Заслуженные работники Пушкинского музея комментируют современное искусство

ГМИИ превращается из старомодного музея, где ходят в тапочках и говорят шепотом, в площадку, открытую для экспериментов. «Афиша Daily» провела такой: попросила маститых сотрудников музея отрецензировать медиа-искусство, которое принято ассоциировать с молодежью.

Усадьба Голицыных на Волхонке в конце сентября закроется на реконструкцию: через 4 года в здании, принадлежавшем Институту философии РАН, разместится Музей импрессионизма, сформированный из собственной коллекции ГМИИ.

До конца лета у всех желающих есть возможность рассмотреть усадьбу, бывшие кабинеты и аудитории, а заодно оценить достижения классиков медиаискусства. Ольга Шишко, куратор нового направления Пушкинского музея, в проекте «Дом впечатлений» выставила здесь работы Билла Виолы, Брюса Наумана, Ирины Наховой. Часть художников создавала вещи специально для здания, встраивая видеоинсталляции, медиа и звуковые ландшафты в номенклатурные интерьеры института. Часть — предоставили работы, на восприятие которых могла повлиять аура места. Одна из идей выставки состояла в том, чтобы сделать ее максимально понятной даже неосведомленному в современном искусстве зрителю.

«Афиша» пригласила заслуженных сотрудников Пушкинского музея — тех, что всю жизнь проработали в мире скульптур и классической живописи, — посмотреть на новый формат и покритиковать работы.

Ольга Шишко
Куратор выставки «Дом впечатлений», глава отдела кино и медиаискусства в ГМИИ им. Пушкина

«Очень важная часть выставки — то, как мы ее воспринимаем. Мы отказались от экспликаций, но мы не отказались от зрителей — пригласили волонеров вести здесь экскурсии, подготовили аудиогиды и карту с подписями. Но если зритель не хочет ничего слышать и видеть — пусть воспринимает образы.

Медиа как формат близок к импрессионизму тем, что также освобождает искусства от цвета и света. Ведь медиа — это не обязательно про технологию: и наше пространство, и тела участвуют в процессе. На выставке представлены работы, которые показывают, как эти новые медиа включаются в познание образов. Именно этим и будет заниматься новый отдел кино и медиаискусства Пушкинского музея».

«С полки на полку (Переходящесть)»

Интерактивная инсталляция Ксении Перетрухиной и Дмитрия Власика в помещении бывшей библиотеки

Клара Наумовна Шабатаева, смотритель ГМИИ им. Пушкина, 57 лет: «Всю прошлую неделю каждый день, когда я приходила на работу, я начинала с того, что проходила этот лабиринт. Я обратила внимание, что люди выходят из него немножко другими — становятся тише и спокойнее. Мне кажется, что там применен гениальный ход: на самом-то деле в этом пространстве ничего нет, кроме тиканья часов и пустых полок, света, который загорается и манит тебя. И ты выходишь оттуда другим человеком».

Кира Константиновна Искольдская, ведущий редактор редакционно-издательского отела ГМИИ им. Пушкина, 82 года: «33 года я проработала в библиотеке общественных наук, и мне делает больно вид пустых полок, из которых вынуты каталожные карточки. Потому что это было выброшено и никому не нужно».

Вячеслав Павлович Воропаев, заведующий сектором специальных коммерческих проектов Отдела внебюджетного финансирования ГМИИ им. Пушкина, 78 лет: «Я в это здание впервые попал в эпоху оттепели, слушал тут курсы марксизма и ленинизма. Интересно, что современное искусство оказалось расположено именно здесь. А сильнее всего на меня подействовала прогулка по библиотечному лабиринту, где было столько трудов, живых и мертвых, латынь, советские книги. А сейчас проходишь здесь и думаешь о том, как все временно: исчезает, и остается пустота».

Виталий Александрович Мишин, ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина, 61 год

«Женщины Антверпена в ноябре»

Двадцатиминутный фильм Шанталь Акерман о курящих женщинах

Шанталь Акерман часто в своих картинах обращается к повседневной жизни женщин

Шабатаева: «Это очень женская работа: она меня трогает, потому что за каждой героиней я вижу судьбу. Почему-то здесь нет ни одной веселой женщины — я долго смотрела этот фильм и ждала, когда же кто-то из них станет улыбаться, хотя бы разговаривать по телефону или что-то рассказывать. Но этого не случилось. Все одиноки, даже когда сидят вместе. Каждая из них одна вместе со своей сигаретой».

Искольдская: «Снято очень пронзительно: я их как-то всех увидела и почувствовала. Единственное — меня в этом смутил элемент гламурности. Наверное, я из тех, на кого большее впечатление производит некоторая руинированность и распад. Тот мир, в котором мы живем, со всеми его недостатками — он может быть очень выразительным и действует на меня сильнее. И только поэтому нравится больше».

Виталий Александрович Мишин, ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина, 61 год: «Когда встречаешь на выставке очередной образец видеоарта, стараешься понять, что перед тобой — произведение подлинного искусства или его обманчивая имитация. Здесь я больше полагаюсь на интуицию, чем на теорию. Работа Шанталь Акерман, по-моему, вполне отвечает критериям искусства высокого качества. Заставляя зрителя бесконечно долго наблюдать одно-единственное повторяющееся действие — курение сигареты, художник дает почувствовать глубину жизни, стоящую за этим обыденным ритуалом».

Вячеслав Павлович Воропаев, заведующий сектором специальных коммерческих проектов Отдела внебюджетного финансирования ГМИИ им. Пушкина, 78 лет

«Отражающий бассейн»

Видео Билла Виолы о человеке, застывшем над водою

Работа Наумана – абсолютная классика медиа-искусства

Шабатаева: «Мы все здесь временно — а вода вечна, она живет своей жизнью. В ней отражаются люди, которые прошли по берегу озера сто лет назад. Или миллион. И Виола, зависший над водой и в ней растворяющийся… я даже не сразу поняла, куда он делся, несколько раз пересматривала ролик. Так же и мы — исчезаем и не оставляем на земле никакого следа».

Мишин: «В некоторых случаях, как с Биллом Виолой, сразу понимаешь, что художник имеет сказать нечто существенное о жизни и человеке. В детстве у меня был опыт, похожий на то, что случилось с шестилетним Виолой: я тоже чуть не утонул, когда меня учили плавать. Правда, это происшествие не сделало из меня художника, а вот Виола в своем творчестве неизменно возвращается к мотиву воды как метафоре потустороннего мира».

Клара Наумовна Шабатаева, смотритель ГМИИ им. Пушкина, 57 лет

«Записанный вживую видеокоридор»

Видеоинсталляция Брюса Наумана, в которой зритель видит себя со спины

Инсталляция Наумана состоит из двух мониторов, соединенных с камерой, вмонтированной при входе в узкий коридор. Верхний монитор показывает изображение с камеры в реальном времени, а на нижнем воспроизводится запись пустого прохода, снятого с той же точки. Проходя через коридор, на верхнем мониторе зритель видит себя со спины уменьшающимся по мере продвижения; на нижнем мониторе его фигура отсутствует.

Шабатаева: «Мне очень нравится узкий коридор Наумана. Я много раз там ходила и пыталась поймать себя, даже понимая, что это невозможно. Художник создал такие условия, что я вижу себя уходящую, вижу то, что от меня остается в этой жизни. Пустой экран. Пустой коридор. Но это не страшно».

«Стена взглядов»

Инсталляция Мариано Сардон и Мариано Сигман, в которой из траекторий человеческих взглядов постепенно образуются портрет

В ходе эксперимента в Лаборатории интегративной нейронауки в Буэнос-Айресе с помощью трекера отслеживались движения глаз участников эксперимента. В течение восьми секунд им демонстрировали портретное изображение, в то время как трекер записывал движение глаз по картинке. Траектории всех взглядов накладывались друг на друга, а из воспроизводимых изображений генерировалось HD-видео

Мишин: «Молодое искусство продолжает исследовать собственный язык, пытается нащупать свои границы, много энергии уходит на эксперименты с инструментами. При этом нередко технический прием становится чем-то самодостаточным. Видеоинсталляция «Стена взглядов», как нам объясняют, основана на методе графической фиксации движения глаз. Ну что ж, это ценный материал для размышлений на тему физиологии зрительного восприятия. Правда, есть что-то мистическое в том, как лица и глаза возникают из пустоты, но для меня остается пока загадкой, достигнут ли этот эффект благодаря или вопреки сугубо научному методу, которым пользовался художник».

Искольдская: «А мне, как когда-то маленькой девочке, очень понравились аргентинские движения глаз, возникающие красивые лица. Маленькие девочки всегда рисуют кукол, и мои эмоции — оттуда, из детства».

Кира Константиновна Искольдская, ведущий редактор редакционно-издательского отела ГМИИ им. Пушкина, 82 года

«Распадающиеся перспективы»

Инсталляция Марникс де Нийс, в которой по фотографиям из сети создается городское пространство в 3D

Программа анализирует GPS-тэги всех фотографий, доступных на фотохостингах, и в формате 3D реконструирует 400 самых популярных мест. Пространство воспроизводится согласно тому, как оно представлено на фотографиях в сети

Мишин: «Это очень эффектная и завораживающая вещь, но и в данном случае нелегко разобраться, что послужило художнику первоначальным импульсом — родившееся в его воображении феерическое видение архитектуры или просто стремление освоить новые цифровые технологии».

«Смена частей»

Смонтированные Моной Хатум кадры из ее дома в Бейруте с документацией ее перформанса под музыку Баха

Это работа 1984 г., по сути — небольшой фильм, где интерьеры ее квартиры в Ливане перемежаются с ее же перформансом «В осаде»

Мишин: «Эта видеокомпозиция построена на противопоставлении двух частей: в первой царят порядок и гармония, во второй — хаос и разрушение. Материалом для первой части служит интерьер обыкновенной ванной комнаты, но самые прозаические предметы — обшарпанный кафель, краны и прочие элементы сантехники — приобретают почти сакральную значимость. Это достигается — помимо сопровождающей музыки Баха — тщательным построением каждого кадра, архитектоника которого моментами заставляет вспомнить картины Пита Мондриана. На мой взгляд, это один из лучших экспонатов выставки».