25 августа выходит Psychonauts 2 — продолжение платформера про мальчика-телепата, который ныряет в сознание других людей. Линар Феткулов ковыряется в заспиртованных мозгах и разбирается, почему его стоило ждать 16 лет.

Давайте-ка сразу к делу. Игра хорошая?

Отличная! Это оригинальный авторский проект, который по счастливому совпадению оказался еще и захватывающей игрой. Чтобы не зависеть от издателей, разработчики собрали специально под него целую краудфандинговую платформу fig.co и потом еще пять лет не спеша вели к релизу. Ближайшая аналогия — современный мультфильм Pixar вроде «Души», «Головоломки» или «Тайны Коко». В сказочной обертке — взрослые, мрачные темы депрессии, душевных травм и смерти.

О чем она?

Это продолжение вышедшей в 2005-м Psychonauts. Как это принято у независимых студий, новичкам скидок не делают. Чтобы понять, что вообще происходит, желательно знать сюжет первой части. Наиболее внятное описание на русском языке есть в «Википедии»; для тех, кто знает английский, подойдет этот ролик.

Главный герой — мальчик-телепат по имени Раз, начинающий агент в шпионской организации «Психонавты». Ему всего 10 лет, и хотя он все еще учится в начальной школе для одаренных детей, ему уже дают задания. Штаб «Психонавтов», где тренируют юных экстрасенсов, очень похож на школу доктора Ксавье из «Людей Икс», только вместо мутантов тут дети, которые ныряют в чужие мозги, точь-в-точь как команда Кобба из ноланского «Начала».

У «Психонавтов» новая цель. Группа злодейских культистов собирается оживить погибшую колдунью Малигулу, которая двадцать лет назад чуть было не устроила Всемирный потоп. Некромантия считается чем‑то выдуманным, но раз есть телекинез и возможность брать под контроль чужой разум, то вдруг и мертвецов тоже можно как‑то оживлять? Нити расследования быстро заводят героев в штаб «Психонавтов». Похоже, в их рядах есть предатель, а воскрешение Малигулы каким‑то образом связано с темным прошлым агентов — основателей организации.

Разработчик — возглавляемая Тимом Шейфером студия Double Fine, выпустившая Broken Age и Brütal Legend. Также Шейфер — автор классических квестов Grim Fandango и Full Throttle

Как в это играть?

Psychonauts 2 — довольно хардкорный 3D-платформер. Ближайший ориентир — Alice: Madness Returns; если вы с ней не знакомы, то можно вспомнить Ratchet and Clank: Rift Apart, но точно не Uncharted.

Прыгать в этой игре не так‑то просто. Герой не летит в сторону уступов, как управляемая ракета, не цепляется, если вы промахнулись. Готовьтесь считать тайминги исчезающих платформ и много материться, когда в десятый раз сиганете мимо цели в пропасть.

Битв с врагами стало больше. Получился вполне компетентый мини-слешер, такая карамельная версия God of War. Потерев виски, Раз пуляет лучом из лба, жжет монстров пирокинезом, а главное — швыряет в них предметами при помощи телекинеза. Последний оформлен бесподобно. Автоприцеливание быстро выхватывает подходящие для броска предметы, камера предусмотрительно берет общий план — удобно хватать, целиться, бросать и, что особенно важно, удобно скакать по платформам, держа в телекинетическом кулаке какую‑то вещь. Небанальная механика — и превосходная реализация.

Враги тут необычные. Поскольку большинство битв происходит в подсознании героев, стандартные демоны (с рогами, как в Doom) заменены демонами внутренними. Сожаление — летающая тварь, которая так и норовит уронить вам груз (эмоциональных проблем) на голову. Сомнение — обволакивающий героя сгусток гудрона, тормозящий его движение. Паническая Атака налетает откуда ни возьмись, потом так же быстро исчезает.

Если задуматься, то каждый раз, когда герой рутинно раскидывает монстров, как в Devil May Cry или Nier: Automata, это вы очищаете кому‑то голову от сомнений и мрачных мыслей. Отличная работа с механикой и игровым нарративом.

Изображения на маленьких экранах заботливо подсказывают, что ваша цель сейчас — найти в блевотине головку лука

Я пришел сюда за психоделической жестью. И где она?

Ее очень много, поверьте на слово. Дальше будут спойлеры, советуем перейти к следующему пункту, если не хотите испортить себе впечатление от игры.


Последнее спойлерное предупреждение.


В изуродованном шизофренией разуме престарелого агента есть уровень — дорожка для боулинга, и вы катаетесь по ней на громадном шаре. «В ботинках полно микробов от разных посетителей», — на этой фразе вы закатываетесь в город бацилл (выглядят они как наряженные в человеческую одежду сгустки соплей) и устраиваете там конец света, размазывая несчастных микробов по асфальту.

Алчная учительница младших классов не может определиться, что ей больше нравится: помогать людям или извлекать из них выгоду. Проекцией этой внутренней борьбы становится великолепный уровень — казино, в котором все выстроено вокруг злых, многозначных, истерически смешных каламбуров. Черви (hearts) позволят сделать выигрышную ставку, но вы рискуете загнать сердце (heart), которое буквально устраивает забег по извилистой линии электрокардиограммы.

Наконец, главный шедевр, который, вероятно, будут вспоминать во всевозможных топах самых безумных уровней всех времен — это макабрическое кулинарное шоу, в котором вы готовите блюда, скармливаете их трем судьям, а потом принимаете на себя тугие струи рвотных потоков, пытаясь отыскать в отвратительной фиолетовой массе необходимый ингредиент. Вроде как мерзко, гадко — но дело происходит в голове душевнобольного человека; авторы выбрали непростой образ и готовы идти до конца, не увиливая от неприятных тем.

Некоторая самоцензура у разработчиков все-таки есть

Дает ли игра уникальный опыт? Что в ней самое запоминающееся?

Если отвлечься от сюжета и механик, в Psychonauts 2 есть два очень самобытных образа, прописанных, скажем так, между строк.

Игра линейна, каждый разум, куда погружается герой, представляет собой отдельный уровень, со своей тематикой, геймплеем и боссом в финале. Но между миссиями вы свободно исследуете территорию штаба, и тут включается ровно та же атмосфера детского приключения, которая была в первой части, только умноженная на десять. За каждым углом ждут секреты, задиристые одноклассники строят козни, территория базы окружена Запретным Лесом, но разве может кто‑то по-настоящему запретить вам туда прошмыгнуть.

Возникает вполне очевидная аналогия с «Гарри Поттером». На протяжении многих лет самые разные разработчики и издатели пытаются как‑то запихнуть его дух в видеоигры (последний пример — Hogwarts Mystery, в которой у вас требовали реальных денег в обмен на то, чтобы злой призрак не душил несчастного школьника). Авторам Psychonauts удалось ухватить самую суть сказочного подросткового приключения, а не выдавливать деньги из его оболочки.

Вторая особенность связана с иносказанием. Не так часто авторы игр используют геймплей как метафору. Здесь же каждый уровень — это сложный, неоднозначный образ какой‑то душевной проблемы. Каждый раз, когда на месте отвратительных пульсирующих галлюцинаций возникает некое подобие порядка, вы тоже чувствуете комфорт. Только что персонажу было очень плохо, а вы ему помогли, на душе полегчало — такая обоюдная психотерапия.


Psychonauts 2 выходит 25 августа на PC, Xbox Series X/S, Xbox One и PS4. Версия для PS5 пока не анонсирована.