Теодор Курентзис, один из самых известных дирижеров в мире, покидает пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. По его словам, он уходит из‑за непонимания со стороны администрации края. «Афиша Daily» собрала реакции на это событие.

Юрий Сапрыкин

Бывший главный редактор «Афиши» и создатель проекта «Полка» пишет: «Курентзис — вообще непонятно что, подозрительный позер, который дерет за билет по 50 тыс. рублей народных денег и снимается в богомерзком «Дау». Курентзис пишет в письме о пермских чиновниках, которые путают цену и ценность, — но, кажется, в чиновничьей логике эти понятия прекрасно сходятся: за то, что признается ценным, можно платить любую цену, просто эта ценность определяется какими‑то внешними маркерами, или сигналами, которые спущены сверху, а не переживанием этой ценности, переживание — это какая‑то внеэкономическая категория, малопригодная для перспективного планирования. <…> Именно поэтому признанная чиновником культурная ценность сегодня — это храм, хоккей и городское благоустройство, точно так же при Ельцине развивался теннис, а при Лужкове мед. И как убедить — даже не начальство, а просто хоть сколько‑то значимое количество людей — в том, что музыка Курентзиса нужна всегда и каждому, так же как зарядка и умывание, а инфраструктурные мегапроекты вокруг церквей — это опиум для никого, который схлынет с первой же переменой ветра так же, как лужковские медовые вакханалии, — я не знаю, вот честно не знаю»

Ирина Шафранская

Доцент пермского филиала НИУ ВШЭ считает, что одной из причин сложившейся ситуации стала «провинциальность мышления» жителей Перми: «К сожалению, провинциальность никогда не видит себя хотя бы на пару лет вперед. И в этом плане кейс Оперного показательный. Конечно, человеку мира, человеку масштаба, в провинциальных условиях долго существовать невозможно. И это изначально было понятно многим, и под это должен был существовать план Б — где он? У Перми никогда не было внятной стратегии именно потому, что у провинциального города ее не может быть — он всегда реактивен. <…> К сожалению, избавиться от провинциальности мы не сможем — прежде всего потому, что не хотим. Потому что так удобнее. Потому что стать непровинциальным — значит задуматься о своей репутации, о стратегии, об обязательствах и других совершенно нематериальных вещах, в которые, напомню, провинциалы не инвестируют. Не знаю, что с этим делать, честно говоря. Хочется просто ответить Теодору на письмо: «Теодор, прости, мы все…»

Александр Тимофеевский

Известный публицист и кинокритик отметил, что пост Курентзиса «прекрасно написан». «Мало кто из писателей мог бы сочинить такое», — добавил он.

Константин Преображенский

«Видимо, это судьба города, что самые яркие личности его покидают. Настоящие пермяки между собой меряются, кто раньше уехал. Теперь и Курентзис может считаться полноценным жителем края», — лаконично высказался журналист.

Анастасия Носкова

«Пусть я буду в «тренде» и попсе. Мне невероятно жаль, что Пермь лишилась своего дирижера. Не хочу ни о чем спорить, только… Мне очень, до самой маленькой детали, близки его трактовки. Верди, Пуччини, Моцарт. Завтра буду в прямом эфире из Штутгарта слушать Седьмую симфонию Шостаковича. И схожу все-таки на живой концерт. Закрою глаза, чтобы не встречаться с некоторой «публикой поневоле» и улечу в музыку», — написала юрист телеканала СТС.

Дмитрий Жебелев

Учредитель и координатор благотворительного фонда «Дедморозим» написал, что, хоть его никогда и не интересовало творчество Курентзиса, он считает его письмо «лучшим его произведением, вдохновленным Пермским краем».

«По-моему, без Курентзиса в Пермском крае станет хуже жить даже тем, кто к нему равнодушен или вообще почему‑то его недолюбливает. Мне, по крайней мере, точно. Потому как еще на одного умеющего мечтать тут меньше стало. Хорошо бы нам самим научиться. Так, чтобы дух перехватывало», — отметил он.

Евгений Плотников

Главный редактор пермской газеты «Звезда» пишет: «Маэстро хотел понимания, трепета и чуткости. Но наша тугоухая и простоватая власть этого не поняла, не оценила. Поэтому он ей благодарен, что она спровоцировала его отъезд. Красивая версия. Хорошая «ответка» на позавчерашние завуалированные обвинения со стороны губернатора Максима Решетникова, что дирижер почти не бывает в Перми и Пермский оперный — самый малоработающий театр в России. Как говорится, обменялись любезностями».

Надежда Агишева

Негативно по поводу ухода Курентзиса высказалась руководитель фракции «Яблоко» в пермской Думе Надежда Агишева. «Спасибо всем, кто приложил силы к отъезду Курентзиса. Вам нужен репертуарный театр, в котором плохо поют и плохо исполняют музыку? <…> Можете дальше раздавать друг другу награды, содержать протокольные службы и встречаться с президентом. Это не поможет стать теми, кого в Перми любят и уважают. Фестиваль «Пермский период» и палатки на эспланаде. Вот это намного лучше, чем все то, что здесь сделал Теодор. По версии нашего краевого правительства и губернатора», — написала она.

Много кто просто цитирует открытое письмо Курентзиса, например, экс-министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, журналист Алена Долецкая, сценарист Ирина Узжина, бывший главред Esquire Сергей Яковлев, композитор Антон Батагов, шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская и другие.

Подробности по теме
«Мы, несчастные счастливцы, гнались за неизвестным»: письмо Курентзиса труппе театра
«Мы, несчастные счастливцы, гнались за неизвестным»: письмо Курентзиса труппе театра