Ярмарка на Семеновской: как «фермерские продукты» превратились в фетиш Москвы

18 июля 2017 в 14:03
Фотография: Полина Танкилевич
Недалеко от Преображенского рынка заработала еще одна ярмарка — снаружи выглядит суперсовременно, внутри устроена будто бы специально, чтобы не отпугивать пенсионеров. «Афиша Daily» попыталась разобраться, кто ее построил, и главное — для кого.

Предыстория

Перепридумывание классических ярмарок и базаров — актуальнейшая тема в индустрии питания последних лет. В Москве она началась с перезапуска Даниловского пару лет назад и продолжает набирать обороты. Частично или полностью под знамя гастрохипстерской революции встали старые Усачевский, Рогожский рынки, параллельно запустились новые — «Экомаркет» и «Гастроферма». Рынки обустраивают не только частные инвесторы — тренд активно подхватила московская мэрия. На 2017-й у нее в плане преображение Черемушкинского — там уже появился фуд-корт с хорошим кофе и супом фо — и Кунцевского рынков.

В начале июля подвластное Департаменту торговли ГБУ «Московские ярмарки» запустило на Семеновской площади новый рынок — «Межрегиональную ярмарку». Это первый проект такого формата, который, возможно, будут развивать и в других районах. Выдающаяся для жанра архитектура вызывает большие ожидания: ярмарка могла бы стать новым Даниловским. Но притормозите, не все так просто.

Как это устроено

Место для «Межрегиональной ярмарки» выбрали людное: в двух шагах метро «Семеновская», большой ТРЦ, всевозможные кафе и супермаркеты. В пешей доступности к тому же легендарный Преображенский рынок. До этих строений здесь стояли традиционные с лужковских времен шатры с белорусской молочкой и клинскими колбасками, зимой ставили елку и устраивали рождественский базар.

Само понятие «ярмарка» подразумевает временный формат, однако эта будет работать круглый год как полноценный рынок. Внешне она представляет собой вытянутый 150-метровый павильон с прилегающими к нему верандой со столиками и парковкой, целиком занимающей Семеновскую площадь. Ассортимент лотков по сравнению с старорежимными московскими рынками скромнее — выбор и качество продуктов больше напоминает мелкооптовые ярмарки, притулившиеся у железнодорожных станций. На улице — несколько прилавков с овощами, фруктами и ягодами; внутри тянется ряд продуктовых палаток; в конце павильона — кулинарная студия, кафе и туалет.

Архитектура

Известно, что рынок относится к ведомству государственного предприятия «Московские ярмарки», но кто именно занимался дизайном, строительством и наполнением павильонов — неясно. Об этом не говорится ни в репортажах на госканалах, которые обильно выходили к запуску рынка, ни на сайте ГБУ, ни на странице Департамента торговли. Мы попытались обратиться с вопросами, кто построил павильоны и кто ими управляет, к арендаторам — сотрудники говорить об этом не решились и отправили к руководству. Мы ждали ответа от главы «Московских ярмарок» Александра Лиханова неделю — комментария он так и не предоставил.

Продукты

На улице — прилавки с овощами, зеленью, фруктами и ягодами. Внутри еще несколько стоек с зеленью. В крытом павильоне — пара отделов с молочными продуктами и сырами, самый яркий из которых принадлежит сыровару-патриоту Олегу Сироте. Есть также по одному прилавку с мясом, копченой рыбой («Моби Дик») и свежей морской снедью (сибас, дорада, лосось быстро разбирают). Два киоска с заводским хлебом — «Каравай СВ» и «Пушкинский хлеб». Кроме того — колбасы, сухофрукты, орехи, мед, лавка с армянскими продуктами. Всю ярмарку можно спокойно обойти за 10 минут.

На каждом прилавке висит табличка в рамке с указанием региона (их два десятка, включая Армению и Белоруссию) и производителя, что призвано настроить на доверительный лад по отношению к «фермерским продуктам». Однако содержимое на всех лотках настолько похоже, что кажется, будто их привезли из одного места на одной машине, а потом разложили по разным прилавкам. Цены тоже не отличаются: в 10 точках из 9 кукуруза будет стоить 60 р., в одной назовут цену в 50 р. Мы пытались выяснить у кураторов «Межрегиональной ярмарки», как строится политика наполнения и ценообразования рынка, и опять-таки не получили ответа.

На открытии ярмарки мэр Собянин выразил надежду, что «…такой формат торговли, как на Семеновской площади, приживется и будет интересен для тех, кто приезжает в Москву торговать, — фермеров из разных областей». Фермеры, сами торгующие своим луком и помидорами, — еще один спорный момент, ведь задача фермера — работать на земле, а не возиться с купюрами. Очевидно, что на Семеновскую производители приезжают по специальным дням, а во все остальные дни за прилавками стоят нанятые продавцы, что нормально. Но страх признать правду — странноватая черта семеновской ярмарки.

Кафетерий

На улице вдоль всего здания расставлены столики, призывающие присесть и перекусить, — их явно придумали в расчете на пестрый фуд-корт. Но ничего подобного: кафе тут одно единственное и торгует алыми тортами «Москва» (230 р. за 100 г). Далее в лотках — сельдь под шубой (55 р. за 100 г), винегрет (35 р. за 100 г), «Греческий» салат (55 р. за 100 г), котлеты (90 р.), бефстроганов с курицей (70 р. за 100 г). На таре обнаруживаются этикетки гинзовского Obed Bufet. Чисто, тихо, тоскливо. Представители Obed Bufet в свою очередь утверждают, что не имеют отношения к кафе на ярмарке.

Кулинарные мастер-классы

Их проводят бесплатно каждый день со вторника по воскресенье (по понедельникам ярмарка закрыта на санитарный день); занятие начинается каждый час с 13.00 до 18.00 и длится 45 минут; группы небольшие — по 10 человек. Готовить детей учит повар Юрий Книжник, постоянный участник московских фестивалей, организованных Департаментом торговли. Темы уроков обновляются каждый день: хумус, лобио, гуакамоле, сырники с брусникой, клубничный смузи, малиновый торт с кремом из фермерской сметаны, куриная грудка с вишневым соусом — программа строится на сезонных продуктах ярмарки. В начале каждого часа у студии выстраиваются мамы с фотоаппаратами и делятся впечатлениями: «Мы уже второй раз пришли, детям нравится. Мастер-классы небольшие — за это время как раз можно сделать покупки, пока дети занимаются. И все бесплатно».

Что говорят местные жители

Марина Пригаро, кулинар: «Если на обычном рынке цены диктуют спрос и владелец, то здесь цены, как я понимаю, выставляет администрация. Здесь чисто и поэтому приятно, но с продавцами не все гладко, с одной я даже поругалась: мне нужны были отборные ягоды на торт — и я предложила заплатить за них чуть больше, но с условием, что ягоды наберу поштучно сама. Она согласилась и дала мне корзинку, но когда увидела, что я делаю это слишком тщательно, отобрала ее у меня, швырнула в меня ягоду и выгнала. Сюда я приезжаю за армянскими продуктами и орехами — качественные и дешевле, чем где бы то ни было».

Александр Ендовин, совладелец ресторана «Бельгийская брассери 0,33»: «Во-первых, как это ни забавно, ярмарка не про продукты — полное впечатление, что она на днях развалится: делаешь шаг — чувствуешь, как пол ходит под ногами. Вывески часто не соответствуют продуктам на прилавках: под «Консервами», например, торгуют свежим мясом, а в «Овощах» продают хлеб. Ассортимент такой же небогатый, как на Рогожском, и зачем-то абсолютно идентичный у всех торговцев. Учитывая, что в трех минутах чудесная Преображенка, делать тут совершенно нечего».

Антон Ковальков, шеф-повар: «Мне кажется, этот рынок рассчитан на публику, которая живет рядом, и здесь, наверное, не было задачи сделать новый Даниловский. Вряд ли кто-нибудь здесь будет есть пастрами и покупать детокс-соки. Я так понимаю, подобные ярмарки планируют строить и в других районах — и в каждом они будут раскрываться по-разному, по крайней мере хотелось бы верить. Думаю, этой жутко не хватает команды маркетологов».

Анастасия Онишко, блогер: «Здесь очень уютно и приятно. Удобно, что фрукты-овощи можно помыть и попробовать, в каждом корнере есть кран с водой. Если сравнивать цены, то они адекватные, на 20–50 р. максимум дороже, чем на Преображенском рынке, и то это недавно так стало, первые недели после открытия цены были такими же».

Кристина Шипова, менеджер: «Наверное, все на «Фуд-сити» оптом закупаются. Говорят, эту ярмарку построили на замену Преображенскому, который уже давно хотят закрыть».

Вердикт

О соперничестве «Межрегиональной ярмарки» с Преображенским рынком говоря те, кто там не был. Кто был, знает: Преображенский — глыба, рынок, куда поколениями приезжают со всей Москвы. Они находятся в совершенно разных плоскостях, хоть и созданы будто для одной аудитории: местных жителей, которые рыночный формат воспринимают как антитезу покупкам в «Ашане» и «Пятерочке».

Главная проблема «Межрегиональной ярмарки» в несоответствии формы и содержания. Разгадывать, что творится в коридорах столичных ГБУ, — неблагое дело, потому что фантазии москвичей редко совпадают с данными СПАРК и информацией о государственных закупках. Но, кажется, московские власти, выстроив павильон на Семеновской, испугались, что он получился таким модным, и решили притормозить с экспериментами на этапе наполнения. Продуктовое разнообразие? Биодинамические вина? Хороший кофе? Ремесленный хлеб? Вьетнамцы, индусы, бургеры? Нет, оставьте это хипстерам с Даниловского. А на «Межрегиональной ярмарке» пускай хотя бы будет свежая клубника.