Переломный момент для индустрии. Артем Соколов о том, что будет с футбольными симуляторами

14 мая 2022 в 10:54
Фото: EA Canada
На фоне новостей о прекращении сотрудничества EA и ФИФА — колонка Артема Соколова о будущем футсимов для всех нас.

Лето и осень 2002 года в разрезе видеоигр я вспоминаю с особенным трепетом: у друга появилась первая PlayStation, и наконец можно было поиграть во что‑то кроме «Героев». Закончился великолепный чемпионат мира в Японии и Корее, и мы, естественно, залипали в PES. Вот только перед каждым матчем мы тратили по 20 минут на то, чтобы переименовать игроков — кто‑то наверняка помнит Роберто Ларкоса. Дальше появилась FIFA 03 с реальными клубами, формами, стадионами и именами футболистов — стало повеселее.

Можно сколько угодно совершенствовать движок и геймплей, но, если в симуляторе нет элемента реалистичности, — играть в него будет не так приятно.

Нет принципиальной разницы, как зовут твоего персонажа в мультиплеере Call of Duty или Elden Ring, но для человека, который садится играть в футсим, подобные детали максимально важны. Именно возможность управлять своими футбольными кумирами или выиграть с любимой командой Лигу чемпионов и есть, пожалуй, главный источник удовольствия от игры.

На этом EA паразитировала почти десять лет, после чего к концу нулевых играть в FIFA стало невыносимо скучно. Тогда еще не были распространены подписки, но, кажется, условные $10 в месяц за обновление составов, рейтингов игроков и форм принесли бы разработчикам куда больше денег и уж точно меньше хейта со стороны геймеров. Не спасали положение даже усовершенствованный режим карьеры, возможность создать самого себя и участвовать в челленджах. Футбольные гики к тому моменту уже перекочевали в Football Manager (он тоже был не идеален, но потребность покопаться в тактике и бесконечных игроках все же выполнял — и делает это до сих пор), кто‑то просто бросил играть, остальные просто гоняли в FIFA в компании по фану.

До того как появился режим Ultimate Team, FIFA была своего рода футбольным аналогом Mortal Kombat — диванной игрой для развлечений с друзьями.

Карточки, ачивки и матчи с игроками со всего мира — несомненно то, что вывело затухающий футсим на новый уровень. Рискну предположить, что это связано в том числе с популярностью фэнтези-футболаФэнтези-футбол Игра, в которой участники собирают виртуальную команду футболистов, чьи прототипы принимают участие в реальных соревнованиях и в зависимости от успехов в жизни становятся сильнее в игре.. EA вышла на другой, практически недосягаемый для единственного конкурентаPro Evolution Soccer. уровень — и по вовлеченности игроков, и по финансам. И, с одной стороны, разрыв отношений с ФИФА вообще никак не должен сказаться на успехе серии — лицензии на игроков и турниры УЕФА все равно останутся.

С другой же стороны, федерация наверняка собирается замахнуться на свой весомый кусок пирога размером в $1 млрд (по слухам, именно столько суммарно требовала ФИФА от разработчиков по новому контракту), учитывая маниакальное желание заработать еще больше. Помня о провале Konami с eFootball — это их шанс навязать серьезную борьбу.

В ближайшие годы мы все будем наблюдать передел аудитории (а это десятки миллионов людей), который может закончиться по-разному. В любом случае все будет зависеть от того, насколько быстро и качественно ФИФА сможет выпустить конкурента EA Sports FCИменно так будет называться футбольный симулятор EA..

Крутой новый футбольный симулятор повысит конкуренцию, но это не означает, что мы получим два мощных продукта, из которых придется выбрать что‑то одно. Точно не хочется увидеть борьбу разработчиков за премию «самый сумасшедший режим игры» или сбор денег за очередную не изменившуюся версию Ultimate Team. Теоретически мы можем получить и вовсе три версии симулятора — от EA, Konami и ФИФА. Но каким будет новый продукт, созданный федерацией, и кто будет в него играть — вопрос открытый.

В любом случае это переломный момент для индустрии, и через пару лет мы увидим киберфутбол нового уровня либо снова перестанем в него играть.

Расскажите друзьям