Не свинка и не морская. То есть не молочный и не улун. Разбираем эмоциональный пост Артемия Лебедева о неистребимой позиции в барном меню московских (и не только) ресторанов — молочном улуне — и расставляем точки над «i» с главным специалистом по чаю в Москве Виктором Ениным.
Виктор Енин
Виктор Енин

Родился в 1974 году в Грозном, там же закончил биологический факультет университета. В 2002 году увлекся чаем и три года посвятил изучению и освоению китайской чайной традиции. В 2005 году в Москве открыл собственный клуб «Чайный этаж 108», который спустя три года переименовал в «Чайную высоту. Дом чая и мороженого». После появился самовар-бар «Пуэропорт» и цех «Чаепродукты».

Из оригинала записи Артемия Лебедева про молочный улун в фейсбуке: «Молочный улун — это самый 🙊 на свете чай (обычно прошлогодний, выдохшийся и потерявший все свойства чая), который жадные барыги обильно опрыскивают вонючим химическим ароматизатором "ириска", после чего впаривают лохам в России с совершенно нереальной наценкой.

За границей про молочный улун никогда не слышали. В Китае про него тоже ничего не знают. Это чисто маркетинговая 🙊 для экспорта прямо в чайники к 🙊, которые думают, что они разбираются в чаях.

Если вы видите в прейскуранте приличного чайного дома молочный улун — это просто ребята не могут устоять перед жаждой наживы. Ведь молочный улун в России делает чуть ли не четверть оборота чаев».

Артемий, в общем, прав. Тут нового сказать нечего. Текст скорее эмоциональный, без претензии на точность фактов. Можно уточнить, что о молочном улуне, конечно, осведомлены и в Китае, и за границей, особенно в Европе, где он сейчас очень популярен. Делают его чаще всего действительно из примитивного или устаревшего сырья, ароматизируют простым синтетическим химическим ароматизатором. Не ядовитым, безопасным, просто ненатуральным.

Мы из коллекции «Чайной высоты» давно исключили этот сорт: просто перестали закупать и продавать его, несмотря на регулярно звучащий запрос от случайных и постоянных гостей нашей чайной. Мы не можем позволить себе заваривать и продавать фейк. Научились доносить эту идею и до интересующихся: привезли банку этого ароматизатора, сухого порошка, просто чтобы отсылать любителей молочного улуна к ней. Желающие могут даже зачерпнуть из нее и ароматизировать все что угодно. Вот у этого порошка как раз запах ирисок.

Про ароматизацию

Важно понимать, что в самой ароматизации нет ничего страшного и есть примеры с очевидным знаком плюс: высокие сорта жасминового зеленого и красного чая вбирают в себя не только аромат лепестков жасмина, но и его согревающие свойства. Стоит отличать такие примеры натуральной ароматизации от более распространенной ароматизации фейковой, нацеленной на сокрытие низкого качества ароматизируемого чайного сырья. В случае с молочным улуном все-таки речь идет о простом обмане. Странно верить в байки про «ароматизацию молоком». Случаи ароматизации приличного и свежего сырья исчезающе редки в отличие от заполонивших рынок чаев, для которых добавление «молочного аромата» — единственный шанс вернуть в торговый оборот сырье, потерявшее свежесть и вкус. Помните, что чай достойного сортового качества никогда не наделяют эпитетом «С молочным ароматом», а продают под его собственным именем: радость подлинного чистого чайного вкуса богаче оттенками и обертонами.

Почему молочный улун популярен и заполняет меню?

Способ ароматизации этого чая давно всем известен. Но молочный улун до сих пор очень востребован. Причин несколько.

Помню, попробовал его пятнадцать лет назад впервые и подумал: надо же, какой классный аромат. Позже узнал о реальном его происхождении и скорректировал свое отношение к этому чаю. Есть в этом неудобный момент: чтобы отказаться от этого уже явного для тебя обмана, ты должен признать, что в течение долгого времени обманывался. Это роднит его с другими вредными привычками. Ну и конечно, этот чай активно продвигают его продавцы. А рестораторы, наверное, вспоминают в связи с популярностью этого чая известную формулу «Клиент всегда прав» и решают, что он обязательно должен быть в меню. Странное соседство для качественных продуктов и авторской кухни!

Цена и простота в заваривании

На молочном улуне легко заработать. Покупатель открывает пакет — и доволен: чай эффектно пахнет, завариваешь — все получается. В общем-то, молочный улун не нужно уметь заваривать: заливаешь любой водой в любых пропорциях, лишь бы растворился ароматизатор, и получаешь «молочный» вкус, так как вкус самого чая в нем обычно ни на что не претендует.

Заявление о том, что на молочные улуны приходится четверть оборота рынка чая, не возьмусь комментировать, хотелось бы посмотреть на источник данных. Предполагаю, что весь чай из Юго-Восточной Азии занимает считаные проценты от оборота отрасли, в российской чайной торговле по-прежнему заметно преобладает массовый цейлонский, индийский, кенийский чай.

Короче говоря, не так страшен най-сян, как его ароматизатор. Ничего страшного с любителем молочного улуна не произойдет, если он обманываться рад.