Даже взрослые не всегда умеют планировать время и страдают прокрастинацией. Что уж говорить о детях, чьи внимание и мозг работают совсем иначе. Между тем навыки тайм-менеджмента могут облегчить жизнь и ребенку, и родителям: они помогут школьнику выстроить режим, эффективнее учиться и отдыхать. Как их освоить? Обсуждаем с экспертами.

Марианна Лукашенко

Ведущая тренингов по семейному и детскому тайм-менеждменту, автор книги «Тайм-менеджмент для детей»

Елена Кандыбина

Семейный психолог, специалист платформы Alter

Способны ли дети в принципе к тайм-менеджменту или контролировать их — задача взрослых?

Елена Кандыбина: Само по себе чувство времени — то, которое мы обозначаем часами и минутами, — появляется у ребенка далеко не сразу, а лишь к младшему подростковому возрасту. Поэтому до конца начальной школы задачи по тайм-менеджменту лежат на родителях — именно они должны примерно понимать, сколько времени у его ребенка занимают обед, выполнение уроков, прогулка, отдых. Начиная лет с 10, можно постепенно давать ребенку все большую самостоятельность в управлении собственным временем.

Марианна Лукашенко: Дети, как и взрослые, разные: для одних комфортны четкие планы и сроки, другие предпочитают некий «творческий беспорядок» в делах и более свободное отношение ко времени. Наиболее разумно, на наш взгляд, сочетание самоконтроля ребенка с помощью приемов тайм-менеджмента с контролем со стороны родителей. И совсем хорошо, если одними и теми же техниками тайм-менеджмента пользуется вся семья, и ребенок об этом знает.

Можно ли научить тайм-менеджменту ребенка?

Марианна Лукашенко: Конечно, можно. Многие родители занимаются с детьми тайм-менеджментом с раннего возраста, и это дает впоследствии отличные результаты, поскольку формирует у ребенка полезные привычки организации своего времени. В помощь родителям написана книга «Тайм-менеджмент для детей», а ребенка можно познакомить с книгой «Тайм-менеджмент для школьника: как Федя Забывакин учился временем управлять». В ней приемы организации времени поданы в форме увлекательных историй.

Елена Кандыбина: Тайм-менеджмент — это навык эффективного управления своим временем для того, чтобы достигнуть цели, которая для тебя важна. А раз это навык, то ему, безусловно, можно научить. Каким образом?

В определении тайм-менеджмента фигурируют несколько составляющих: важная цель, путь, который приводит к этой цели, способность идти по этому пути, не сворачивая, и забота о себе, чтобы суметь преодолеть этот путь, сохраняя желание двигаться к цели.

Начните с цели, ради которой ребенок готов преодолевать трудности, потому что если желание недостаточно сильно, то и тайм-менеджмент не поможет.

Инициатива и настойчивость — это то, что мы приобретаем очень рано, в возрасте примерно от полутора до трех лет.

В это время малыш начинает активно исследовать мир. Родителям при этом важно сделать его исследования достаточно безопасными, интересными, посильными, но не слишком легкими. Окружающий мир не должен слишком напугать ребенка, но и сразу все делать за малыша не надо — пусть постарается, но если вы видите, что ему слишком трудно и он готов отказаться от намерения, помогайте.

Поощрять готовность двигаться к цели надо всегда — и в дошкольном возрасте, и в начальной школе, и даже у подростка. Однако помощь может быть разной. Малышу помогайте, делая что‑то трудное за него. Старшему дошкольнику и младшему школьнику — делая что‑то совместно, попеременно: здесь я, а там ты. Признание важности цели и помощь, которая делает цель достижимой, дарят ребенку осознание своих стремлений и уважение к ним. Поставить цель — важно, но это не все. Если не понятно, как достичь желаемого, то и двигаться невозможно.

© Johner Images/Getty Images

В каком возрасте начинать?

Елена Кандыбина: Самостоятельное планирование, без помощи взрослых, станет доступно ребенку только в подростковом возрасте. Но уже начиная с 4–5 лет, можно развивать навык действовать по плану, то есть последовательно выполнять небольшие дела, не отвлекаясь.

Начинать надо со знакомых действий, которые ребенок повторяет каждый день. Например, многим детям сложно утром умываться или одеваться на улицу. Как можно обучить этому малыша, чтобы ему было интересно?

Создайте вместе с ребенком «программу действий»

С малышами проще всего создавать программу при помощи картинок. Сфотографируйте или нарисуйте одежду, предметы для ухода за собой, а также другие вещи, которые символизируют утренние рутины вашего ребенка. Наклейте картинки-символы на полоску бумаги и прикрепите к стене на видном месте.

Предложите потренироваться

Попросите ребенка выполнить действия по картинкам, не торопясь, но и не отвлекаясь. Будьте рядом и подбадривайте его.

Засеките время

Заметьте, сколько времени необходимо ребенку на выполнение программы в первые дни. Не торопите его, пока он не освоил последовательность до полной уверенности.

Помогите ускориться

Подберите веселую песенку, которая на пару минут короче, чем обычное время выполнения программы, и предложите ребенку постараться успеть сделать все, пока играет музыка. Конечно, на первых порах может понадобиться ваша помощь, но постепенно ребенок привыкнет действовать по плану и будет успевать быстрее.

Марианна Лукашенко: Начало учебного года — лучший момент для того, чтобы начать осваивать приемы тайм-менеджмента. Ребенок идет в школу, и у него появляется возможность самостоятельно организовывать свое время.

Важно не отнимать это право на самостоятельность.

Если время школьника полностью организовано и контролируется учителями в школе и родителями дома, то никакой потребности учиться самостоятельному тайм-менеджменту у него не возникнет. Как только ребенку предоставляется возможность самому распорядиться своим временем, так ему сразу же требуется для этого соответствующий ресурс в виде приемов тайм-менеджмента.

Какие практические приемы тайм-менеджмента стоит освоить школьникам в первую очередь?

Принцип материализации

Привычка не держать в голове дела, которые необходимо сделать, а переносить их на удобные электронные или бумажные носители, потому что непременно что‑то забудется.

Списки

Полезно составлять списки дел, «привязанных» к определенным людям, местам или обстоятельствам, чтобы не дергать и не отвлекать многократно других людей по каждому вопросу вместо того, чтобы решить их за один раз. Например: собрать все вопросы к репетитору, которые возникли во время выполнения самостоятельной работы. Или записать список всех вещей, которые хочется получить в подарок на день рождения, чтобы друзья и родственники разделили подарки между собой заранее.

Рутины

Удобно занести в таблицу дела, которые нужно делать регулярно, чтобы про них не забывать.

Цели

Важно научиться ставить цели. Ведь именно они диктуют нам наши планы, которые, в свою очередь, определяют наши действия и приводят нас к нужному результату.

© Sean Justice/Getty Images

Что делать, если ребенок постоянно ничего не успевает и в целом медленный?

Елена Кандыбина: Скорость наших действий определяется темпераментом и навыком. Когда мы только учимся читать или ездить на велосипеде, мы делаем это медленно и неуклюже. Но научившись, справляемся гораздо быстрее. При этом если у меня флегматичный темперамент, я буду делать все довольно медленно, а если я холерик, то буду метаться как молния. И хотя изменить темперамент невозможно, если лучше научиться, то и делать будет получаться быстрее. Но как быть, если вы холерик, а ребенок флегматик или сангвиник? Вы уже давно собрались, а ребенок размеренно одевается — даже не отвлекаясь, но очень медленно.

Тут нет никакого волшебного совета — придется планировать время так, чтобы каждый успел сделать все необходимое в удобном для него темпе.

Придется признать, что флегматики успевают меньше (зато погружаются в дела глубже), и искать плюсы и минусы разных характеров.

Марианна Лукашенко: Если ребенок постоянно «медленный», то стоит задать себе вопросы: может, он не медленный, а уставший? Может, ему неинтересно? Может, он перфекционист? С этим надо разбираться. Подключиться родителям, помочь определить то главное, что надо успеть, и начать с него выполнять дела. Тайм-менеджмент — про то, как успевать главное. Главное в течение дня, недели, месяца, года, жизни, наконец.

Как научить школьника рассчитывать свои силы?

Марианна Лукашенко: Помогут техники планирования. Самый простой способ — когда ребенок просто записывает весь список своих дел, затем расставляет приоритеты и далее работает по списку, начиная с наиболее важных дел. Более сложный подход называется техникой жестко-гибкого планирования, когда ребенок уже работает с ежедневником, отмечая в нем дела, которые надо делать в строго определенное время, например, занятия в спортивной секции и дела, для которых точное время не назначено, например, домашние задания.

Елена Кандыбина: Я уже упоминала , что у маленьких детей еще не развито ощущение времени. Поэтому до 9–10 лет почти бесполезно говорить «Осталось всего 10 минут» — ребенок пока не понимает, сколько это и что можно успеть за это время, а что нет.

Если надо обозначить те самые 10 минут, то используйте «видимое время» — например, песочные часы.

Младшим школьникам важно научиться выполнять разные действия, не отвлекаясь. А вот начиная с подросткового возраста, лет с 10–12, предложите ребенку самому решать, что делать раньше, а что позже, что сегодня, а что завтра. Конечно, заигравшись, и подросток порой не успевает сделать уроки, но постепенно, особенно если раньше получалось все успевать, ребенок научится определять, что для него важнее, а что может подождать. А в случае неудачи поддерживайте ребенка и помогайте в планировании дня, составляя «программы» теперь уже более сложных действий.

Как бороться с прокрастинацией у ребенка?

Елена Кандыбина: В психотерапии мы видим, что за прокрастинацией может стоять множество разных причин. Отсутствие собственных целей, страх активности, неуверенность в собственных силах. А еще это может быть усталость, авитаминоз или снижение работоспособности, связанное с гормональной перестройкой организма — такое часто случается у подростков.

Марианна Лукашенко: Первое, что надо сделать, — это убедиться в том, что ребенок движется по жизни к своим целям, к своей мечте, а не к тому, что ему навязали. Если все так, то его может пугать, например, необъятность какого‑то дела. Такие дела в тайм-менеджменте называются «слонами». И техника заключается в том, чтобы разделить этого «слона» на кусочки, то есть разбить огромное дело на множество небольших. И тогда страх уходит, поскольку с небольшим делом справиться совсем несложно.

Еще бывает ситуация, когда на ребенка обрушиваются несложные, но противные, очень неприятные дела. Такие дела называются «лягушками». Правило тайм-менеджмента гласит: «Съешь лягушку». Это означает, что самая противная задача должна быть сделана в первую очередь. И за ее «поедание» можно придумать себе награду — например, позаниматься каким‑то очень приятным делом. Только желательно, чтобы приятное дело не превышало по времени неприятное, а то ребенок будет за своих «лягушек» целый день сидеть в компьютерной игре.