Самая обсуждаемая тема российского интернета — биониклы. В персонажей забытой линейки LEGO превращаются режиссеры, журналисты, комики и медиаменеджеры — с ними ведет войну Владимир Соловьев. «Афиша Daily» поговорила с основателями громкого движения, известными последователями, а также оппонентами — чтобы понять, что же происходит.

Линейка игровых экшен-фигурок Bionicle (сокращение от Biological Chronicle) впервые появилась в ассортименте LEGO в 2001 году — тогда же она возникла в вишлистах детей по всему миру. Возможно, такая игрушка, каждая из которых представляла могущественного повелителя стихий в цветной маске, была у вас или у ваших младших братьев и сестер. Последние наборы были выпущены в 2010 году, и, несмотря на короткую попытку вернуть культовую серию в 2015-м, вскоре их производство было завершено.

Кто бы мог подумать, что в 2021 году биониклы возродятся в российских соцсетях. Многие, недоумевая, пытаются разобраться, откуда взялся новый мем и каким образом зашел так далеко. Вероятно, все начиналось 6 февраля с твита пользователя иван что‑то там, в котором он сравнил омоновцев в шлемах не с космонавтами, а с биониклами.

Редактор журнала DOXA Армен Арамян не понял шутку, но уже не смог выбросить ее из головы, поэтому в следующие несколько дней активно твитил картинки с биониклами. К распространению мема присоединились и другие пользователи, которые тоже не понимали, что происходит.

Но настоящую популярность биониклы получили в приложении Clubhouse. 10 февраля Арамян создал там первую комнату биониклов, где несколько человек шутили и обсуждали игрушки из детства. С приходом новых участников комната превратилась в настоящее Clubhouse-комьюнити, активисты которого меняют фотографии профилей на картинки с биониклами и обсуждают возможность «дипломатических набегов» на соседние комнаты.

Вскоре у комнаты биониклов появились собственный манифест, летопись и флаг, а также важная социальная повестка: сбор пожертвований в DOXA_OVD (служба помощи студентам, подвергшимся давлению из‑за своей политической позиции). В свою очередь, сама служба пообещала за пожертвования дарить комиксы про биониклов.

Подробности по теме
Clubhouse — это как чайный гриб: в твиттере пытаются осознать новый интернет-феномен
Clubhouse — это как чайный гриб: в твиттере пытаются осознать новый интернет-феномен
Александр Долгополов

Комик и бионикл

«Я видел зарождение биониклов еще в твиттере, когда ребята внезапно начали шутить про них (как часто и бывает в твиттере, когда новые мемы появляются буквально на пустом месте). Это отозвалось в сердце, потому что в детстве я был фанатом биониклов: у меня их было много, я смотрел про них мультики, играл в игры, у меня даже была книга про биониклов.

Этот форс продолжался несколько дней, и я думал, что он скоро затухнет, но тут появился Clubhouse. Это дало новый виток движению: люди, которые уже несколько дней запойно шутили в твиттере, наконец смогли объединиться в клуб и по вечерам обсуждать свое хобби. Среди участников с самого начала было много активистов и правозащитников, а также просто сочувствующих, поэтому желание использовать ресурс биониклов для поддержки правозащитных организаций не заставило себя долго ждать».

Почему сообщество биониклов — лучшее место в интернете

«Движение только на первый взгляд кажется очередным фандомом про забытых персонажей детства. Если углубиться, вы поймете, что это нечто вроде попытки симулировать инклюзивное этичное общество. Я люблю приколы и мемы, но интернет и юмор сейчас очень токсичные, поэтому мне сложно найти комьюнити, где я бы чувствовал себя комфортно. А сообщество биониклов, помимо того, что веселое, еще инклюзивное и доброе.

Это чуть ли не единственное место в интернете, где мне безопасно и смешно. Мне нравится, что среди биониклов много современных, приятных, сознательных людей, за которыми я годами слежу в твиттере, а с некоторыми даже общаюсь в жизни. В России мало возможностей ощущать себя полезным и при этом чувствовать себя в безопасности, мне кажется, поэтому биониклы так популярны».

Почему миллениалы захотели стать биониклами

Армен Арамян

Редактор DOXA и духовный лидер биониклов

«Для многих биониклы — знакомый с детства образ, который сейчас кажется странным. Ведь ничего похожего на них нет, они не выпускаются — это будто тупиковая ветвь современных игрушек. Включился механизм ностальгии: все вспоминали похороненные в памяти вещи. В Clubhouse это обрело совершенно новый смысл.

Во-первых, это история о том, как в технологии и платформы вкладывают определенные функции, логику, смыслы, а потом приходят пользователи и перепридумывают, как эти платформы должны существовать. С биониклами получилось креативно. Куча людей впервые зашла в Clubhouse, увидела ее функционал — в частности, как людей ограничивают в действиях, — и внутри этой логики придумала то, чего в ней изначально не предполагалось.

Это способ массово солидаризироваться через обновление аватарок на биониклов. Эта логика не была заложена приложением, и до сих пор им так никто не пользовался.

Во-вторых, эта история про инклюзивность. С одной стороны, биониклы были гендерно-маркированной игрушкой для мальчиков. Девочки тоже ими интересовались, но для них они зачастую были предметом запрета. Были люди из бедных семей — для них биониклы были чем‑то желанным, но недоступным. Мне запомнилась история парня, который несколько часов сидел в комнате и особо не участвовал, а потом сказал, что у его семьи в детстве не было денег на конструкторы. И он всем очень благодарен за то, что теперь смог стать частью биониклов.

В Clubhouse все могут поговорить про биониклов, поменять аватарку, стать биониклом в сети. Это суперинклюзивно и напоминает детские игры во дворе, когда дети выбирают персонажей. Это важная история, ведь в психоаналитическом дискурсе детство — это какая‑то точка невозврата, время, когда складываются все наши страхи, травмы и переживания. А тут мы как бы возвращаемся в детство и перепридумываем его. Мне кажется, поколению [миллениалов] важно понять, что с нами происходило в детстве — и что происходит сейчас.

Как биониклы стали бунтом против корпоративной культуры

Появилась история про коллективность и солидарность, возможность быстро стать частью чего‑то большего. Это стало важным для многих, кто играется с нами в биониклов. Люди, родившиеся в период с девяностых по нулевые, никогда особо не определяли себя как какое‑то поколение, не чувствовали, что между ними есть что‑то общее. А присоединиться к тусовке биониклов — как найти семью, которую никогда не знал. Когда все чувствуют боль, страх и бессилие от политической ситуации в стране, отсутствие солидарности и поддержки, ощущение, что у тебя есть еще много друзей по биониклам, стало важным.

В Clubhouse важной частью также стали рейды (массовые заходы в соседние комнаты с предложением зачитать манифест биониклов. — Прим. ред.). Мало того, что мы можем стать частью чего‑то большего, мы способны демонстрировать другим сообществам эту коллективную идентичность.

Тут есть элемент антикапиталистического бунта против корпоративной культуры. Clubhouse — для CEO и CTO, людей, которые пользуются им как инструментом для нетворкинга и развития бизнес-скиллов. А несерьезная, невзрослая игра в биониклов смешно с этим сочетается. Для многих биониклы стали возможностью выразить бессознательный бунт против профессиональной реальности, в которой мы живем, и языка, в котором эта реальность существует».


Биониклы захватили буквально весь интернет

Прошедшие четыре дня в комнате «Мата Нуи» — основном месте обитания биониклов в Clubhouse, названном в честь острова из вселенной, — были насыщены на события.

Некоторые участники оказались первыми жертвами блокировок в российском сегменте Clubhouse. Один из них — правозащитник, координатор проекта «Арестанты-212» Роман Киселев. Он попросился в спикеры в одной из комнат маркетологов, когда увидел бионикла на аватарке ее модератора. Но человек, знакомый со слухами о биониклах в Clubhouse, немедленно отправил на него жалобу. На прощание с Романом все участники комнаты хором спели «Мою оборону», песню группы «Гражданская оборона».

Биониклам-активистам удалось выйти за пределы Clubhouse. Одна из участниц сообщества подписала письмо-ответ «Новой газеты» на манифест Константина Богомолова, назвавшись биониклом. Вскоре после этого, зачитывая список подписавших, слово «бионикл» произнес в своем прямом эфире Владимир Соловьев.

К движению проявило интерес множество российских знаменитостей. Так, диджей и кофаундер шоу «Подруги» Ксения Дукалис часто приходила в комнату «Мата Нуи» в качестве слушателя, журналист и блогер Майкл Наки стал одним из глав движения, а комик Александр Долгополов взялся отвечать за культуру и этичность сообщества. Самым известным представителем движения стал режиссер Кантемир Балагов, который в Clubhouse рассказывал, как биониклы повлияли на его фильмы.

«Мой кожаный мешок поглотил меня полностью. Моя речь и мысли под его контролем. Спасите! Кожаный мешок хочет изолировать меня от биониклов. Помогите!» — прокомментировал «Афише Daily» он свое участие в движении.

В минувшую субботу у движения биониклов в Clubhouse появились и первые оппоненты — они выбрали для себя символику мини-фигурок LEGO. Одной из основных тем стало обсуждение противостояния двух фракций, которое к понедельнику переросло в настоящий конфликт.

Откуда взялись лего-человечки, первые оппоненты биониклов

Наталья Шавшина

Представительница лего-человечков

Никита Возилов

Представитель лего-человечков

«Лего-человечки появились из комнаты „Комната для тех, кто не может выйти из клабхауса“. Так уж вышло, что биониклы бесконечно рейдили и так малое количество людей в комьюнити. Это просто достало. Мы решили сделать отдельную комнату, куда модерация не будет пропускать набеги биониклов, создавая сейфспейс для всех, кому это было нужно.

В нашей комнате собираются разные, в основном творческие люди: русские рэперы Андрей Пирокинезис, Вова Куок, Замай, Кид Соул, автор телеграм-канала „Русский маркетинг“ Семен Ефимов, журналисты Леша Горбаш и Любава Зайцева. Кристина Fruit Machine 777 даже записала нам „Гимн лего-человечков“.

Нам удалось создать мем — теперь в каждой комнате обсуждают тему противостояния биониклов и лего-человечков. Мы слышали, что Ресторатор присоединился [к Clubhouse], и его спрашивали, в какой он фракции. Но он сказал, что создал свое сообщество чертей. Также есть волки и какие‑то другие комьюнити: например, чуваки ставят на аватарки Илона Маска. Я считаю, что наша комната стала первым трендсеттером в Clubhouse».


В воскресенье, 14 февраля, свою комнату в Clubhouse анонсировал Владимир Соловьев. Вскоре после появления на платформе аккаунт пропагандиста был заблокирован. Телеграм-канал «Русский маркетинг» сообщил, что причиной блокировки был организованный рейд двух комнат-кланов — биониклов и лего-человечков, которые объединились для уничтожения общего врага с платформы. Позднее Владимир Соловьев дал комментарий РИА «Новости», в котором заявил, что Clubhouse «легко манипулирует разными биониклами».

На следующий день значительную часть своего утреннего прямого эфира Соловьев посвятил обсуждению биониклов. На его столе стояли три крупные экшен-фигурки персонажей вселенной. «Сейчас на ваших глазах мне что, оторвать голову этим биониклам? Ха-ха-ха», — сказал Соловьев. Он взял в руки одну из фигурок и показал, как может открутить ей голову.

Подробности по теме
Почему у всех стоят аватарки с синими кружочками из LEGO Star Wars
Почему у всех стоят аватарки с синими кружочками из LEGO Star Wars