В кризис часто происходят неприятные и даже фатальные изменения. Одна из наиболее тяжелых проблем, с которой можно столкнуться, — это потеря работы. Что нужно делать, чтобы удержаться на своем месте или успешно сменить специальность? Об этом «Афиша Daily» поговорила с карьерным консультантом Еленой Гируцкой.

Елена Гируцкая

Карьерный консультант, автор телеграм-канала о карьере

Кратко:


  • Рынок труда не в таком сильном кризисе, как кажется
  • Кризис — время возможностей: например, за счет ухода экспатов
  • Решили сменить работу? Все-таки подумайте дважды: скажем, вы уволитесь, а могут отозвать оффер
  • Резюме — половина успеха. Не забудьте про хорошее сопроводительное письмо
  • Начальство, скорее всего, будет вас уговаривать остаться
  • Если уволили, не расстраивайтесь: не бывает плохих работников, бывают те, кто не подходит тому или иному работодателю

Что происходит со сферой найма сегодня?

Мы все чаще слышим новости, что очередная зарубежная компания приостанавливает свою деятельность на территории России, в стране вырос уровень безработицы, привлекательных вакансий нет, и вообще с работой все плохо. Давайте разберемся, что происходит на фактах.

По моим оценкам, лишь 5% компаний, заявивших об уходе, реально остановили свой бизнес и сократили персонал. Остальные либо приостановили свою деятельность и выплачивают две трети заработной платы сотрудникам в рамках объявленного простоя, либо оформляют новые юридические лица, переводя туда сотрудников, и продолжают работать. Так, например, делают некоторые компании из BIG4Что это?Четыре крупнейшие сети аудиторских и консалтинговых фирм: Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG..

Российский бизнес с точки зрения найма персонала пока «на холде», то есть приостановлен. Это связано с тем, что компании пересматривают стратегии развития, оптимизируют или меняют внутренние процессы. Да, увольнения, сокращения или сокращения заработной платы тоже есть. Особенно это чувствуют компании, связанные с логистикой, и те, что занимаются импортом и экспортом. Но в российских компаниях IT-сегмента, которые не связаны или не зависят от международного бизнеса, наоборот, найм в самом разгаре.

Похожую тенденцию можно наблюдать и в государственной сфере: прирост вакансий за последний период составил свыше 20%. Скорее всего это происходит в связи с последними событиями, некоторые люди отказываются работать на государственные компании по личным мотивам. Кстати, особенно много вакансий появилось в области политического PR и пресс-атташе в государственной службе.

По факту количество людей, оставшихся без работы из‑за геополитического кризиса, сильно преувеличено. Если верить статистике с сайта HH.ru, то количество резюме возросло всего на 20%, а число вакансий уменьшилось на 24% относительно конца февраля. В целом количество просмотров резюме сократилось на 20–30%, но конкуренция среди соискателей не сильно выросла. Это происходит из‑за приостановки деятельности компаний: не увольняют персонал и стараются спокойно переждать эту ситуацию. А вот когда их всех сократят, все будет гораздо хуже.

Кто в зоне риска и что им делать?

Сейчас в зоне риска все. Больше всего пострадали автомобильная отрасль, международный туризм, транспортная инфраструктура, в том числе авиация, логистика, рекламные агентства, страхование.

Что же делать? Прежде всего не стоит впадать в панику, хотя это и трудно. Владельцы бизнеса и топ-менеджмент так же, как и вы, не понимают, что будет дальше. Но это тот самый момент, когда вам стоит проявить гибкость, проактивную позицию в поиске разных путей выхода компании из кризиса.

Стоит заранее задуматься о подготовке резюме и просматривать вакансии на рынке, в случае увольнения вы как минимум будете подготовлены к поиску работы. А также это поможет пережить сокращение с наименьшими потерями.

Я хочу сейчас сменить работу, что делать?

Сначала определитесь, почему вы решили это сделать. Привычные мотивы «меня не устраивает начальник» или «у меня неадекватные коллеги» сейчас не так значимы, как раньше. Все так стремительно меняется, постарайтесь не делать резких движений и не принимать решения в состоянии паники.

Что нужно знать, если вы сейчас хотите поменять работу? Во-первых, есть риск, что оффер могут отозвать. Вы можете принять предварительное приглашение, уже уволиться с прошлого места работы, а оффер отзовут, и вы останетесь ни с чем. К сожалению, так тоже бывает.

Во-вторых, есть риск не пройти испытательный срок или вовсе разочароваться в компании, которую вы выбрали. Параллельно сейчас в некоторых компаниях идет сокращение персонала, и под горячую руку чаще всего попадаются новые сотрудники.

Меняйте работу с осторожностью: тщательно изучайте предложения от компаний. Узнайте информацию о текущем состоянии дел в организации, поговорите с сотрудниками. Ну и помните про возможные риски — не стоит забывать про подушку безопасности, благодаря которой получится спокойно искать работу на протяжении нескольких месяцев.

Кризисное время может быть и временем возможностей: например, многие крупные компании отзывают экспатов, а значит, кто‑то может занять их место. Совсем недавно был вот такой кейс: моя клиентка — PR-директор одного российского стартапа — столкнулась с сокращением зарплаты вполовину. Выбрали следующую тактику: работали и параллельно посматривали на рынок, готовили резюме. Когда подвернулась вакансия в российский IT-стартап, мы оперативно откликнулись, и клиентка получила очень привлекательный офер в тот же день. Кстати, схантили ее сразу с командой.

Где и как лучше искать работу?

Во-первых, сделайте понятное резюме. Ваша задача — упаковать свой опыт в резюме так, чтобы HR понял вашу ценность как эксперта: делайте ставку на достижения, задачи, связанные с улучшением или оптимизацией процессов. Например, если у вас есть кейсы и проекты, реализованные во время пандемии, которые помогли бизнесу, делитесь ими. Умение быть проактивным и действовать в кризис очень важно для работодателей. Сейчас также особенно востребованы любые скиллы, связанные с рынками Азии или арабских стран. Если есть опыт работы с ними, обязательно укажите в резюме.

Во-вторых, всегда пишите сопроводительные письма. Определите, какую пользу компании можете принести именно вы, и расскажите об этом.

Исходя из моего двенадцатилетнего опыта подбора персонала, из десяти соискателей сопроводительное письмо напишут только трое. Два из которых будут действительно проработаны: кандидат рассказывал о себе, своей мотивации и пользе, которую он может принести компании. Сопроводительное письмо — это один из самых недооцененных инструментов продвижения на рынке труда, и им не нужно пренебрегать. Ведь по факту это способ выстроить диалог с потенциальным работодателем до момента, пока он открыл ваше резюме во вложении.

В-третьих, используйте принцип многоканального поиска работы: чем шире охват воронки вакансий, тем больше конверсия в приглашения на интервью.

Помимо классических сайтов для поиска работы используйте соцсети, где можно найти HR-специалистов и руководителей компаний и обратиться к ним напрямую (снова возвращаемся к умению писать сопроводительные письма).

Также существует LinkedIn (заблокирован на территории РФ по требованию Генпрокуратуры. — Прим. ред.). Могу вспомнить случай, когда клиентка наотрез отказывалась им пользоваться, потому что, как ей казалось, в этом нет особой необходимости. Как только по моему совету она обновила информацию о себе, то за день ей пришло два предложения из Саудовской Аравии. В этом и плюс: вас могут захантить работодатели со всего мира. Наконец, у всех компаний есть электронный адрес, куда можно напрямую писать с предложением кандидатуры.

Какие навыки больше ценятся в кризисные времена?

Больше всего ценятся специалисты, которые являются проактивными: видят проблему и предлагают решение, а не замирают в кризисной ситуации. Также сейчас мы наблюдаем, как многие блогеры или SMM-специалисты, переходя на новые цифровые площадки, испытывают дикий стресс — отсюда еще один важный навык — умение переучиваться. То, что вы делали раньше, уже не работает, и чем быстрее вы переучиваетесь, тем скорее будете востребованы. Этот опыт всегда получаем через сопротивление. Ну и, конечно, в текущих условиях особо ценится любой опыт работы с азиатским или арабским рынком, а также знание языков — об этом тоже стоит заявлять.

Как правильно уволиться?

Увольнение — это стресс не только для соискателя, но и для работодателя (особенно, если он не планировал с вами расставаться). Естественно, чтобы минимизировать свои риски, руководство применяет разные методы удержания: кто‑то предлагает повышение и делает контр-оффер, а кто‑то включается тактику обесценивания: «Ты ничего не найдешь для себя, лучше оставайся».

Перед увольнением обязательно подготовьте и опишите краткую инструкцию обязанностей для человека, который займет вашу позицию. Вы также можете предложить помощь в подборе сотрудника. Эти действия минимизируют риски и стресс работодателя и позволят вам расстаться на доброй ноте, думайте о своей профессиональной репутации прежде всего.

Кстати, если сомневаетесь, что работодатель будет давать о вас положительные рекомендации, после ухода советую проверить свой репутационный след. Попросите кого‑то из знакомых позвонить вашему работодателю и представиться HR-специалистом, чтобы взять рекомендации о вас.

Как не попасть под сокращение?

Занимайте проактивную позицию, покажите свою ценность компании руководителю, помогайте коллегам, предлагайте идеи. Можно попробовать договориться и предложить компании работать на неполную ставку с частичной загрузкой. Другими словами, продемонстрируйте заинтересованность и проактивность внутри команды и компании в целом.

Но что делать, если все-таки уволили?

Увольнение всегда больно бьет по профессиональной самооценке, даже если оно происходит по независящим от вас причинам, например, связано с геополитической обстановкой. Лучшее, что вы можете сделать для себя, — подготовить резюме и начать активно искать работу. К сожалению, сейчас нет времени на раскачку и рефлексию. Ну и помните, что не бывает плохих или хороших сотрудников. Есть только те, кто подходит конкретному работодателю или нет.

Подробности по теме
Как жить в Москве: гид по новой реальности
Как жить в Москве: гид по новой реальности