Словосочетание «современное искусство» в последние годы у всех на слуху. Но как полноправно войти в этот рынок, не обжечься при покупке работ и начать собирать коллекцию, которая будет приносить удовольствие, и, возможно, вырастет в цене? Разбираемся вместе с экспертом по коммуникациям и создательницей телеграм-канала Artysmarty Анастасией Ландер.

Анастасия Ландер

Эксперт по коммуникациям и создательница телеграм-канала Artysmarty

Не бросайтесь сразу покупать — возможно, через пару дней вам разонравится купленное сгоряча искусство

Есть большая разница между импульсивной покупкой формата «очень нравится, ужасно хочу купить и куплю прямо сейчас» и покупкой в коллекцию — «покупаю, потому что знаю, как эта работа поддержит уже имеющиеся, как впишется в концепцию, что добавит моему собранию». И тот и другой формат собирательства абсолютно оправдан, однако если вы хотите не просто заполнить белые стены картинками, а дать старт коллекции, начните с планирования и самообразования. Об этом говорят все крупные коллекционеры и арт-профессионалы: лучшая инвестиция на старте — не в произведение искусства, а в себя.

Игорь Цуканов, известный коллекционер постсоветского искусства, рекомендует потратить год на самообразование: понять, как устроен рынок, какие есть галереи и аукционы, где именно продаются художники, которые вам интересны. Чтобы освоиться в новом для вас рынке, можно пойти учиться, например, к журналистке Марине Анциперовой и кураторке Асе Аникеевой — их курс «Собери их всех» обещает за десять онлайн-сессий воспитать в вас самостоятельного коллекционера.

Если хочется разбираться без посторонней помощи, то стоит подписаться на тематические телеграм-каналы, например, ArtFragment, которым управляют галерист Сергей Гущин и журналист и художник Александр Щуренков. Или прочесть несколько классных книг, которые не теряют актуальности: такова книжка Луизы Бак и Джудит Грир «Искусство в собственность». Последняя издавалась «Гаражом» и всегда есть на «Амазоне» в оригинальной версии.

Вооружившись знаниями, подумайте, зачем вы коллекционируете?

Многие начинающие коллекционеры надеются на принцип «новичкам везет»: а ну-ка куплю я сейчас за бесценок эту картину молодой художницы, авось она лет через пять вырастет в цене раз в десять! История знает такие случаи, но они лишь подтверждают правило: не стоит покупать искусство в надежде сорвать случайный куш. Молодые художники, особенно на российском рынке, проходят длинный путь перед тем как начать выставляться в хороших галереях и стабильно расти. Именно практика, а также участие в выставках, ярмарках и биеннале дают толчок повышению цен на работы.

Вы скажете: «Но в искусство ведь инвестируют?» Да, безусловно, но, во-первых, сколько‑нибудь существенную и более-менее прогнозируемую прибыль могут принести только инвестиции в художников с мировым именем — и это совершенно другие бюджеты, измеряющиеся сотнями тысяч долларов. Во-вторых, по всем канонам инвестиций, покупать искусство для заработка на нем стоит, только когда сформирован основной портфель, дающий стабильную хорошую доходность, и решается задача диверсификации активов. Искусство как актив имеет ключевой недостаток — низкую ликвидность (можно относительно быстро купить, но очень сложно быстро продать), поэтому вкладываться в него рекомендуют далеко не в первую и не во вторую очередь.

Что же остается, если бюджет не слишком велик и амбиций разбогатеть нет? Естественно, коллекционировать для удовольствия. Даже матерые дилеры, помогающие Лео Ди Каприо получать быструю прибыль на работах недавно прославившихся художников, говорят, что если и покупать, то только то, что нравится. Слушайте себя, если вам не по душе картина молодого дарования, которую настойчиво предлагает купить галерист. Слушайте себя, если вы уже третий день не можете забыть керамическую скульптурку, которая так классно будет смотреться на вашем столе. Читайте критику, учитывайте советы галеристов, разговаривайте с художниками, но в момент принятия решения о покупке слушайте себя.

Определитесь с концепцией: что именно и почему вы коллекционируете?

Коллекционирование от собирательства отличает наличие идеи, концепции, замысла коллекции. Перед тем как приступать к коллекционированию, хорошо бы решить, что именно вы будете покупать или чего вы не будете покупать никогда. Кто‑то фокусируется только на живописи, кого‑то чарует фотография, кто‑то фанатеет от керамики. Есть коллекционеры, покупающие только пейзажи всех мастей или только этюды рук. Коллекционерка Валерия Наполеоне покупает работы только женщин-художниц.

Начинающие коллекционеры часто решают покупать тиражные работы или графические листы — это неплохая возможность обладать произведениями серьезных художников и не разориться. Определиться как минимум с тем, коллекционируете ли вы объемное (скульптура, керамика) или плоское искусство (англ. flat art — картины, фотографии, рисунки, принты) — полезное упражнение, которое поможет вам не терять концентрацию на выставке.

Определитесь с бюджетом — его можно пересматривать, но он должен быть

Покупка искусства часто становится для коллекционера азартным делом — даже если не участвовать в аукционах, хочется раньше прочих приехать в студию к художнику и купить самую классную работу во что бы то ни стало. Кто‑то может позволить себе выделить годовой бюджет на покупку искусства, кому‑то комфортнее поставить лимит цены за одну работу — как бы то ни было, ограничить себя финансово всегда полезно. Если оставить в стороне очевидный вопрос о сокращении необдуманных трат, то от вынужденных ограничений вы станете изобретательнее, будете пристальнее изучать рынок и творчество нравящегося художника, сможете видеть ценность в не самых дорогих произведениях и научитесь отсеивать незначительные поделки ради действительно выдающихся работ.

Где и как покупать?

Давайте разберемся в базовом устройстве рынка. Есть первичный рынок — это когда вы покупаете работу напрямую у художника, в галерее, которая его представляет, или на арт-ярмарке. Покупать у художника напрямую дешевле и, как считают многие, этичнее всего — все деньги идут творцу. Однако многим художникам бывает сложно развивать и свою практику, и вести продажи, поэтому хорошая галерея, которая снимает с плеч творца заботы о маркетинге, организации выставок и построении отношений с клиентами, — это подспорье и художнику, и покупателю.

Плюс ко всему хорошо, если вы тусуетесь в арт-кругах и заходите в студии к молодым талантам без звонка, но что, если вы не горите желанием самостоятельно просеивать арт-рынок в поисках стоящих работ? Тут и вступает на сцену галерист. Покупая напрямую у него, а не в галерее, вы имеете дело с уже сделанной выборкой, с работами, которые прошли некую верификацию рынком, аттестацию профессионалом.

Если есть первичный рынок, то есть и вторичный? Совершенно верно, и это перепродажа на аукционе, через галерею или дилера. Такие продажи бывают как и публичными, так и приватными. Цены на этом рынке непредсказуемы, но скорее растут, чем падают. Обычно на вторичном рынке торгуются работы уже умерших художников — и тут вступает в силу проблема ограниченного предложения и не вполне стабильной ликвидности работ. Исключение из этого правила — это рынок современного искусства, на котором представлены ныне живущие художники.

На российском рынке современного искусства есть и гибридный формат продажи: аукционы работ молодых художников, их, например, проводит проект Sample, чья цель — запустить на орбиту новые имена. Аукционный дом Vladey, созданный галеристом Владимиром Овчаренко, также предлагает доступный формат покупки молодого искусства на своих субботних торгах «Все по 100», где стартовая цена каждого лота составляет 100 евро. Кроме того, Овчаренко не взимает с выигравшего лот покупателя традиционную комиссию.

Фотография Сергея Браткова из серии «Десантный отряд», 2002. Осенние торги аукциона Vladey

«Вот я купил — и чо с ним делать»?

В идеальном мире вы отправляетесь на поиски очередного монументального полотна, прекрасно представляя себе, где именно оно будет висеть, как будет падать свет, какого цвета диван будет стоять рядом и дотянутся ли до драгоценной картины пухлые детские ручки. Чаще бывает так, что вы видите какую‑то удивительную работу, дальше все как в тумане, и вот вы уже стоите в растерянности дома, не зная, куда бы пришпандорить гвоздь для покупки. О чем стоит помнить? О пыли, солнце и влажности. На заре карьеры художники не всегда могут позволить себе вложиться в хорошие рамы и музейного качества стекло, которое защитит рисунок углем или нежную акварель от выцветания. Этим придется заняться вам.

Помните о дополнительных затратах, когда покупаете недорого принт, графику или фотографию без рамы: мысленно заложите около ⅔ стоимости работы на должное оформление. Если вы вешаете на стену картину, написанную маслом на холсте, выберите место вдалеке от батарей отопления, от часто открываемых окон, от кондиционеров и прочих источников влажности или сухости. Иначе по утрам вас может встречать набухший за ночь или, наоборот, перетянувшийся холст — а это неизбежные травмы краски и скорая реставрация.

Если вы коллекционируете керамику, не забывайте обметать ее от пыли, а лучше поговорите с авторами — что они рекомендуют? Одна керамистка как‑то посоветовала мне не бояться поставить ее сложносочиненные фарфоровые фракталы в посудомоечную машину — сказала, что сама так делает раз в пару месяцев, чашки же мы, дескать, не боимся мыть. Совет классный, но явно не для всякой работы, поэтому всегда стоит спросить художника.

Страховать или нет? Как возить?

Страхование коллекции — с одной стороны, серьезный, с другой, логичный вопрос. Если в вашей коллекции всего три небольших работы молодого автора, возможно, отдельную страховку на случай кражи на них заводить не стоит. Однако если вы страхуете жилье и движимое имущество, если ваша коллекция уже достигла внушительных размеров, подумайте о том, чтобы добавить в страховой полис искусство — не дай бог, зальют соседи сверху? Как минимум, есть шанс получить выплату на реставрацию работы.

То же и с покупкой искусства в других городах — выбирая способ доставки работ к вам, подумайте о страховании объекта на период перевозки. Можно переслать картину или статуэтку СДЭКом, тщательно упаковав работу, однако если покупка ценная, обратитесь к специалистам по перевозке искусства. Они могут предложить специальные короба для картин, сконструируют особый ящик для хрупких предметов, упакуют фотографии и живопись в бескислотную бумагу.

Получайте удовольствие!

Пусть вас не пугает все вышеописанное. Помните, что при желании и тщательном планировании можно увлечься и собрать великую коллекцию — пример четы Фогель, которые создали уникальное собрание современного искусства, всю жизнь прожив в однокомнатной квартирке на Манхеттене, вам в помощь.

Коллекционирование искусства — это приключение, которое приведет вас в особенный мир. На пути коллекционера можно встретить удивительных людей, стать вхожим в круги тех, кто каждый день берет в руки кисти, фотоаппарат или ком глины и создает нечто уникальное. Многие коллекционеры говорят о том, что при виде очередной работы, которую они вот-вот купят, они чувствуют внутренний толчок, прилив адреналина, словно слышат сигнал «Это оно, бери». Ради этого чувства и ради удовольствия потом видеть желанный объект дома, ради возможности им любоваться ежедневно, рассказывать о нем гостям люди и коллекционируют искусство. Попробуйте и вы.