Предвыборные скандалы, баны клипов и плохие шутки Гудкова: чем в 2018-м запомнился YouTube

22 января 2019 в 13:47
Блог дочери Алексея Навального, новые рэп-звезды, предвыборные скандалы, блокировки, массовые баны и множество резонансных роликов — Игорь Банников, босс «Афиши Видео» и основатель телеграм-канала «Банька-парилка», подводит итоги 2018 года на главной интернет-площадке нашего времени.

Дебюты года

«ещенепознер»

Главный конкурент «вДудя», неожиданно возникший на ютьюбе этой осенью. За столь короткое время проект Николая Солодникова (вы можете знать его по «Открытой библиотеке») показал неплохие цифры, а главное — смог привлечь отличных героев вроде Пиотровского, Сокурова, Звягинцева, Тимченко и других. Если вам надоели пошлые вопросы Юрия Дудя, то этот канал — для вас.

«Парфенон»

В 2018 году на ютьюб пришел и Леонид Парфенов. В каждом выпуске он неспешно потягивает бокал вина и рассуждает о событиях прошлого и настоящего. Ролики длятся по 30–40 минут и собирают неплохие просмотры у взрослой аудитории сервиса (30+).

Даша Навальная

Даша — 17-летняя дочь Алексея Навального. Ее проект «Голос моего поколения» — своеобразное исследование молодежи ее возраста и попытка показать их через беседы о текущей повестке в стране и мире и неудобные вопросы. Просмотры в данном случае не так важны — посмотрите парочку выпусков.

Моргенштерн

Алишер делал в меру популярные ролики и в 2017-м (из-за того, что блогер постоянно удаляет свои ролики с ютьюба, нам пришлось ограничиться одним из перезаливов в «ВКонтакте». — Прим. ред.), но в уходящем году он почти молниеносно собрал на канале 3 млн подписчиков. Из перспективного видеоблогера Моргенштерн превратился в популярного музыканта, выпустившего два с половиной альбома и проехавшего с туром по России.

GONE.Fludd

Саша Бузе делал рэп еще в 2013-м в рамках объединения Sabbat Cult, а за его спиной уже семь альбомов. Но настоящий бум популярности произошел именно в этом году — после выхода клипа на трек «Зашей» и его участия в шоу «Узнать за 10 секунд».

Александр Гудков и «Чикен Карри»

В декабре 2017 года Александр Гудков с коллегами из креативной команды FastFoxes (она же отвечает за производство шоу «Вечерний Ургант») запустил ютьюб-канал «Чикен Карри». С помощью «Лиги плохих шуток» Гудок и компания начали аккуратно прощупывают новую для себя платформу. В 2018-м мы позвали его в «Узнать за 10 секунд» и поняли, что он отлично вписывается в современный ютьюб. Вскоре понял это и он сам: ролики «Чикен Карри» начали пользоваться большой популярностью, Гудкова стали чаще приглашать к себе другие блогеры, а клипы его авторства превзошли по просмотрам самые смелые прогнозы. В конце года на «Чикен Карри» запустилось шоу «Comment Out» — единственный на ютьюбе инстаграм-челлендж в формате баттла, где за победу одному из участников полагаются железные яйца.

Регина Тодоренко и Анастасия Ивлеева

Летом Регина Тодоренко запустила шоу «Пятница с Региной» совместно с одноименным телеканалом. Параллельно эфирам эти ролики выходили и на ютьюбе. Заявка была интересной, но из-за телевизионного подхода на ютьюбе не прижилась. Примерно через месяц свое шоу появилось у Анастасии Ивлеевой. Ее «Agent Show» сразу же начало собирать хорошие просмотры и на фоне «Пятницы с Региной» смотрелись более выигрышно. Осенью, примерно в одно время с посещением «Узнать за 10 секунд», Регина перезапустила свой проект — уже без участия телеканала и согласно современным трендам.

Скандалы года

Проект «Кто твой кандидат?»

Накануне выборов президента «Лента.ру» запустила спецпроект, призывающий «голосовать по-настоящему 18 марта». В нем приняли участие Даня Комков, Ёрник, Кузьма, Юлик, Лиззка, Маш Милаш и Юрий Хованский. Каждый блогер снял клип, посвященный выборам, в котором прямо или косвенно призывал их посетить и отдать свой голос. Ролики собрали огромное количество дизлайков и негативных комментариев. Кто-то из участников спецпроекта успел извиниться и удалить с канала явно проплаченное видео, но массовых отписок было уже не избежать.

Предвыборная агитация за Сергея Собянина

За два месяца до выборов мэра Москвы на ютьюбе начали массово появляться клипы музыкантов и ролики видеоблогеров, посвященные Сергею Собянину и положительным переменам столицы. В центре скандала оказались Николай Соболев, Дмитрий Масленников, Макс Брандт, Элли Ди, Тимур Сидельников, Амиран Сардаров и другие, но больше всех досталось Сергею Шнурову, Семену Слепакову и ST. Последний даже убрал клип из общего доступа.

YouTube Rewind 2018

В конце года YouTube традиционно публикует итоговый ролик с участием топовых криейторов видеохостинга, в котором кратко обыгрывает основные тренды уходящего года. Главная претензия к Rewind-2018 в том, что компания отдалилась от сообщества и пытается показать идеализированную версию платформы, которая не имеет ничего общего с настоящим YouTube. И этот Rewind не исключение: видео 2016 и 2017 годов также активно минусовали. Однако на этот раз видео собрало рекордное количество дизлайков, побив антирекорд клипа «Baby» Джастина Бибера восьмилетней давности. Подробнее о том, почему это произошло, мы писали здесь.

Блокировка клипов по требованию Роскомнадзора

В 2018 году по требованию государственных органов на территории России были заблокированы клипы «Монетка» группы «ЛСП» и «Иуда» рэпера Хаски. В случае с первым, по словам органов, причиной блокировки стала «информация о способах совершения самоубийства», а также «призывы к совершению самоубийства». Второй — из-за того, что в нем якобы содержится информация об изготовлении и употреблении наркотиков, а также о местах их приобретения. По сюжету видео герой перемалывает пленку с записью своей песни в мясорубке и распространяет ее.

«Ай, как просто!» против Wylsacom

В марте техноблогер Стас Васильев выпустил ролик с разоблачением Wylsacom, после чего на несколько месяцев повисла напряженная пауза. На этом, казалось бы, все и закончится, но в конце декабря Стас уже в новом видео рассказал, что Вилса якобы выдвинул некоторым рекламодателям (включая «Яндекс») условие, что будет сотрудничать с ними, только если те перестанут работать с «Ай, как просто!». Вслед за этим TJ выпустил материал, в котором главный редактор издания Никита Лихачев встал на сторону Wylsacom, не запросив комментарий у Стаса. В ответ блогер опубликовал еще один ролик, где он отвечает на все озвученные в его адрес претензии и обвиняет TJ и «Яндекс» во лжи и непрофессионализме (пик конфликта пришелся на новость о выходе первого смартфона российского IT-гиганта. — Прим. ред.).

Массовый бан каналов, рекламирующих букмекеров

Осенью YouTube ужесточил правила, запретив рекламировать азартные игры и букмекерские конторы. После этого под блокировку попали «Версус», Russian Battle League, Gazgolder и другие крупные каналы. Сейчас у них все хорошо, но многие лишились основных спонсоров, а кое-кто даже сменил площадку. В начале 2018-го ютьюб уже проводил крупную зачистку, заблокировав более 200 каналов, предположительно, занимавшихся накруткой. Тогда под каток попали «Ять ТВ», «Доктор Карлов», Фирамир, а также множество политических каналов.

Вирусы и события года

«Скибиди челлендж»

Русский аналог корейского «Gangnam Style» от Little Big собрал более 130 млн просмотров и стал причиной сотен пародий на ютьюбе. Свои версии сняли «Вечерний Ургант», Саша Тилэкс, пожарные республики Коми и многие другие, а блогер Sam Jones ради лайков десять часов подряд танцевал под «Скибиди-вап-вап-вап». Нечто похожее в этом году произошло с Дрейком. После того как инстаграм-вайнер Shiggy смешно сплясал под «In My Feelings», все, включая Уилла Смита, Сиару, 6ix9ine и Diplo, начали повторять его движения — так появился «Кики-челлендж».

Doja Cat

Главный рэп-мем года. Летом 22-летняя Амала Зандиле Дламини выпустила смешной DIY-клип на трек «Mooo!», даже не подозревая, что он соберет более 30 млн просмотров и станет источником тысяч мемов и целого челленджа.

Два самых виральных клипа

В августе клип «Idol» корейского бойз-бенда BTS за первые сутки собрал 45,9 млн просмотров, побив предыдущий рекорд, принадлежавший Тейлор Свифт (43,2 млн просмотров за аналогичный период). Но уже в декабре Ариана Гранде с легкостью превзошла этот показатель: за первые 24 часа ее клип «Thank U, Next» посмотрели более 50 млн раз.

Diss Challenge

В апреле рэпер Соня Мармеладова, также известный, как Гнойный и Слава КПСС, записал дисс (трек или клип с целью оскорбить или высмеять кого-то и получить миллион просмотров. — Прим. ред.) на блогера Николая Соболева, в котором назвал его «не рупором, а медийным флюгером» и вызвал на рэп-баттл. Хотел ли Слава своим перформансом на фоне кирпичной стены (ставшей отличительной фишкой этого челленджа) задеть Соболева — неизвестно, но запустить массовый челлендж у него удалось. Вскоре диссы начали передаваться по цепочке, а кроме самого Николая в вирусной акции поучаствовали DK, Booker, Эльдар Джарахов, Big Russian Boss и другие интернет-герои (возможно, это самый просматриваемый и нативный вирус, который когда-либо был запущен на ютьюбе администрацией президента: по данным источника Би-би-си, за дисс против Соболева Гнойному обещали около двух миллионов рублей, однако концертный директор рэпера говорит, что кремлевских денег они так и не увидели. — Прим. ред.).

Битва PewDiePie против T-Series

В августе 29-летний шведский видеоблогер Феликс Челльберг, долгое время считавшийся самым крупным (по количеству подписчиков) контентмейкером ютьюба, рассказал, что может потерять первенство из-за канала T-Series, на котором публикуются индийские клипы и трейлеры. PewDiePie начал юмористическую войну со страшным конкурентом и даже записал на него дисс. Спустя некоторое время к ней подключились коллеги Челльберга: американский блогер Mr. Beast запустил в Южной Каролине целую рекламную кампанию в поддержку шведа, индийский видеоблогер Saiman Says разместил промо канала Пьюди на билбордах в Мумбае, а другой паренек с ютьюба, Джастин Робертс, потратил миллион долларов, чтобы лицо Феликса появилось на одном из экранов Таймс-сквер. Благодаря такой масштабной поддержке комьюнити битва за топ ютьюба все еще продолжается, и в ней с разницей в несколько десятков тысяч подписчиков лидирует PewDiePie.

1 млн подписчиков на «Афише Видео»

Пока титаны YouTube бьются за первую строчку топа, жонглируя огромными цифрами, канал «Афиши Видео» радуется тому, что в прошлом году пробил планку в один миллион подписчиков. Останавливаться на достигнутом не планируем, поэтому в 2019-м ждите от команды нашего канала еще больше интересных выпусков «Узнать за 10 секунд» и запусков новых интересных форматов!

Клипы года

В 2018-м вышло множество шикарных музыкальных видео, а значительная их часть принадлежит русскоязычным артистам. Лично я насчитал как минимум 60 достойных клипов, из которых получилось выбрать десять самых резонансных и просто очень красивых.

GONE.Fludd feat. Iroh «Зашей»

«Казускома» «Электрический волк»

Loqiemean «Быть дауном»

XXXTentacion «Sad!»

LCD Soundsystem «Oh Baby»

Travis Scott «Stop Trying To Be God»

Ic3peak «Смерти больше нет»

Kanye West & Lil Pump ft. Adele Givens «I Love It»

Childish Gambino «This Is America»

Shortparis «Страшно»

Видеоролики года

Кроме клипов за год на ютьюбе появилось огромное количество хороших роликов. В этот список я включил далеко не самые популярные видео 2018-го, а наиболее качественные, содержательные и просто интересные.

Пользуясь случаем: подписывайтесь на ютьюб-каналы «Афиши Видео» и «Афиши Daily».