Разбираемся, как два отличных геймдизайнера оказались в тени своего монструозного детища.

Споры о том, кто у кого украл идею видеоигры, — довольно унылый подвид нытья. Если твой замысел выстрелил у кого‑то другого, значит, именно конкурент, а не ты, довел его до ума.

Чуть забегая вперед, можем сказать, что Закари Барт, герой нашей статьи, придерживается того же мнения: «Заимствование идей — неотъемлемая часть творческого процесса. Похожие игры выходили до Minecraft и будут выходить после нее».

Несмотря на это, мы утверждаем:

Идея Minecraft была подчистую украдена у другой инди-игры Infiniminer.

Есть два аргумента в пользу таких резких слов. Первый: ну, посмотритеInfiniminer сами. Те же кубики, та же разрушаемость. Игры, мягко говоря, похожи.

Второй аргумент еще более весомый. Сам автор Minecraft, Маркус Перссон, честно назвал свою игру клоном«This is a very early test of an Infiniminer clone I’m working on. It will have more resource management and materials, if I ever get around to finishing it»«Это очень ранний тест клона Infiniminer, над которым я сейчас работаю. В нем будет больше менеджмента ресурсов и материалов, если я когда‑нибудь его закончу». Infiniminer Закари Барта, когда проект находился на ранних этапах разработки в 2009-м.

Спустя тринадцать лет Minecraft сделала Перссона миллиардером, стала главной движущей силой проекта очков дополненной реальности Microsoft, который заглох еще до релиза, пережила десяток мертворожденных клонов и спин-оффов, но так и осталась одной из главных игр на планете.

Вспоминаем, как сложилась судьба двух талантливых разработчиков, которые случайно, независимо друг от друга, но совместными усилиями привели-таки в наш мир громадного монстра, а потом утратили над ним и над собой контроль.

Маркус Перссон

До Minecraft Перссон был программистом в шведской компании KingАвторы Candy Crush Saga. В свободное от работы время он создал раннюю версию Minecraft и начал продавать ее через собственный сайт. Игра стремительно набрала популярность. В 2014 году Microsoft выкупила у Перссона права на нее за $2,5 млрд. По сей день эта сделка остается самой крупной в истории инди-разработки.

Дальше Перссон попадал в новости разве что из‑за скандалов. Популярных игр выпустить ему больше не удалось: пошаговая стратегия Scrolls вышла вполне компетентной, но заглохла к 2015-му.

В том же 2015-м он отметился сериейHanging out in ibiza with a bunch of friends and partying with famous people, able to do whatever I want, and I’ve never felt more isolated.Тусуюь на Ибице с друзьями и знаменитостями, могу делать все, что захочу, но в никогда в жизни я не чувствовал себя настолько изолированным. пьяных твитов, присланных с острова Ибица, о том, что деньги не принесли ему счастья. В 2017-м — снова твиты, только на этот раз в адрес феминистки Зои Куинн, которую Перссон назвал «******» (женским половым органом). Microsoft не оценила такую риторику, убрав его имя из пресс-материалов и форумов Minecraft и официально разорвав с ним отношения. Даже на день рождения Minecraft в 2019-м его не пригласили.

В 2021-м он сообщил о разработке новой игры, но пока не представил публике ни одного скриншота. В последнем на момент написании статьи твите Перссон поделился впечатлениями о No Man’s Sky: «Лишь спустя 90 часов я начал в нее вникать».

Закари Барт

Если бы мы писали сценарий фильма про судьбу двух разработчиков, то напрашивался бы очевидный назидательный ход: одного навсегда испортили деньги, а второй, честный, продолжал творить инди-хиты, пока однажды наконец не достиг просветления, счастья и денег.

В жизни получается по-другому.

Барт действительно первоклассный разработчик, один из последних героев старой гвардии настоящего инди.

Всю жизнь он стабильно выпускает отличные оригинальные игры: от потенциально великих, но недоделанных (Infiniminer) до по-настоящему замечательных (Opus Magnum).

Подробности по теме
Дистиллируем золото при помощи вечного двигателя в Opus Magnum
Дистиллируем золото при помощи вечного двигателя в Opus Magnum

Коммерческого успеха и культового статуса добиться ему так и не удалось.

В 2017-м Барт выступил на Talk at Google с пессимистичной лекцией «10 лет создания ужасных игр», размышляя о проблемах прототипирования, а неделю назад объявил о том, что закрывает свою студию Zachtronics. Главная причина: Барт устал жить в повторяющихся циклах разработки и хочет отдохнуть.

На вопросы о Minecraft он всегда отвечает примерно одно и то же. Нет, он не считает, что Маркус Перссон украл его идею. Да, его утомили постоянные участливые вопросы от каждого знакомого, который, вздыхая, сокрушается: «Ах, а ведь на его месте мог бы быть ты».