К началу сезона мы собрали главные родительские вопросы о детских велосипедах. Как выбрать самый классный и научить кататься на нем? Что делать, если ребенок отказывается надевать шлем? Зачем малышу беговел и почему дополнительные колесики могут быть опасны? Разбираемся во всех тонкостях вместе с экспертами.

Ольга Барабанова

Социальная предпринимательница, генеральный директор компании «Лисапед», мама двоих детей

Денис Каргаев

Создатель велошколы «Красный насос», по образованию — педиатр, отец сына

В каком возрасте можно начинать кататься?

Ольга Барабанова: Нет какого‑то единого возраста, потому что все разные. Я сужу по двум своим детям. Дочка научилась кататься на велосипеде ближе к шести годам, она была очень осторожным ребенком — не хотела лишний раз удариться, испачкаться, и поэтому адреналин и скорость вообще не вызывали у нее энтузиазма. А вот сын поехал на беговеле в год и два месяца! Он был всегда очень крупным, физически развитым.

Денис Каргаев: Обычно дети готовы начать осваивать беговел в два года. В этот момент ребенок уже многое понимает, способен активно двигаться, осознает, как рулить, а самое главное — у него уже есть способность держать равновесие. А в три года уже можно пробовать кататься на велосипеде. Это сложнее, чем управлять беговелом, так как мозгу нужно обрабатывать дополнительную задачу — крутить педали.

Конечно, есть и исключения: кому‑то может быть сложно стартовать и в четыре, и даже в пять лет, а кто‑то, наоборот, рано созревает и осваивает велосипед еще до трех. Мой сын Ваня попробовал кататься на беговеле в полтора года, и ему очень понравилось. Он приходил на занятие в школу, где учились кататься дети постарше, но его внимания хватало минут на 15, а потом он переключался, убегал играть во что‑то другое или просто наблюдал, как катаются другие. И это, кстати, тоже очень важный этап — викариальное научение, когда уверенность в своих силах приходит после наблюдения за тем, как учатся твои ровесники.

Ребенок смотрит на то, как катаются другие дети, то есть кто‑то равный ему по возможностям, и понимает, что и у него самого тоже получится. Этим этапом обучения не стоит пренебрегать, он очень сильно мотивирует.

В велошколе «Красный насос» мы делаем упор на том, чтобы ребенок почувствовал, что обучение ему точно по силам. Мы и о себе сразу говорим, что мы не спортсмены, не чемпионы, а обычные люди. Стараемся быть ближе к детям, не ставить для них каких‑то целей и далекоидущих планов. Наша задача — чтобы ребенок научился перемещаться на велосипеде безопасно, уверенно и с удовольствием. Эти три фактора одинаково важны. Если вычеркнуть даже что‑то одно, то весь смысл использования велосипеда теряется.

Занятие в школе «Красный насос»
© «Красный насос»/Денис Щепинов

Зачем нужен беговел?

Ольга Барабанова: Беговел — это история для малышей, у которых еще только развивается координация. Он легче и компактнее, а главное — помогает научиться поддерживать равновесие в движении, чтобы в будущем легко поехать на велосипеде с педалями сразу без всяких дополнительных колесиков. Существуют, кстати, беговелы для взрослых; я пробовала кататься на таком на велосипедной выставке, это очень прикольный опыт, когда тебе не надо думать про педали. При этом есть ощущение, что ты очень хорошо контролируешь ситуацию: чтобы обрести опору, можно просто поставить ноги на землю.

Почему важно учиться без использования дополнительных колесиков? Во-первых, их очень сложно правильно настроить. Почему‑то они всегда либо чуть ниже, либо чуть выше, чем нужно. В итоге они только отвлекают ребенка от возможности почувствовать, как это — держать равновесие при помощи тела. То есть, по сути, такие колесики мешают обрести навык катания. Более того, они еще и создают дополнительную опасность, потому что провоцируют боковые падения. Ребенок чувствует себя уверенно, разгоняется, но на большой скорости боковое колесико не может удержать велосипед, а навыка удерживать его своим телом у ребенка нет. В результате он падает набок.

Даже если вы имеете дело не с малышом, а с очень осторожным ребенком постарше, которому страшно садиться на велосипед и сразу отрывать ноги от земли, то вместо того чтобы ставить дополнительные колесики, лучше открутить педали и временно превратить велосипед в беговел. И конечно, чтобы катание было безопасным, нужно всегда надевать шлем!

О защите от падений

Денис Каргаев: Шлем действительно очень важен, чтобы защитить голову. Подберите его по размеру, убедитесь, что он сидит правильно, застегнут надежно. Есть дети, которые ни в какую не хотят надевать шлем. Тут мы идем на хитрость: объясняем, что шлем улучшает аэродинамику, то есть помогает самым быстрым велосипедистам развивать еще более высокую скорость — это правда, и это серьезный аргумент, чтобы все-таки надеть его! И, конечно, важно, чтобы взрослые, если они тоже катаются на велосипеде, делали это в шлеме — только своим примером вы можете донести до ребенка, что это правило нужно соблюдать всегда.

Кроме шлема никакая защита не нужна. Безусловно, перчатки или накладки на локтях и коленях защитят от ссадин, если ребенок упадет. Но они же создают у некоторых детей ложное ощущение неуязвимости. В результате дети начинают двигаться и вести себя так, будто с ними вообще ничего не случится от падения.

А ведь катание на велосипеде дает ребенку важный навык — понимание пределов своей прочности. Ты все равно остаешься уязвимым, даже если умеешь управлять транспортом.

Бывает, что во время занятий дети специально начинают сильно разгоняться, целиться в стены, делать такие виражи, на которых невозможно не упасть. Потому что им важно не только научиться ехать, но и протестировать: а что будет, если я упаду? Падение, боль, синяки или царапины дают понимание: «Я уязвим. Высокая скорость — это не очень хорошо, если я не могу ее контролировать».

Задача родителя или тренера — не обмотать всего ребенка защитой, а создать условия, чтобы он научился ощущать свои настоящие физические возможности.

Видео Татьяны Галаховой для «Лисапеда»

Как выбрать первый велосипед?

Ольга Барабанова: Самый маленький велосипед в нашей линейке — с колесами 14 дюймов. Он весит 5,3 килограмм и подойдет детям, чей рост даже чуть меньше 90 сантиметров. Разумеется, при выборе самого первого велосипеда очень важно обратить внимание на его вес и маневренность. Чем меньше вес, тем проще научиться кататься, а еще — самому переносить велосипед, двигаться не только на нем, но и с ним. Малышам очень помогает ощущение, что управлять велосипедом им по силам, поэтому легкость — параметр номер один.

Как проверить, подходит ли велосипед по росту? Ноги ребенка должны доставать до земли, когда он сидит. При этом положение спины должно оставаться более-менее ровным, без сильного наклона к рулю. Также очень важна мягкость тормозов, удобство ручки, это необходимо и для безопасности, и для уверенности в себе: мягкий тормоз даст ребенку возможности контролировать ситуацию, а значит — расслабиться и поехать самому!

Кстати, прежде чем покупать велосипед, здорово его протестировать в жизни. Если вы получили велик в наследство или купили подержанный, стоит особенно внимательно провести технический осмотр. Также это важно сделать в начале сезона, после зимнего хранения. Проверьте, нет ли механических повреждений, все ли в порядке с тормозом и переключателем скоростей — их тросики должны быть натянуты нетуго, но без провисания. Убедитесь, что у шатуновВелосипденые шатуныРычаги, передающие усилие с педалей на вал каретки, одни из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. Пара шатунов устанавливаются на валу каретки с противоположных сторон под углом 180° друг к другу, чтобы велосипедист мог постоянно производить давление на один из них при вращении педалей. В этом случае ноги попеременно отдыхают от усилий. нет люфта, а также оцените состояние цепи. Подкачайте колеса, если это необходимо. Не бойтесь покупать подержанный велосипед, если это изначально качественный бренд. За наши велосипеды я могу ручаться — они переходят от старших к младшим в хорошем состоянии, на них прекрасно катается несколько детей. А еще в нашем сервисном центре в Москве мы предлагаем бесплатное техническое обслуживание для всех «Лисапедов».

Денис Каргаев: Легкий вес велосипеда облегчает обучение катанию. Чем тяжелее велосипед, тем сложнее тронуться, остановиться, переложить его набок. Кроме «Лисапедов», на которых мы обучаем детей в нашей школе, я могу порекомендовать еще бренды Woom и Early Rider — и тот и другой делают отличные велосипеды. Все эти три бренда при разработке моделей учитывают детскую анатомию, в результате ребенку действительно проще поехать на этих велосипедах сразу.

Подробности по теме
В этом сезоне на велосипед планируют сесть 43% россиян
В этом сезоне на велосипед планируют сесть 43% россиян

Как учить ребенка кататься?

Денис Каргаев:
Обязательно сначала сделайте разминку, чтобы разогреть мышцы и суставы, — это то, с чего начинает занятие тренер и про что часто не знают или забывают родители. Начните с азов. Посмотрите на велосипед вместе. Разберитесь, как устроен руль, педали, тормоз. Покажите, как правильно вести велосипед, с какой стороны на него садиться. Как держать его или укладывать на пол. Это тоже техника безопасности — умение правильно обращаться с велосипедом, чтобы он оставался исправен.

Если ребенок начинает учиться кататься с беговела, то на велосипеде он поедет практически сразу, потому что у него уже будет навык сохранения равновесия, понимания, где находится его центр тяжести при движении. Сложно сказать, что существует какая‑то специальная тренерская или родительская техника обучения, которая поможет лучше, чем самостоятельно обретенный навык. Поэтому, если хотите научить ребенка кататься на велосипеде правильно, то начните с беговела и дайте ему научиться самому.

Занятие в школе «Красный насос»
© «Красный насос»/Денис Щепинов

Как подготовить ребенка к перемещению на велосипеде по городу?

Денис Каргаев: К сожалению, крупные города в России мало приспособлены не только для поездок на велосипеде, но и вообще для передвижения детей и с детьми.

Если присесть и посмотреть на мир глазами ребенка 3–4 лет, можно увидеть, что город состоит в основном из выхлопных труб, грязных колес и фар.

Это гигантская проблема, потому что это загоняет детей в «специально отведенные места»: они должны играть на площадках, куда их приводят за руку или отвозят в коляске. При этом ребенок фактически лишен возможности самостоятельного передвижения по городу, потому что это опасно.

Создание в городе такой среды, которая позволяла бы ребенку перемещаться безопасно, — это задача для экспертов по всему миру; есть места, где это устроено лучше, есть те, где пока все плохо. В Голландии, например, дети могут выезжать на обычные городские велодорожки начиная с 3,5 лет. Обязательного ношения шлемов нет, но при этом уровень детского травматизма на дорогах очень низкий. Мне хочется верить, что в будущем это направление городского благоустройства будет развиваться.

Когда ребенок сам свободно владеет велосипедом, взрослому на ногах сложно за ним угнаться, поэтому самый комфортный вариант — поездка каждому на своем велосипеде с одинаковой скоростью и четко обозначенными правилами. Эти правила обязательно нужно рассказать ребенку заранее и объяснить, что их необходимо соблюдать для безопасности. Например, надо обязательно спешиться с велосипеда, чтобы перейти через дорогу — так должны поступать все, и взрослые, и дети. Еще полезно договориться о коротких командах. Со своим сыном я использую слова «за мной» — это значит, что мы едем гуськом друг за другом, он позади. Прежде чем выезжать в парк, убедитесь, что ребенок освоил экстренное торможение и уверенно маневрирует на велосипеде, что он сможет быстро среагировать, если на дорожку выбежит собака или человек.

Еще есть специальное приспособление — тандемная штанга для соединения взрослого и детского велосипедов. Это отличный инструмент, который сохраняет у ребенка все ощущения от катания, но при этом фиксирует его велосипед позади взрослого. В такой сцепке ездить по парку или за городом точно довольно безопасно.

Подробности по теме
Где в Москве кататься на велосипеде? Лучшие маршруты советуют опытные велосипедисты
Где в Москве кататься на велосипеде? Лучшие маршруты советуют опытные велосипедисты