Считается, что фанфикшеном занимаются только школьники, ничего не понимающие в сторителлинге. Но это не так. В рамках серии материалов о том, как фанфикшен изменил нашу культуру поговорили с тремя взрослыми фикрайтерами о том, зачем они этим занимаются, как создают тексты и почему их работы все-таки можно считать литературой.

Василиса, 26 лет

Фикрайтерка

Я из тех детей, кто с детства писал рассказы в тетрадях, мне очень нравилось придумывать. Мой первый фанфик был по «Чародейкам», хотя я еще не знала, что это так называется. Просто очень нравилась пара Корнелия/Калеб, и меня расстроило то, как закончилась их история, поэтому я написала альтернативную развязку.

Подробности по теме
Все о фанфиках — в спецпроекте «Афиши Daily»
Все о фанфиках — в спецпроекте «Афиши Daily»

О фанфиках я узнала лет в 12, когда мама пустила меня в интернет, и первым делом я набрала в поисковике «форум WITCH» (по «Чародейкам» — Прим. ред.), а в 2008 году «Фикбук» еще не существовал. Затем я начала смотреть аниме, завела страницу на diary.ru, где были разные сообщества и фандомы. Своим первым более-менее осмысленным текстом я считаю фанфик по аниме «Характеры-хранители», в котором уже виден мой стиль. На момент его написания мне было лет 13. Уже в старших классах вышли работы по «Хеталии» и «Темному дворецкому».

В студенческое время я перестала писать фанфики. Во-первых, поругалась с фандомом Гарри Поттера и ушла с diary.ru — там была очень душная аудитория. Дело в том, что в фандомах помимо канона зачастую есть общепринятые хедканоны, динамики между персонажами, разработки характеров. Например, в одно время считалось моветоном писать фанфики, где Дамблдор был положительным героем.

И как только у тебя появляется собственное видение, которое не сходится с мнением фандома, начинаются конфликты, такого автора просто не принимают.

Во-вторых, тогда же я начала писать огромный ориджинал про петербуржских студентов, живущих в общежитии. Герои сталкивались с проблемами, которые волновали и меня, то есть в каком‑то смысле это была терапевтическая история. Я пишу его уже семь лет с перерывами — классно возвращаться к персонажам спустя годы.

До 2014 года я творила набегами: у меня появлялась прикольная идея, я ее воплощала, потом полгода могла не писать вообще. А когда начала ориджинал про студентов, поняла, что у меня не хватает писательского навыка, и каждый день в течение года стала писать по 500 слов. При этом я закрывала сессию, подрабатывала репетитором. Иногда я приезжала домой около полуночи и садилась писать, хотя надо было вставать в шесть утра. Как‑то я завалила экзамен, потому что вместо подготовки придумывала очередную главу.

Однажды я купила томик комиксов «Майор Гром» в магазине, и история меня зацепила. Я полистала фанфики и поняла, что там нет того, что вижу в героях я. В каноне есть два персонажа — Сергей Разумовский и Олег Волков, они друзья детства, оба воспитывались в детском доме. Разумовский поступил в МГУ и создал свою социальную сеть, разбогател. Волков ушел в армию, а потом наемником таскался по разным странам. В итоге Сергей сошел с ума, начал пытать и убивать людей. Его сажают в тюрьму, он ворует у доктора телефон, и Волков его вытаскивает. Вместе они мстят полицейскому, который посадил Разумовского.

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной доктор»
© «Дисней Студиос»

Я решила написать про пропущенные места канона, например, про события, предшествующие аресту Разумовского, где он ссорится с другом и медленно и красиво сходит с ума. Для этого фанфика я консультировалась со своей психотерапевткой.

По канону у Разумовского диссоциативное расстройство идентичности, когда в человеке живут несколько личностей, но так как у героя были галлюцинации, я предположила, что это может быть шизофрения. Мы рассуждали, как бы вел себя человек с этим заболеванием, как оно проявляется и развивается, что может его вызвать. Я задумывала фанфики по этому комиксу как цикл рассказов, допишу его и больше, наверное, не буду возвращаться к «Майору Грому».

Подробности по теме
Город, которого нет: Станислав Зельвенский — о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»
Город, которого нет: Станислав Зельвенский — о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»

Я берусь писать тексты, потому что замечаю в каноне пропущенный эпизод, во время которого с героем могла произойти любопытная метаморфоза.

Мне не очень интересно копаться в жизни реальных людей, потому что это серьезная ответственность. А вот с воображаемыми ответственности никакой! Я чувствую себя актером, пытающимся понять внутренний мир героя, выяснить, как он действует, что думает.

Изначально у меня есть какая‑то идея фанфика и точки А и Б. Я понимаю, откуда и до какого момента буду писать. Дальше я стараюсь персонализировать эту идею, сделать ее интересной для себя. Начинаю копать матчасть, читать книги, слушать подкасты и смотреть тематические видео — изучать все, что известно про героя в каноне.

Если моя идея уже где‑то описана, я радуюсь и расслабляюсь, потому что она перестает меня грызть. После этого формирую сюжет, опираясь на колесо сценариста Дэна Хармона, который делал «Рика и Морти». Это помогает красиво рассказать любую историю. Прописываю подсценник (это просто список из одного-двух слов) и потом начинаю работать над текстом. Летом я купила себе магнитную доску, на которой схематично строю сюжеты и вычеркиваю прописанные сцены.

«Колесо истории» сценариста Дэна Хармона. Кратко оно работает так: герой в зоне комфорта, он что‑то хочет и попадает в непривычную ему ситуацию, он к ней адаптируется, получает желанное, но платит большую цену за это, после чего возвращается в привычные условия, изменившись по итогам путешествия.
© ameswerver/commons.wikimedia.org

Я трачу два месяца на подготовку и месяц пишу. По мере готовности я отправляю сцены ридерам — у меня есть три подруги в интернете, которые читают все мои тексты и морально меня поддерживают. Две из них тоже пишут фанфики, которые смотрю я.

В основном мои работы читают друзья, но я рекламирую себя в твиттере, выкладываю ссылки на тексты во «ВКонтакте». Зачастую отзывы положительные, хвалят психологизм. Был один прекрасный комментарий к фанфику про безумие Разумовского: «Мне и нравится, и не нравится, вы сделали хорошо, но при этом отвратительно».

Я посвящаю фанфикам много времени и сил, но не прошу донаты и не планирую делать это моей основной работой. Не готова расставаться с уровнем жизни ради хобби — лично мне гораздо проще творить, когда у меня есть деньги.

И родственники, и друзья знают, что я пишу фанфики, и относятся к этому хорошо. На работе тоже в курсе. Как‑то я писала текст по «Гарри Поттеру», героями которого были адвокат и прокурор, и коллега, зная об этом, спросил: «Я сегодня с утра был в полицейском участке, хочешь, расскажу? Тебе, наверное, пригодится для фанфика».

Я считаю фанфики прекрасным способом выразить себя, развить литературный скилл, планирую продолжать писать и, наверное, сосредоточусь на незаконченном ориджинале по славянской мифологии. Думаю, по объему это будет как три полноценные книги.

Как‑то я видела текст с примечанием: «Извините, что три года не было продолжения, я просто родила ребенка, возилась с ним, но теперь сдала его в садик и наконец свободна и снова могу писать!» Возможно, я стану такой же.

Инна, 23 года

Фикрайтерка

Я пишу фанфики с 13 лет. Все началось с текстовых ролевых игр — вы с другим человеком переписываетесь от имени выбранных героев. Но мне этого оказалось недостаточно, хотелось куда‑то выкладывать сюжеты, появлявшиеся в процессе игр. Первые фанфики я написала по вселенной Marvel. Они, конечно, уже удалены, потому что никакого писательского навыка у меня тогда не было, только огромное желание творить. Лет в 15-16 я написала фанфик по игре S.T.A.L.K.E.R., ориджиналы про русала и вампира, дракона и принца, что‑то еще на космическую и средневековую тематики.

Потом лет семь я вообще ничего не писала, так как оканчивала школу, поступила сначала в один колледж на радиационную безопасность, потом забеременела и ушла, позже начала учиться в медучилище. При этом я продолжала играть в текстовые ролевые [игры] и читала фанфики по S.T.A.L.K.E.R., Dragon Age и «Ведьмаку». К фанфикшену я вернулась только этим летом, когда посмотрела фильм «Майор Гром», и мне снова захотелось творить. Кроме того, дочке уже пять лет, и с графиком стало посвободнее.

Кадр из сериала «Топи»
© «Кинопоиск»

Сейчас я состою в фандоме актеров Ивана Янковского и Тихона Жизневского — они играли в сериале «Топи», фильмах «Текст», «Огонь», «Тряпичный союз», «Майор Гром». По многому из этого у меня написаны успешные фанфики. Часто я совмещаю в тексте роли Янковского и Жизневского из этих фильмов. Например, у меня есть несколько работ по пейрингу «Хазгром» — герои Игорь Гром Жизневского из «Майора Грома» и Петр Хазин Янковского из «Текста». Также пишу фанфики про самих актеров: как‑то за вечер я написала работу, где Жизневский был росгвардейцем, а Янковский — представителем оппозиции. Всего с лета я выложила около восьми работ.

Некоторые авторы пишут актерам в личку: «А прочитайте, пожалуйста, мой фанфик». Это, конечно, нарушение личных границ, так делать не надо. Хотя Жизневский и Янковский иногда читают работы про себя, поэтому стараюсь писать так, чтобы мне было не стыдно, если кто‑нибудь из них увидит мои тексты.
Подробности по теме
«Топи»: 30-летние подростки в поисках отечественного Твин Пикса
«Топи»: 30-летние подростки в поисках отечественного Твин Пикса

Когда у меня появляется идея, я минимально прорабатываю в голове костяк сюжета, решаю, какие события точно хотела бы видеть в тексте. Дальше открываю Word и начинаю писать, на костяк наращиваю мясо — дополнительные подробности, события. Потом все вычитываю, и фанфик готов.

Короткую работу страниц на десять я могу написать за несколько часов, что‑то пишу две недели, зависит от вдохновения. Мне нравится таким образом продлевать любимые истории, еще раз повзаимодействовать с персонажами. Но самое приятное — когда читатели понимают отсылки в работах и указывают на них.

Я спокойно отношусь к тому, что [фикрайтерство] — это неоплачиваемый труд. Фанфики ведь не про деньги, а про творчество и свободу самовыражения. К тому же мне приходят небольшие донаты с благодарностью от читателей.

Меня никогда не критиковали из‑за моего увлечения. Друзья и родственники относятся к нему нейтрально. Дочка пока ничего не знает — стараюсь писать в свободное время, когда она в детском саду или пока спит. Наверное, я бы хотела, чтобы она прочитала мои тексты. Возможно, я буду предлагать ей самой что‑то написать, потому что это очень творческий процесс: развивает воображение, умение строить письменную речь, формулировать мысли.

Мне кажется, лицемерно считать фикрайтеров инфантильными. Почему то же самое не говорят про взрослых людей, работающих в жанре фэнтези, например? Вам 45 лет, а вы пишете про эльфов, которые скачут по лесам.

Может, у нас менталитет такой, ты вырос — значит, должен быть серьезным человеком, ходить с угрюмым лицом, думать только о себе и карьере. Какие хобби, зачем? Пройдет еще, наверное, лет десять, и отношение к фанфикшену точно изменится, потому что сейчас подрастает поколение, дружелюбно настроенное вообще ко всему.

Андрей, 42 года

Фикрайтер

Писать я начал в школьные годы на отцовской печатной машинке «Любава». Пробовал себя в фэнтези, научной фантастике, исторических произведениях. Я даже послал несколько работ в издательства, но, к счастью, их не опубликовали. Произведения были сырые, и сейчас мне было бы за них стыдно.

Первым фанфикшеном, который я прочитал, была серия книг Ника Перумова «Кольцо тьмы» по вселенной Средиземья Толкина. Но тогда, в 90-х, никто из нас не знал, что это так называется, наверное, и сам Перумов тоже.

Когда я начал учиться в колледже и в институте, затем стал работать, писательство отошло на второй план. Хотя я печатался в газетах, публиковал кроссворды и даже вел спортивную колонку. Где‑то в 2015–2016 годах мои друзья стали читать фанфики и посоветовали мне работы, которые меня заинтересовали. Примерно год я просто читал взахлеб тексты по «Гарри Поттеру», «Звездным войнам», мирам Толкина, потом сам решил что‑то написать. В фанфиках есть определенная магия: можно что‑то изменить в каноне, посмотреть на героев с другой стороны, рассмотреть известные ситуации под необычным углом. Огромный простор для творчества и сюжетных ходов.

В начале 2017 года я зарегистрировался на фикбуке. Мой первый фанфик называется «И смерть лишь начало». Герой, наш современник, погиб и оказался в теле юного Гарри Поттера до того, как его приняли в Хогвартс. При этом он читал книги Роулинг и смотрел фильмы, так что прекрасно ориентировался в этом мире. Я написал шесть книг по шести курсам Хогвартса. Фанфик стал популярным на фикбуке: ко мне пошли читатели, и я понял, что им нравятся мои работы. Одна девушка из Италии даже спрашивала разрешение на перевод. Хотя, конечно, была и критика: кто‑то находил смешным поведение главного героя, кто‑то считал, что происходящее не вписывается в канон.

Джоффри Баратеон из «Игры Престолов»
© «HBO»

После Гарри Поттера я написал фанфик по «Властелину колец», потом меня серьезно и надолго захватил мир Вестероса. Моя работа «Ветер перемен» была ведущей по «Игре престолов» на фикбуке — по оценкам, количеству сохранений, комментариям. Там тоже про человека из нашего времени, который реинкарнируется в теле Джоффри Баратеона в день его казни. И теперь попаданцу надо изменить мнение о себе, чтобы выжить, ведь в сериале и книгах Джоффри нехороший персонаж, а у оказавшегося в его теле героя другие моральные взгляды и ценности.

Сейчас я пишу по игре Warhammer 40 000, еще есть недописанный фанфик по «Гарри Поттеру». Всего я создал больше 20 работ. Пишу точно не ради денег, сначала я даже номер карты не прикреплял. Но скоро многие захотели меня поддержать.

Меня не привлекают слишком ванильные, белые и пушистые персонажи, у каждого должны быть недостатки, а поступки не всегда однозначно положительные. Но в целом мой герой руководствуется благими намерениями и хочет изменить мир, пусть иногда у него это не получается.

Мне нравится, когда перед ним стоит моральный выбор. Что проще — проявить слабину и выжить или пойти на принцип и отдать за это жизнь? Кроме того, любой герой — это в той или иной степени отражение фикрайтера, его желаний.

С помощью текста также можно проработать свои психологические проблемы. Например, прописать в фанфике расставание с девушкой и выяснить, почему это получилось.

Перед созданием фанфика важна подготовительная работа. А то иногда читаешь текст и осознаешь, что автор вообще не понимает, о чем речь. Допустим, если пишешь по миру «Ведьмака», ты должен разбираться в холодном оружии, приемах боя, поездках на лошадях, ориентироваться в средневековой культуре — моде, еде, манере общения, этике и морали тех времен. Пусть это и вымышленный мир, но Анджей Сапковский писал книги с оглядкой на земную историю. Я сам изучал и средневековую кухню, и историю костюма, и военную теорию, читал про магические ритуалы, эзотерику.

Кадр из сериала «Ведьмак»
© «Netflix»

У любого качественного произведения, в том числе у фанфика, есть идея, которая выражается простым предложением. Например, в моей работе «Речной лорд» по Вестеросу идея простая: «Из любой ситуации можно выбраться». Главный герой начинает путь в очень тяжелых условиях, у него мало друзей и много врагов, и постепенно он преодолевает препятствия. Следующий после идеи этап — продумывание главного героя, его достоинств и недостатков, внешности, проблем, желаний, взаимоотношений с другими персонажами, мотивации, действий по сюжету. Потом нужно разработать план и, собственно, написать фанфик. Хотя бывает и по-другому — просто приходит в голову какая‑то сцена, я начинаю ее описывать и впоследствии позволяю сюжету вырулить куда получится. Глава на 12–15 страниц может занять несколько часов.

Я часто выхожу за рамки канона, когда это обусловлено придуманным сюжетом. Например, пейринг Гарри Поттер/Полумна Лавгуд мне показался интереснее канона, потому что Гарри/Джинни — уже проторенная тропа. А в фанфике по «Властелину колец» главный герой встретил эльфийскую принцессу, которой не было в каноне, и я просто придумал ее с нуля. Вдохновлялся своими представлениями о хорошей добросердечной девушке, с которой мне бы самому было интересно построить отношения.

Пренебрежительное отношение к фанфикшену я могу объяснить несколькими причинами.

Во-первых, фанфики действительно проще писать, чем книги. Есть придуманные персонажи, конфликты, динамика, взаимоотношения между героями. Во-вторых, дело в качестве самих фанфиков — из сотни текстов хорошими окажутся только два–три.

Но иногда это правда литература, которая не уступает серьезным книгам ни по качеству, ни по накалу страстей.

Друзья и родственники говорят, что я круто пишу, но настаивают на том, что я застрял в зоне комфорта и мне пора выпускать свои книги, разрабатывать собственные миры и героев. Я и сам уже чувствую потребность отходить от фанфикшена. У меня есть несколько оригинальных текстов, где написано по 100–200 страниц, буду продолжать работу над ними.

Подробности по теме
Любовь, секс и Гарри Поттер: как фанфики изменили литературу и жизнь целого поколения
Любовь, секс и Гарри Поттер: как фанфики изменили литературу и жизнь целого поколения