Час онлайна в день, урезанный до 100 игр Steam — каково быть геймером в Китае

17 марта 2022 в 12:07
Скриншот: miHoYo Limited
На текущий момент большинство международных издателей покинуло Россию. Сейчас либо игры стоят очень дорого, либо их просто невозможно купить. Это непростая, но не беспрецедентная ситуация. Разбираемся, как еще выживают геймеры в условиях всевозможных ограничений, — сегодня пойдет речь о Китае.

Китай — удивительный пример сочетания цензуры, повсеместного вмешательства государства в индустрию развлечений, мощной экономики и сверхприбыльного бизнеса.

Негативное отношение к западной культуре

В 1961-м в «Народной ежедневной газете» было провозглашено, что американские фильмы и книги являются идеологической отравой, более вредной, чем реальные наркотики. Схожее отношение к видеоиграм остается в государстве по сей день: в прошлом году глава Китая Си Цзиньпин на Всекитайском собрании народных представителей объявил, что «игры и другие гадкие и грязные онлайновые развлечения» могут негативно сказываться на неокрепшей психике молодых людей.

Цензура

Игры всячески ограничивают. Так, например, Battlefield 4, в которой герой воюет с китайцами, попросту запрещена. World of Warcraft работает, но с гигантским количеством изменений — например, удалена кровь, а персонажи-скелеты заменены другими, менее костлявыми монстрами (кости показывать нельзя). Популярнейшая PlayerUnknown’s Battlegrounds доступна, но в специальном адаптированном варианте — там яркие, почти как в Fortnite, цвета, нет крови (вместо нее из врагов летят зеленые искры). Если застрелить соперника, то он не умирает, а садится на колени, машет на прощание рукой и растворяется в воздухе, оставив после себя ящик с экипировкой. Китайская Battlegrounds называется Game of Peace («Игра мира»).

Battlegrounds не только безумно популярна в Китае, но и создана на китайские деньги — в 2016-м Bluehole Studios проспонсировали игру тогда еще никому не известного разработчика Брендона Грина, и с тех пор их партнерство не разрывается

Ограничение на время, проведенное за играми

Играть сколько хочешь в Китае нельзя. Тем, кто не достиг 18 лет, разрешено проводить в онлайн-играх не более трех часов в неделю. Это ограничение вступило в силу полгода назад, ужесточив прежнюю норму — до этого можно было играть по полтора часа в пятницу, субботу и в воскресенье, а на каникулах — аж три часа.

Интересно, что ответственность за то, чтобы дети не переигрывали, лежит не на них самих и даже не на их родителях, а на издателях игр. При регистрации в онлайновой игре (например, популярном в Китае клоне «Доты» Honor of Kings©Tencent) у пользователя спрашивают паспортные данные, а для проверки личности используют считывание лиц через камеры мобильных телефонов. Если несовершеннолетний неудачно прикинется взрослым, то игра не запустится. А если проверка пройдена успешно, то игра выключится через час.

Отрегулированный Steam

Очевидно, что Steam со всем его многообразием игр не может уложиться в описанные выше рамки. Логичным выходом для властей было бы заблокировать его, или, скажем, сама Valve приняла бы решение не подчиняться цензуре и просто закрыть свой магазин в Китае. Ничего подобного не произошло.

Valve пошла на компромисс. Специально для Китая сделана особая, локализованная версия Steam с небольшим набором официально утвержденных игр и иконкой красного цвета. Сейчас там чуть больше сотни тайтлов: это «Дота», Counter-Strike, Subnautica и, например, игры, популярные только в Китае, вроде Swords of Legends Online. Благодаря мощной экономике Китай остается привлекательным рынком для западных издателей, несмотря на цензуру и ограничения.

Проще говоря, там много платежеспособных клиентов и торговать с Китаем выгодно. Именно поэтому издатели готовы идти на компромиссы и принимать условия правительства, лишь бы не потерять аудиторию.

Когда я смотрел статистику продаж наших игр на Steam, в какой‑то момент — в 2017 году, кажется — Китай вырвался на первое место по количеству продаж, обогнав Америку. То есть китайцы пользуются обычным Steam через VPN. Другое подтверждение тому — большое количество локализованных китайских версий в обычном, западном Steam, явно рассчитанных на то, что в них будут играть в Китае, но не через официальный китайский Steam.
Кирилл Перевозчиков
Основатель White Label PR, бывший руководитель маркетинга в Larian Studios

Консоли и мобильные игры

Официальные продажи консолей в Китае низкие (до 2015 года они были под запретом), но, как пишет Даниель Камило на gamesindustry.biz, их покупают через онлайн-магазины и фактически в Китае миллионы активных консольных игроков.

Мобильный рынок и вовсе крупнейший на планете. На смартфонах и планшетах играет более трети населения Китая (а это, на секундочку, почти 500 миллионов человек). Играют все: дети, подростки, взрослые, пожилые люди, вне зависимости от взглядов и социальных групп. В 2021-м доходы от мобильных игр составили $41,5 млрд, и каждый год они растут. Если тренд продолжится, то в 2022-м доходы удвоятся и издатели заработают уже около $80 млрд на китайском рынке.

Black Myth: Wukong — одна из самых ожидаемых китайских игр. Это не MMORPG, не мобильная игра, а консольный слешер в духе God of War. Раньше в Китае воплотить такую идею было нереально, но теперь есть и опытные разработчики, и инвесторы, и рынок, готовый принять эту игру

Tencent

За Китаем долгое время держалась репутация производителя дешевых и низкопробных онлайн-RPG, но даже они со временем эволюционировали в более качественные проекты вроде Genshin Impact, а сейчас китайская разработка становится знаком качества. В Китае есть офисы всех крупных издателей — Ubisoft, EA, Bandai Namco, 505 Games и Activision, — занимающихся созданием игр. Грядущая Diablo Immortal разрабатывается китайской командой, а Ubisoft Shanghai прямо сейчас делает новую игру во вселенной Might and Magic.

Главная китайская медиакорпорация — Tencent. В 2018-м она стоила полтриллиона долларов. Игры — не единственный актив компании, инвестирующей в разные медиа (например, Tencent владеет самым популярным китайским мессенджером WeChat). Основная политика Tencent — скупать доли в крупных студиях, зачастую поглощая их целиком. Так, ей принадлежит Riot Games (авторы League of Legends), Turtle Rock (авторы Left 4 Dead), 84% акций Supercell (авторы Clash of Clans) и 5% акций Ubisoft. Полный список можно посмотреть в «Википедии». Две недели назад Tencent купила российского издателя 1С Entertainment, а буквально вчера — Tequila Works, авторов Rime. Очевидно, что останавливаться китайский гигант не намерен.

Китай, на первый взгляд, мог бы стать не лучшей страной для того, чтобы создавать игры или играть в них. Цензура, изоляция и контроль государства над медиа могли уничтожить игровую индустрию, но громадная аудитория, готовая платить за видеоигры, сделала китайский рынок привлекательным для иностранных компаний, которые адаптировались под непривычные для себя условия и успешно ведут там бизнес. Без сильной экономики и своеобразных, но все же прочных связей с западным миром сделать такое было бы невозможно.

Расскажите друзьям