Этот материал с трудом укладывается в голове по двум причинам. Во-первых, сложно поверить, что все эти игры вышли в один год — сейчас хиты такого калибра появляются раз в пять, а то и в десять лет. Во-вторых, страшно принять, что все они вышли ровно 20 лет назад. Вспоминаем лихой 2002-й, один из лучших годов в истории видеоигр.

10. Tony Hawk’s Pro Skater 4

Идеальная игра поколения MTV. В кадре — заглавный герой, хотя его можно поменять на зомби или Бобу Фетта, фоном играет System of a Down, бить никого не надо. Катайтесь и зарабатывайте очки, исполняя отчаянные трюки, подсмотренные из идущей где‑то по соседству телепередачи «Чудаки».

9. Age of Mythology

Если где‑то на форуме, хоть как‑то связанном с видеоиграми, написать «Prostagma», то вам гарантированно ответятЭти слова переводятся соответственно как «какие будут указания» и «слушаюсь». Их произносят солдаты, когда вы отдаете им приказ.: «Vulome». Age of Mythology не стала грандиозным хитом, но ее можно назвать культовой. Такого синего моря и залитых солнцем пляжей, кажется, до сих пор нет ни в одной другой игре.

8. The Legend of Zelda: The Wind Waker

Юный Линк отправляется в путешествие по разбросанным в океане островкам, бороздя водные просторы на алом говорящем паруснике. Ветер всегда попутный: исполняя волшебные мелодии, вы выбираете, в каком направлении он будет дуть. Предельно романтичная игра, наравне с Breath of the Wild и A Link to the Past, считающаяся лучшей «Зельдой» всех времен.

7. Metroid Prime

Поначалу кажется, что это довольно заурядный боевик в унылых и тесноватых декорациях, но на самом деле игра гораздо ближе к Dark Souls или Elden Ring, чем, скажем, к Doom. Ветвящиеся уровни приятно исследовать, открывая шорткатыКороткие пути. от точки сохранения к боссу, а кататься, свернувшись в шар, сквозь инопланетные катакомбы может быть увлекательнее, чем расстреливать монстров из ракетомета. Управление пушкой героини (это первое и последнее оружие за всю игру) по сей день считается лучшей реализацией motion control в шутерах от первого лица.

6. Battlefield 1942

Многопользовательский боевик на 64 человека в эпоху медленного интернета казался чем‑то нереальным, но разработчик DICE смотрел в будущее. Графически игра уступала Medal of Honor: Allied Assault и Return to Castle Wolfenstein, а сюжета в ней и вовсе не было. Но возможность поучаствовать в эпическом сражении, где можно бегать пехотинцем, ездить на танке и летать на самолете, компенсировала все недостатки. С переменным успехом (ее прапраправнучка Battlefeild 2042 считается одним из главных разочарований прошлого года) эта же самая формула работает и в 2022-м.

5. GTA: Vice City

Rockstar прыгнула выше головы в 2001-м, выпустив революционную GTA 3. Дальше, видимо, решила отдохнуть: почти не меняя механику, выпустила набор миссий в новом городе под названием Vice City. Такой расслабленный настрой вылился в одну из самых атмосферных игр всех времен. Вечеринки на яхте, гавайские рубашки, горящие феррари и резня бензопилой в гольф-клубе — никогда форма GTA так тонко не гармонировала с ее же содержанием.

4. Mafia: The City of Lost Heaven

На первый взгляд Mafia может показаться такой же стилизацией GTA 3, что и Vice City, только вместо «Лица со шрамом» за исходный материал взяли «Крестного отца». На самом деле в этих играх принципиально отличаются подходы к геймдизайну. Валять дурака в открытом мире Mafia не так увлекательно, зато больше внимания уделено повествованию и драматургии. Если вдруг вы пропустили оригинал, рекомендуем ремейк Mafia: Definitive Edition 2020 года. Он, в отличие от прошлогодней Grand Theft Auto: The Trilogy, удался на славу.

3. Splinter Cell

На территории иностранного государства действует диверсант. Задача — сбор секретной информации, воровство документов, а иногда и похищение особо важных целей, живьем. В арсенале — многофункциональный автомат, пистолет с глушителем, крепящаяся к стенам видеокамера, которая может свистеть, приманивая доверчивых врагов, но главное — прибор ночного видения, включающийся с незабываемым писком.

Существует мнение, что Splinter Cell — это и есть лучшая игра Ubisoft, в начале двухтысячных уже набравшей недосягаемую для конкурентов творческую мощь, но еще не утонувшей в бесконечных сиквелах, приквелах, квадриквелах и бухгалтерских отчетах.

Чтобы освежить игру в памяти, рекомендуем ее двухминутное интро. То ли вас, то ли главного героя в нем беззастенчиво (и по делу!) называют motherfucker, а неподражаемое «пи-и-и-и-и-и-и» прибора ночного видения изобретательно вплетается в кульминацию музыкального трека, предваряя вокальную партию The Crystal Method «Name of the Game».

2. The Elder Scrolls 3: Morrowind

«Ну тебя даже вчерашний шторм не разбудил. Говорят, мы уже приплыли в Морровинд», — поначалу игра потрясала разве что качеством российской локализации. Графически она отставала от стремительно набиравших в те годы силу линейных шутеров, персонаж казался неповоротливым, возня в громоздком инвентаре раздражала.

Первое откровение случалось где‑то через час после старта. Норд-жулик Хрисскар Плосконог участливо подсказывал вам, где подзаработать деньжат. По его словам, местный житель по имени Фаргот ночью прятал сбережения в тайник — за ним удобно проследить, забравшись на смотровую площадку маяка. Вот и все вводные.

Никаких маркеров цели или подсказок. Можно было промотать время до ночи, используя специальное меню, или самим промотаться где‑то до наступления темноты.

И вот сгущаются сумерки. Вы у маяка. Никого нет. «Да нет, не придет, я что‑то неправильно понял», — проносится у вас в голове… Как вдруг из темноты выходит несчастный Фаргот. В этот момент эмоции зашкаливают, вас одновременно охватывают стыд, восторг и дьявольский азарт от возможности совершить столь подлое преступление. Можно проследить за ним до тайника в пеньке старого дерева и обокрасть. Можно избить по дороге. Можно догнать и честно ему обо всем рассказать. А можно, пожав плечами, развернуться и пойти выполнять сотни других заданий, навсегда забыв о Хрисскаре, Фарготе и крошечной речной деревеньке Сейда Нин.

Игры серии The Elder Scrolls ценятся своей свободой выбора. В Morrowind она опьяняла как никогда.

1. Warcraft 3: Reign of Chaos

В деревнях на задворках империи вспышка странной чумы. Отряд королевских паладинов отправляется разобраться, что к чему, заодно взяв с собой наследного принца Артаса — «пусть потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат». Неуемное рвение и юношеский максимализм принца надо загнать в плодотворное русло, а под присмотром старого воина Утера и хитрой и опытной колдуньи Джайны он должен быстро повзрослеть.

Warcraft 3 — поворотный момент в истории игровой индустрии.

Без нее не было бы ни World of Warcraft, ни Hearthstone, ни даже Dota 2.

Традиционное качество игр от Blizzard в ней сочетается с удивительно внятным и бодрым сценарием, а злодейский принц, сначала сопровождающий игрока в роли вождя Альянса, а после, руководя ордами Нежити, оказывается идеальным персонажем для такой истории.

Он чем‑то напоминает Себастьяна из «Русалочки». Вынырнув из моря, она обрубает связи со всеми подводными персонажами, кроме краба, готового следовать за ней и на суше, избавляя сценаристов от обременительной необходимости выдумывать нового персонажа для комической разрядки последней трети мультфильма. Так же и Артас. Зачем собирать костыльного нового злодея Нежити, когда есть давно знакомый, абсолютно подлый, но такой притягательный будущий Король-лич, с которым вы уже прошли огонь и воду. Он вам как родной.