Флейтистка Мария Колесникова возглавила избирательный штаб Виктора Бабарико, бывшего кандидата в президенты Республики Беларусь, а после стала одной из главных участниц протеста, которая порвала паспорт, чтобы избежать выдворения из страны. Три года назад она выступила на белорусском TED Talks, а мы приводим три главных тезиса из ее лекции.

Как появились современные оркестры

« <…> Только к XIX веку оркестр сложился в том виде, в котором мы с вами его знаем. Что произошло в XIX веке? Это удивительный век в истории человечества: возникновение научно-технического прогресса, зарождение капитализма, возникновение среднего класса. В XIX веке коренным образом меняются все потребности человека.

Благодаря техническому прогрессу, который обеспечил человечеству благосостояние, у него появляется потребность проводить свое свободное время, не работая: посвящать его хобби, своим любимым занятиям.

Тогда не было ни телевизоров, ни телефонов, ни интернета. <…> Чтобы люди могли общаться и интересно проводить время, возникли концертные залы. Когда потребность ходить на концерты возникла у большего количества людей, начали строиться большие концертные залы. Если раньше оркестры состояли из 20–30 человек, то тогда они уже не могли озвучить эти огромные залы. Таким образом, оркестр стал включать от 60 до 100 музыкантов. <…>»

Как мы повлияли на симфонические оркестры

«Если посмотрите на любой симфонический оркестр, вы увидите, что там присутствуют и мужчины, и женщины. И у вас по этому поводу не возникнет абсолютно никаких вопросов. Кажется, что так было всегда.

Но оркестр — одна из сфер общества, которая принадлежала только мужчинам. Благодаря изменениям, которые произошли в обществе, благодаря борьбе женщин за равноправие у них появилась возможность присутствовать в этой сфере.

Каким образом человек вообще попадает в оркестр? Когда ищете новую работу, скорее всего, вы приходите на собеседование и общаетесь с работодателем. У музыкантов все происходит несколько иначе: мы тоже приходим на собеседование, но это музыкальное собеседование, на котором мы исполняем какое‑то количество произведений. Чтобы выбор комиссии был наиболее объективным, нужно сделать так, чтобы никто не знал, кто сейчас играет. Для этого просто вешается занавеска, и любой исполнитель, вне зависимости от гендера, возраста, национальности, имеет право быть услышанным.

И как симфонические оркестры повлияли на нас

«Это очень важное достижение. До недавнего времени, еще несколько десятилетий назад, вход в оркестр для женщин был запрещен. К большой радости, все меняется: общество, мы с вами, все, что нас окружает, влияет и на оркестр. Точно таким же образом [оркестр] меняет нас с вами.

Посмотрите, как за несколько лет изменилась атмосфера нашего города. Когда оркестр вышел на улицы [Минска], когда у нас с вами появилась возможность прикоснуться к музыке: у ратуши, в метро или в торговом зале. Это чудо, что у нас есть возможность услышать или пообщаться с музыкантами, понять, что голос каждого из нас может быть услышан.

Когда мы объединяемся в маленькие, в большие оркестры, когда у нас есть вдохновляющая цель, мы с вами создаем настоящие шедевры».

Подробности по теме
«У вас какие‑то диктаторские замашки»: 5 цитат из интервью Александра Лукашенко 1994 года
«У вас какие‑то диктаторские замашки»: 5 цитат из интервью Александра Лукашенко 1994 года