«Я называю это творческой словесной практикой»: кто и зачем изучает фанфики?

18 ноября 2021 в 15:15
Фанфики — не только способ скоротать вечер, но и популярная тема современных исследований. Что они могут рассказать филологам? Для спецпроекта о фанфикшене «Афиша Daily» поговорила с ученой, которая превратила свое хобби в работу.
Мария Федорчук

Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории русской литературы XI–XIX веков в Институте филологии ОГУ им. И.С.Тургенева

Мое знакомство с фанфикшеном началось еще в студенчестве. Тогда мой будущий научный руководитель в рамках спецкурса по фольклору рассказала нам о творческой практике, когда человек пишет собственные тексты, используя персонажей и локации из полюбившегося произведения культуры. Меня это заинтересовало: любой может попробовать себя в роли писателя, рассказать свою версию развития событий уже существующего художественного текста.

Мой интерес к изучению фанфикшена вырос из увлечения фанфиками в целом. Мне нравилось читать работы по некоторым фандомам, потом я попробовала себя в роли фикрайтера и уже затем, когда побывала и на той, и на другой стороне, пришла к третьей объективной стороне исследователя.

Фанфикшен как творческая практика воплощает тоску читателя по утраченному первоисточнику. Когда заканчивается канон, фанат остается наедине с реальностью, где он больше не переживает вместе с героями, не путешествует с ними, не сражается и не влюбляется.

Фанфикшен становится способом продлить и углубить оригинальный сюжет и позволяет поклонникам дольше оставаться в мире авторского вымысла. Это реванш читателя, ведь теперь именно он, а не автор решает, когда для него закончится история.

Кто исследует фанфики?

Новизна и масштабность фанфикшена делают его привлекательным для научного исследования. Обращаться к фанфикам можно не только в литературоведческом аспекте: это отличный материал для социологических, культурологических, психологических и даже юридических исследований. Например, лингвист Наталия Васильева еще в начале нулевых защитила диссертацию по фольклорным архетипам в фанфиках по вселенной Роулинг, а Светлана Попова — по фандому произведений Толкина. И это не говоря о многих других отечественных ученых, публикующих научные статьи и крупные исследования по этой теме. Среди них, например, Дарья Радченко, Мария Каманкина, Вера Рукомойникова, Ксения Прасолова и другие.

Кадр из фильма «Властелин Колец: Братство Кольца». На фото: Иэн МакКеллен в роли Гендальфа с Элайджей Вудом в роли Фродо

В Америке и Европе изучение фанфикшена уже давно не является новаторством. Популярность за рубежом и осторожность при изучении этого феномена в России обусловлена разным менталитетом и культурными и научными традициями. Фанфикшен в России только сейчас начинает рассматриваться обществом не как что‑то табуированное, а как творческая практика современной молодежи. В научной среде отношение к фанфикам как к материалу для исследования по-прежнему остается неоднозначным.

Для классического литературоведения фанфикшен не является актуальной областью изучения. Ученые не видят ценности в исследовании такого вида творческой практики. Это объясняют вторичностью текстов фанфикшена, зачастую низким уровнем владения языком, некоторым перевесом в область эротики и описанием табуированных отношений. Тем не менее среди общей массы произведений можно найти и достойные, некоторые современные писатели вышли из колыбели фанфикшена.

Что такое фанфикшен с точки зрения науки?

В современной науке нет однозначного ответа на вопрос о том, что же такое фанфикшен — новая форма фольклора, наивная литература, сетература (то есть сетевая литература. — Прим. ред.) или что‑то другое. Есть как доводы в пользу того, что по своей сути фанфикшен — форма постфольклора, так и подтверждения тому, что это яркий пример сетературы.

Фанфики и фольклор

С постфольклорными жанрами фанфикшен роднит многое. Выходящие из‑под пера анонимного автора, публикуемые в сообществах тексты часто подчиняются воле большинства, не говоря уже о коллективном редактировании (беты, гаммы и другие редакторы, включая самих читателей), могут сопровождаться музыкальными композициями или же артами.

Фиксированность текстов фанфикшена приближает их к письменным формам современного фольклора, но при этом первые свободно редактируются в любой момент времени. Фанфики тесно связаны с каноном в аспекте выбора героев и специфики их взаимоотношений, особенностей развития сюжета, пространственно-временных характеристик (традиция оригинала). Все это позволяет говорить о том, что в некоторой степени фанфики строятся и бытуют по фольклорным законам.

Фанфики и сетература

Если мы сравним между собой сетературу и фанфикшен, то тоже увидим много общего. Они создаются непрофессиональными, нерастиражированными авторами, которые не ориентируются на коммерческую выгоду. Зачастую в текстах фанфиков слабо проработан сюжет, используются клишированные формы, что говорит о подражании литературному образцу, о стремлении «стать литературой».

При этом фанфикшен, как сетература, создается и бытует именно в сети, а также предполагает полную свободу автора и читателя в выборе того, о чем писать и что читать. Границы между создателем текста и его потребителем стираются, роли автора и читателя становятся взаимозаменяемыми.

Я лично предпочитаю называть фанфикшен творческой словесной практикой.

Это, конечно же, не фольклор в чистом виде, до официальной литературы ему далеко, да и массовой литературой его тоже не назовешь. Каждый исследователь фанфикшена предпринимает попытку описать природу явления, приводит те или иные доказательства, по сути верные, но не всеобъемлющие. Тут, как мне кажется, допустимо выражение собственной позиции исследователя.

На какие темы и для чего пишут свои работы исследователи фанфикшена?

Изучая фанфики, ученые могут делать выводы о закономерностях развития современной массовой литературы, лучше понимать механизмы возникновения художественного текста. Кроме того, исследователи могут анализировать связь признанных образцов слова с современной культурой и их влияние друг на друга.

Лично для меня сейчас наибольший интерес представляют стратегии интерпретации автором фанфика оригинального текста, процесс трансформации героев канона в персонажей фанона, специфика сюжетостроения текстов фанфикшена.

В своей диссертации я исследовала сюжетные особенности фанфиков по трем фандомам («Шерлок», «Сверхъестественное», «Мерлин») и обнаружила наличие типичных сюжетов. События строятся похожим образом сразу в целом ряде текстов, подчас в нескольких сообществах. Возникают определенные традиции в интерпретации образов оригинального текста, как правило, усиливается лирическое начало текста. Один из универсальных сюжетов фанфикшна, который я смогла обнаружить, — тоска по утраченному герою. Он строится на основе архетипа смерти/возрождения и обычно делится на четыре этапа:

(01)

Смерть или исчезновение героя.

(02)

Воспоминания и страдания, рефлексия оставшихся.

(03)

Возвращение или невозвращение героя.

(04)

Реакция на возвращение (если оно есть).

Лирическое начало возникает во втором этапе. Фикрайтеры уделяют особое внимание описанию внутреннего состояния, переживаний, мыслей других персонажей. При этом в некоторых фанфиках герой так и не возвращается, поэтому лирическое начало приобретает трагический оттенок.

Кроме того, сейчас в Институте мировой литературы РАН планируется конференция по мирам «Гарри Поттера» и их интерпретациям. Я готовлю доклад об истинном пейринге в этом фандоме. Это очень интересный феномен. Авторы фанфиков выбирают персонажей канона, которых потом ставят в пару в фанфике, а эти отношения становятся единственно верными, единственно возможными не только для одного автора, но и для всего фандома. Например, очень популярен пейринг Гермиона/Драко, для многих он является истинным‎.

Очень интересно наблюдать, как персонажи, которые в оригинальной истории не могли быть вместе в силу множества логичных обстоятельств, в фантазии фикрайтера становятся возлюбленными, и запретить это или опровергнуть логически уже не получится.

В фанатской среде даже есть мемы вроде ‎«Они просто посмотрели друг на друга, а фанаты их уже шипперят, у них восемь детей и загородный дом с камином».

Как фанфики помогают студентам

В 2015 году вместе с моим научным руководителем мы создали лабораторию по изучению фанфикшена «Фандом науки». Мы используем фанфикшен как инструмент для обучения студентов Института филологии сравнительному анализу художественных текстов, академическому письму и публичным выступлениям. Чтобы объем материала будущих исследований был репрезентативным, мы предлагаем им вести электронную базу фанфиков, тем самым обучая основным навыкам работы на информационных площадках.

Обычно на занятиях мы готовим статьи и доклады, обсуждаем заинтересовавшие нас тенденции в фанфикшене, пробуем рассмотреть их через призму литературоведения. Последние работы участников «Фандома науки» были посвящены особенностям интерпретации романа Достоевского «Преступление и наказание» в фанфиках. Мы вместе разрабатывали темы, учились использовать в работе сравнительно-сопоставительный анализ, прорабатывали академический стиль.