Игровая индустрия

Long Live Caesar: Цезарь — гриб? Хованский уже не пес хулиганский, а хороший геймдизайнер

18 декабря 2024 в 14:30
Фото: Юрий Хованский
Юрий Хованский теперь не только блогер, стендап-комик, стример, рэпер, но и игровой разработчик: 16 декабря в Steam вышел его дебютный проект о нелегких буднях Юлия Цезаря. Рассказываем, почему Long Live Caesar — это действительно интересный инди-проект, который достоин вашего внимания.

Юрий Хованский почти пять лет готовил дебютную игру

Поклонники Хованского знали и ждали Long Live Caesar давно: впервые он рассказал об игре в 2020 году на совместном стриме с блогером Николаем Росовым. Последний позиционирует себя как историк и значительную часть своего контента посвящает именно этому, так что неудивительно, что дружба с Хованским повлияла и на тему его дебютной игры.

Сюжетная завязка интригует: вы Юлий Цезарь, который за неделю до выступления в сенате узнает, что против вас готовится заговор. Отступников трое: по одному в сенате, магистрате и легионе. Ваша цель — вычислить предателей и казнить, чтоб другим неповадно было. Но попутно надо решать и прочие государственные дела: отражать атаки иноземных врагов, подавлять бунты и не забывать обустраивать Рим.

Симулятор императора Рима

Вся описанная выше концепция упакована в простейшую пиксельную графику и геймплейно Long Live Caesar можно разделить на две части. Первая, основная — это события на глобальной карте Римской империи. Здесь вам нужно раздавать приказы агентам, которые ищут информацию о заговорщиках, снаряжать войска на битвы с захватчиками и своевременно гасить бунты. Драматургически все эти заботы разделены на семь дней, между ними Цезарь вступает в диалоги с подчиненными, которые либо дают императору советы, либо предлагают помочь вычислить предателей (разумеется, не за просто так). Это вторая важная составляющая игры — вы вольны либо прислушаться к тому, что вам говорят подчиненные, либо руководствоваться собственной логикой.

Из‑за того, что 90% игры — это различные таблички, она отлично игралась бы на смартфонах и портативных консолях. Еще одна интересная фишка игры — это roguelike, то есть при каждом новом прохождении рандом выбирает новых предателей и выдает новые подсказки, поэтому второе прохождение будет кардинально отличаться от первого. Вдобавок к этому в игре есть аж три уровня сложности, так что простор для реиграбельности на месте.

Спасти Рим (и себя) за неделю

Игра весит около 600 мегабайт, но при этом приятно удивляет не только самой концепцией, но и обилием механик. Давайте посчитаем: первым делом вы отправляете агентов по заданиям, примерно как в This Is the PoliceВышедший в 2016 году симулятор начальника полицейского участка от студии из Беларуси Weappy Studio.. Пока ждете новостей (агент может либо принести подсказку, либо вернуться ни с чем, либо погибнуть), постройте в Риме какое‑нибудь новое здание — это даст вам бонус к ресурсам или подсказкам.

Затем обратите внимание на глобальную карту: может, на границе замечены враги и пора отправиться на войну? Для этого нужно, во-первых, нанять полководца, а во-вторых, провести битву — она в Long Live Caesar представлена в виде простой мини-игры. На четвертый день правления в империи начнутся бунты, и вам придется грамотно менеджерить своих агентов, выбирая, что для вас в данный момент важнее — новая подсказка о заговоре или вовремя подавленное восстание?

По истечении всех семи дней начинается самое интересное: все подсказки, алиби и обвинения собираются в кучу, чтобы вы могли выбрать, кто же из 30 подчиненных готовится воткнуть нож в спину. Дальше — сцена казни и вердикт: угадали вы или нет.

Это игра Юрия Хованского, в которой нет фигуры самого Ховы. Это к лучшему

У Long Live Caesar есть важное преимущество перед видеоиграми Виталия Терлецкого или Ильи Мэддисона, близкого друга Хованского. Если Терлецкий в своем творчестве полагается на хайповые мемы, а Мэддисон открыто стебется над индустрией и собственными фанатами, то Хованский каким‑то чудом избежал и того и другого.

В Long Live Caesar нет ни мемов, ни приколов, и это хорошо, потому что на выходе получилась отличная инди-игра, которую можно рекомендовать даже тем, кто на дух не переносит Юрия Хованского.

Да, в игре есть порой нарочито современная лексика, которую явно не мог использовать римский император, да, некоторые персонажи похожи то на Поперечного*, то на Макса +100500, то на уже упомянутого Мэддисона, то на самого Хованского, но это — юмористический максимум игры, который никак не мешает ее восприятию.

Не дополнительный мерч Хованского, а маленький игровой бриллиант

Принято думать, что любой сторонний контент от блогеров, будь то музыка, одежда, книги или видеоигры, — мерч в первую очередь для фанатов этих блогеров. В большинстве случаев это действительно так, но Long Live Caesar — явно другая история.

Из‑за того, что игра никак не привязана к личности Юрия Хованского или Николая Росова, получился (намеренно или случайно) маленький бриллиант отечественной видеоигровой индустрии. Оценят его и те, кто следит за инди-сектором, и те, кому нужна ненапряжная игра, чтобы залипнуть во время прослушивания подкастов или просмотра не очень интересного сериала. Long Live Caesar увлечет вас максимум на неделю: как только вы научитесь вычислять предателей на всех уровнях сложности, игру можно смело удалять, но, учитывая ее скромные масштабы и демократичную цену, было бы неправильно требовать чего‑то большего.

Интересно посмотреть, какие еще игры сделает (если сделает) Юрий Хованский. При всей неоднозначности и противоречивости его личности в медиаполе, кажется, в нем скрывается неплохой геймдизайнер.


* Данила Поперечный признан иноагентом Минюстом РФ.

Расскажите друзьям
Читайте также