «Черная заря»

Заря тут реально черная, звук — электронная хмурь, деформированный синтвейв, местами срывающийся чуть ли не на маршевый ритм, местами расфокусированный. Так мог бы звучать ATL, забывший про танцы, или Boulevard Depo, взявшийся за синтезаторы. Голос то выплевывает фразы, то кричит, то ломится сквозь гитарные примочки, подключенные к микрофону. В текстах не меланхолия, а порой просто тьма. Здесь почти нет репрезента и любовной лирики (а когда она есть, то нередко сводится к удовлетворению физических потребностей).

Мглу часто сравнивают с Хаски и Скриптонитом. Но если у Хаски ад — это окружающий быт, то у Мглы весь ужас творится прямо внутри головы. Со Скриптонитом у них общее только в болезненном флоу и посыле в духе «отстаньте, отвалите, мне надо побыть с собой». Только если у Скриптонита прибавляется «и с ближними», то у Мглы песни — это порой совершенно черное одиночество. Симптоматично, что тут почти нет фитов, а те, что есть — с такими же исповедниками меланхолии: Бакеем и Ахо Атэли.

При всем при том лирика и музыка человека, чей один из первых хитов назывался «Жуть», не звучат отталкивающе. Да, это такой отчаянный монолог с самим собой, но с этим монологом легко можно себя сопоставить.

Подробности по теме
«В голове — песни»: интервью с рэпером Мак Сима Мгла, автором самого мрачного дебюта года
«В голове — песни»: интервью с рэпером Мак Сима Мгла, автором самого мрачного дебюта года

Matrang внезапно выпустил альбом «DA»

Сразу поясним: здесь нет хита ранга «Медузы», но хуже от этого альбом не становится. Удивительное начинается с первого трека: барабаны, смычковые, гитара как у The xx. И далее: тонкокожий бит, клавишные в разреженном воздухе, аккуратные гитарные семплы, громогласные духовые семплы, рычащая этника, голос, в котором важнее текстов — интонации. Да, на многих Matrang не ушел далеко от привычного для себя ретрохауса, но работа его с материалом куда более филигранная, чем у другого исследователя модной электроники прошлого Тимы Белорусских. «DA» — элегантная поп-запись, в которой почти нет лишних нот и звуков.

А еще

Оксимирон записал трек «Под дождем» с забытым героем рэп-андергаунда Джино. Это экс-участник группы «1000 слов» и важная фигура низового рэпа нулевых, который не стал играть ни в темпе, ни по правилам текущего дня. Показательный факт: у него даже нет ни одного сольного альбома. Мирону не впервой делать фиты с артистами калибром пониже себя, но тут случай явно нерядовой. Помимо кассовых здесь есть еще и идеологические различия: хип-хоп Джино не в пример творчеству Мирона — угрюмый, старорежимный и бытовой, но вот в самом треке эти противоречия будто бы исчезают. Оба артиста находят точку пересечения в рефлексии по поводу мироустройства и препарируют его — каждый по-своему.

Гнойный в новом треке выказался на тему концерта «Я буду петь свою музыку» и выдвинул претензии рэп-коллегам. Например, за то, что «диссят власть, но не называют имен», и за то, что «за свободу» идут «сниматься к тому, кто за правду просто … [бьет] людей». Видимо, речь тут про Оксимирона и его давний конфликт с Ромой Жиганом, развязка которого — это съемки первого в фильме второго.

Новичок момента: RʼnʼB с передовым звуком от участника альт-рок-группы Kirov. Макс Куббе пел в нестыдной рок-группе Kirov, потом осваивал поп-музыку 80-х в Auroraw, а сейчас делает RʼnʼB с оглядкой на исследовательскую электронику, и на днях у него вышел альбом «Найтмаркет», где среди прочего на фитах — один из главных текстовиков русского рэпа Horus, старожил жанра Fuze и интересная группа Lurmish.

Новый клип Feduk называется «Амазонка», но название обманчиво, тропических красот тут нет.

These New Puritans анонсировали первый альбом за шесть лет и выпустили трек «Inside The Rose» (так же называется и альбом, который выйдет 22 марта): мощный полусинтетический оркестр со спотыкающимися ударными.

Новый трек Intepol: крикливый постпанк, куда более убедительный и мощный, чем последние три (а то и четыре) альбома группы.

Теофилус Лондон и Tame Impala выпустили один совместный трек: бойкий хип-хоп с ретроаранжировками, больше напоминающими Daft Punk, чем группу Кевина Паркера.

Свежий трек от диджея и продюсера Kaytranada (работал с Андерсоном Пааком, Chance the Rapper, GoldLink, Кейти Би и другими): семплерная нега и роскошь с оркестром и ретросинтезатором.

Одна из лучших британских гитарных групп последних лет JAWS выпустила сингл «Do You Remember». Такого мощного и по-хорошему безумного брит-рока, с хрипотцой, с глухим и громким басом, с гитарной стеной мы давно не слушали: лучшая часть песни начинается с 1.53.

Beirut выпустили альбом «Gallipoli». Звучит там все та же меланхоличная и пронзительная акустика на фоне мелодий народов и стран других миров и времен.

В сети появилось фото украинской рэп-звезды момента Alyona Alyona на предвыборном форуме Порошенко. Артистка написала в фейсбуке, что шла на конференцию, «чтобы помочь своему детсадику» и быстро покинула зал, когда поняла в чем дело («я не ожидала, что попаду на предвыборную кампанию Порошенко»). Сейчас пост скрыт. А днём спустя вышло демо нового трека с текстом: «Я требую перемен, бью тревогу. Людей не интересует чудо, люди ждут диалога».

И кратко. Бет Гиббонс из Portishead и Tool обещают новые альбомы (вторым совсем нет веры, но кто знает). Boulevard Depo в феврале выпустит EP «Stay Ugly». Toro Y Moi слил микстейп на файлообменник (звучит там очень перегруженный глоуфай). The Mountain Goats записали альбом про настольную игру «Подземелья и драконы», на первом сингле звучит миловидная акустика. И напоследок: послушайте дикий авант-рок с отчаянной лирикой на русском от латышской группы Nikto.