Товара меньше, а цены выше: пользователи тиктока призвали остановить шринкфляцию

31 августа 2022 в 18:23
Пользователи популярной соцсети обнаружили, что компании часто продают уменьшенные версии своих товаров по завышенной или старой цене. Они запустили флешмоб, в котором разоблачают «недобросовестных производителей».

В чем суть флешмоба?

Хантер Джаррат постоянно покупал свои любимые овсяные батончики Quaker. Но однажды заметил, что их размер уменьшился, хотя упаковка выглядит прежней. Молодой человек рассказал в своем видео в тиктоке, что старый батончик весил 26 грамм и стоил 1,90 доллара. Сейчас он подорожал до 2 долларов и «похудел» до 24 грамм. «Получается, в нем есть больше воздуха», — добавил Джаррат.

Овсяные батончики, размером которых возмущен тиктокер Хантер Джаррат

Издание CNBC провело дополнительные подсчеты подозрительных батончиков. Выяснилось, что грамм товара подорожал не менее чем на 0,01 доллара. Своим видео Джаррат привлек внимание других пользователей тиктока к явлению, которое в экономике называется шринкфляцией. Это уменьшение размера товара при сохранении или увеличении его цены. Сам термин появился путем соединения слов to shrink (в переводе с английского «сжиматься». — Прим. ред.) и inflation (в переводе с английского «инфляция». — Прим. ред.).

Пользовательница @investwithqueenie сравнивает упаковки популярных сладостей и рассказывает о шринкфляции

Молодые люди, обеспокоенные ростом цен, посчитали, что таким образом компании поступают нечестно, преследуя исключительно личную выгоду. Например, по версии пользовательницы @niquesthegreat, за пять лет стандартный овощной салат «сожмется» до размера, который помещается в ладони, а его цена возрастет на 70 долларов. По состоянию на прошлую неделю ролики с призывами остановить шринкфляцию посмотрели более двух сотен миллионов раз.

Тиктокерка @niquesthegreat имитирует покупку овощного салата через пять лет

Издание CNBC приводит в качестве примера компанию PepsiCo. В июле она повысила свой прогноз выручки на год, потому что инфляция привела к подорожанию товаров. Чтобы компенсировать рост издержек на производство, корпорация планирует сокращать размеры своей продукции.

Представитель Mondelēz International подтвердил журналистам, что размер батончиков Cadbury Dairy Milk действительно был уменьшен с 2012 года. Для удержания старых цен после возросших затрат компания также воспользовалась шринкфляцией.

Пользовательница @addisan.jarman советует своим подписчикам обращать внимание на размер товаров, которые они покупают

Это все коварный заговор производителей?

Нет. В период инфляции компании таким образом стараются компенсировать возросшие издержки при производстве товара, которые касаются сырья, тары, рабочей силы и транспортировки. Покупателя оттолкнут резкие скачки цен на полках супермаркета, и он уйдет с пустыми руками. Поэтому производители придумали уменьшать размер товара, что позволяет незначительно повысить или сохранить его прежнюю стоимость.

Скорее всего, никто даже не заметит этого: производители редко анонсируют подобные изменения. «Покупатель не узнает разницу. Когда в последний раз ты считал количество чипсов в упаковке? Или количество салфеток в коробке?» — спрашивает пользователь @johnfinancetips.

Пользователь @johnfinancetips в ироничной форме обсуждает стремление компаний обогатиться за счет шринкфляции

А что в России?

Считается, что шринкфляция распространилась в России в период кризиса 2008–2010 годов. Позднее практику стали использовать чаще, это продолжается до сих пор.

Например, с 2012 по 2018 год производители коровьего молока сократили тару: с 1 и 1,5 литра до 0,95 и 1,45 литра соответственно. В этот же период, по данным Русской службы Би-би-си, также уменьшились упаковки соков, сметаны, пива, майонеза, сыра и пористого шоколада. А в 2019 году на прилавках отечественных магазинов появились девятки яиц. Это, кстати, тоже породило бурное обсуждение в сети.

Расскажите друзьям