Каталог сайтов и желтая стрелка: как менялась главная страница «Яндекса»

14 сентября 2022 в 13:03
12 сентября «Яндекс» продал VK сервис «Новости» и блог-платформу «Дзен». На следующий день, по условиям сделки, началась переадресация с сайта yandex.ru на dzen.ru. А главная страница «Яндекса» теперь находится на ya.ru. Рассказываем, как она менялась с момента запуска поисковой системы.

1998

Веб-версию поисковой системы «Яндекс» представили еще в конце 1990-х. Вокруг слов search и index ее создатели Илья Сегалович и Аркадий Волож придумали лаконичное название: сократили фразу yet another indexer («еще один индексатор»), а затем заменили первые две латинские буквы на кириллическую Я. Дизайном главной страницы поисковика уже тогда занималась «Студия Артемия Лебедева».

Вверху стартовой 1998 года располагался огромный логотип со слоганом «Поисковая система для всех», дополненный изображениями лупы. Слева — блок с новостями компании, а сама поисковая строка находилась справа. Вокруг нее — примеры запросов и советы по использованию сервиса.

1999

Вскоре после запуска «Яндекс» решил сделать упор на рекламу. По задумке баннеры должны были быть обязательно статичными и соответствовать тематике запроса. Первая реклама появилась в поисковике со слоганом «Ваша киска купила бы Cisco» и сразу же привлекла других клиентов.

В версии главной страницы 1999 года можно заметить место под рекламный баннер, а также более лаконичную букву Я, заменившую предыдущий массивный логотип. Большая часть информации на стартовой все еще была посвящена поисковику и правилам работы с ним.

2001

К 2001 году «Яндекс» уже использовал знаменитый слоган «Найдется все», который родился в середине 2000-го во время разработки рекламного телеролика. В 15-секундном видео главный герой замечает объявление о розыске преступника со шрамом на лице (его сыграл сам Артемий Лебедев), а потом громила появляется у него за спиной и спрашивает: «Закурить не найдется?» «Найдется все», — говорит голос за кадром, и в этот момент на экране появляется адрес поисковика.

Поисковая строка больше не занимала основное пространство страницы — оно отводилось каталогу с сайтами, разбитыми по тематическим рубрикам и проверенными редакторами. Помимо новостей компании (справа), появлась сводка с мировыми новостями (слева).

2003

К 2003 году страница приобрела более привычный современному пользователю вид. Поисковая строка разместилась на большой желтой стрелке, слева от нее находился логотип со слоганом. Новости переехали наверх, под каталогом разместили ТВ-программу, прогноз погоды и информацию о курсе валют.

Важное дополнение — блок «Яндекс.Маркет» и вкладка «Картинки». Оба сервиса запустились в 2002 году, на момент релиза в «Яндекс.Картинках» уже можно было искать среди более 12 млн изображений.

2007

К 2007 году содержание главной страницы изменилось незначительно, но дизайн стал лаконичнее. Строку поиска растянули на всю ширину стрелки, блок для входа в почту оформлен в виде домика под логотипом. Каталог сайтов стал занимать существенно меньше места.

В то же время появился небольшой блок «Сегодня в блогах». Внутри — ссылки на самых популярных «блоггеров» (именно так писали тогда в разделе это слово) с LiveJournal, LiveInternet, «Блоги@Mail.Ru», Diary.ru, а также на самые обсуждаемые публикации.

2013

Первое, что бросается в глаза на стартовой странице 2013 года, — название «Яндекс» на русском языке. Компания сменила логотип еще в августе 2008-го, так как «слово уже настолько вошло в русский язык, что продолжать писать его латиницей было как‑то странно».

К 2013 году раздел «В блогах» занял почетное место в одном блоке с вкладками с новостями. Окончательно исчез каталог, а ссылки на сервисы «Яндекса» расположились над поисковой строкой, а не под ней. Внизу — «Погода», «Телепрограмма» и курс валют. «Почта» вернулась в правый верхний угол.

2017

Дизайн главной страницы «Яндекса» к 2017 году стал еще более минималистичным. Большая желтая стрелка, которой была обрамлена строка поиска, превратилась в тонкую обводку. Слоган переехал под нее и слился с примером поискового запроса. Объемный синий блок входа в почту заменил плоский бежевый.

Из ссылок на сервисы исчез «Словарь»: сервис закрыли в марте 2016 года из‑за падения популярности и ограничений правообладателей. В то же время аудитория все активнее пользовалась «Переводчиком». В 2017 году в него внедрили гибридную систему перевода: к статистической модели, которая использовалась раньше, добавилась технология перевода на нейронной сети.

2021

В 2021 году компания впервые за тринадцать лет обновила логотип. В рамках ребрендинга дизайнеры также создали новый знак — белую букву Я в красном круге. Само же слово «Яндекс», изображенное в поиске, изменилось незначительно: лишь шрифт заменили на более объемный, из‑за чего ребрендинг стал поводом для шуток в твиттере.

Свои минималистичные логотипы получили и другие сервисы, ссылки на которые отображаются на главной странице над поисковой строкой. А все пространство под ней занял блок «Яндекс Дзена».

2022

В сентябре 2022 года «Яндекс» закрыл сделку с VK, в рамках которой передал компании сервис «Новости» и блог-платформу, сменившую название на «Дзен». В свою очередь, «Яндекс» получил сервис доставки Delivery Club. По условиям сделки ссылка yandex.ru стала вести на сайт dzen.ru, а в распоряжении «Яндекса» остался поиск по адресу ya.ru. Последний был доступен и раньше, им пользовались те, кому мешало пестрое разнообразие сервисов.

Тем же, кто все время заходил именно на yandex.ru, страница покажется необычно пустой: на ней лишь логотип в виде буквы Я в левом верхнем углу, голосового помощника «Алисы» — в правом нижнем. Желтая обводка обозначает поисковую строку, слоган в которой заменяется на пользовательский запрос. Ниже — минималистичные значки погоды, пробок и курсов валют.

Dzen.ru в большей мере напоминает привычную главную. Поиск, по клику на который можно получить доступ к сервисам «Яндекса», переехал на самый верх страницы. Все остальное пространство посвящено топу новостей и блогам «Дзена». При скроллинге вниз слева появляется список разделов сервиса, также кнопка «Создать» и поиск уже по самой платформе.