Около года назад редактор Мария Троицкая оформила кредитную карту. К сожалению, вместе с картой ей доставили еще и проблемы — сотрудница подделала данные и взяла кредиты в размере 400 тысяч рублей. Разбираемся вместе с руководителем проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгенией Лазаревой, как можно обезопасить себя в таких ситуациях.

Что случилось?

В 2020 году Мария Троицкая заказала кредитную карту в Альфа-банке. Сотрудница банка доставила ее на дом и сфотографировала клиентку с паспортом. Через два месяца Марии стали поступать звонки с требованием вернуть деньги.

Девушка решила, что столкнулась с новым видом мошенничества, и не обратила на это внимания. Зимой Мария покинула Москву и уехала на юг России. Однажды до нее дозвонился очередной сотрудник, но в убедительной и вежливой форме разъяснил, что происходит.

Параллельно стали поступать звонки родителям девушки. «Сотрудница микрофинансовой организации описывала, как я в майке на фоне дверей держу в руках паспорт. Точно такую же фотографию сделала курьер», — говорит Троицкая.

После этого девушка обратилась за помощью к юристу и стала писать обращения в микрофинансовые организации. Те посоветовали написать заявление в полицию, что девушка и сделала.

Также Мария направила претензию в Альфа-банк. Они долго игнорировали просьбы клиентки, и через месяц с ней связался сотрудник службы безопасности. Но спустя время он пропал.

На официальные запросы компания не отвечала. Тогда Мария выложила пост в социальных сетях с ответом Альфа-банка, который заключался в стандартной отписке. Когда вышел эфир на радио, сотрудники позвонили девушке, заблокировали кредитную карту, которую ранее заблокировали «из‑за плохой кредитной истории», и пообещали помогать раскрытию дела.

«Вся трагедия моей ситуации в том, что никто из людей просто не выполняет своей работы. Микрокредитные организации выдают кредиты только по фотографии, не проверяя данных. Банк не обеспечивает сохранность личных данных клиентов, а полиция не берется расследовать дело. Центральный банк, куда я тут же обратилась с жалобой на действия кредитных организаций, тоже молчит», — говорит Троицкая.

Сейчас девушка планирует подавать встречные иски к тем финансовым организациям, которые не снимают своих претензий. Общая сумма задолженности превышает 400 тысяч рублей.

Некоторые из компаний пошли навстречу, но так и не подали заявку в бюро кредитных историй на восстановление кредитной истории. Заявление в полицию Мария подала еще в январе этого года, следственные органы так и не занялись делом. На прошлой неделе девушка обратилась с жалобой в прокуратуру.

«Мы связались с клиенткой и обсудили ситуацию. В наших интересах сделать все, чтобы мошенников нашли и наказали. Мы попросили Марию обратиться в полицию и придать ход делу. Со своей стороны мы будем помогать следствию всеми доступными способами. Сейчас мы уже восстановили Марии кредитный лимит по карте и вернули комиссию за годовое обслуживание. Мы остаемся с ней на связи по всем вопросам», — прокомментировали в пресс-службе Альфа-банка.

Этой весной другой клиент Альфа-банка Сергей Исаев также столкнулся с мошенничеством. 23 мая он зашел в мобильный банк и увидел незнакомый счет, который открыт под кредит на iPhone и наушники в магазине «М.Видео». Об этом он сообщил изданию VC.ru.

Преступник пытался отправить заявку на получение кредита на имя Исаева в семь банков, но, кроме Альфа-банка, везде получил отказ. Службе поддержке удалось помочь клиенту и снять требования об оплате. Но, по его словам, банк допустил ряд ошибок. Как злоумышленнику удалось взять кредит на Исаева, так и неизвестно.

Как мошенники оформляют кредиты

По сговору с сотрудниками банков

Сотрудники банка имеют доступ к базам данным клиентов. Они могут сами воспользоваться информацией или передать ее мошенникам.

Через банковское приложение или сайт

Получив доступ к данным в личном кабинете, мошенники могут с легкостью взять кредит, а после вывести его на сторонний счет или электронный кошелек.

Иногда жертва сама раскрывает информацию или устанавливает программу удаленного доступа — таким образом злоумышленник может управлять устройством.

Из‑за потери персональных данных

Преступник может воспользоваться утерянным оригиналом паспорта или фотографией с паспортом у лица. Для получения онлайн-займа достаточно предоставить паспортные данные, номер телефона и электронную почту.

А еще злоумышленники могут оказывать на вас психологическое давление и путем обмана вынудить вас взять кредит.

Как проверить, взяли ли мошенники кредит на ваше имя?

Чтобы выяснить, оформили кредит без вашего ведома или нет, проверяйте свою кредитную историю. Для этого необходимо зайти на портал «Госуслуги» и открыть раздел «Сведения о бюро кредитных историй». Дважды в год кредитную историю в каждом БКИ можно запросить бесплатно.

К сожалению, у нас слабо развита культура отслеживания кредитной истории и россияне часто становятся жертвами мошенников.

Что делать, если в кредитной истории есть чужой кредит?

01
Свяжитесь с кредитной организацией, которая выдала кредит

Для этого позвоните в кредитную организацию или направьте официальное письмо. Узнайте информацию — что за кредит и на какую сумму, размер задолженности и сроки погашения.

02
Напишите заявление в полицию

Если вы стали жертвой преступников, обязательно обратитесь в ближайший отдел полиции. Подайте заявление по факту совершения мошеннических действий.

03
Обратитесь к кредитору с претензией

Обратитесь к кредитору с претензией по поводу заключения договора неизвестным лицом. Сообщите о том, что вы уже подали заявление в полицию.

Иногда кредиторы признают договор недействительным и далее подают заявление в бюро кредитных историй, чтобы убрать записи о несуществующем кредите.

04
Обратитесь в суд

Кредитор может уклоняться от ваших запросов и отказываться признавать договор незаконным. В этом случае обратитесь в суд с заявлением о признании договора недействительным.

Как заранее обезопасить себя?

01

Помните, что вашими данными могут воспользоваться и нужно следить за тем, чтобы они были в безопасности. Поэтому проверяйте кредитную историю минимум 2 раза в год.

02

Сразу же обращайтесь в полицию в случае потери паспорта. Вам выдадут новый документ, а старый признают недействительным.

03

Старайтесь не распространять свои личные данные. Для этого не рассылайте фотографии с паспортом у лица и не сообщайте пароли третьим лицам.

04

Ставьте сложные пароли в аккаунте «Госуслуг» и банковских приложениях и меняйте их раз в полгода.