Толпа на фестивале вьетнамской еды как новая очередь на Серова

16 февраля 2016 в 11:07
В прошлую субботу в центре города съели 400 сэндвичей бан-ми, 330 порций блинчиков бань-куон, 600 шашлычков с креветками, 417 порций супов фо-бо и 420 суперсладких десертов че. Анна Масловская рассказывает о новом московском феномене – любви к азиатскому фастфуду.

На Миусской площади, считайте — в центре Москвы, в пространстве с дурацким названием #Mendeleev911 прошел однодневный фестиваль вьетнамской уличной кухни. Не фестиваль варенья или бургеров и не слет кулинаров-любителей, у которых по 1000 друзей в фейсбуке и жуткое рвение, не подкрепленное умением готовить, а праздник этнической еды с вьетнамскими поварами. И это, скажу я, уже событие — обычно за аутентичной азиатской снедью нужно ехать на рынок в Люблино или на другой край города.

Вторая вещь, из-за которой все случившееся достойно текста на Daily, и она вселяет надежду на светлое гастрономическое будущее Москвы: на Миусской площади стояла очередь! Преимущественно не из вьетнамцев. Уйма москвичей терпеливо ждала, чтобы попасть в типичный шалман — тесный, со странной орущей музыкой, с людьми, которые стояли друг у друга на головах, с неважной посудой и полным отсутствием модных триггеров. Там не было ничего, на что можно было бы купиться, — люди пришли сюда за едой!

Кто за этим стоит?

Организовали Фестиваль вьетнамской уличной еды владельцы крохотного кафе на Новослободской Lao Lee, которое уже как-то прославила «Афиша», — Екатерина Яблокова, Павел Якимов и Максим Филиппов. Все трое — фанаты Вьетнама, и готовят у них в кафе повара, оттуда приехавшие: шеф-повар — 21-летняя девушка Занг Нгуен, с которой друзья познакомились во время экспедиции на рынок «Садовод», она сама собирала команду подмастерьев. «Занг потрясающий менеджер, отлично готовит, — рассказывает Яблокова. — Она нашла прекрасных поваров, и вот у нас все получилось». Lao Lee еще нет года – кафе открыли в апреле 2015-го, и этот фестиваль — их первый опыт в организации гастрономических мероприятий.

В субботней программе фигурировали самый известный вьетнамский сэндвич в багете бан-ми, горячие и холодные рисовые блинчики бань-куон с разными начинками, вьетнамский барбекю (креветки, свинина, каракатицы, кальмары), десерт че, состоящий из слоев (липкий рис, паста из фасоли и кукурузы, мармелад, сладкие пельмешки с начинкой, стружка кокоса и т.д.), вьетнамские соусы, лапша и специи. Также был пахучий вьетнамский бальзам «Звездочка» – его можно было купить во всех видах, имело место выступление музыкантов (я застала двух тонких парней в ярких костюмах, один пел высоким голосом, второй танцевал на манер балерины), мастер-классы по сборке немов и применению соусов для взрослых и уроки росписи вьетнамских свинок и основам каллиграфии для детей. В списке была также чайная церемония и вьетнамский кофе, конкурс на скоростное поедание фо-бо, чемпионат по поглощению чили, розыгрыш призов и подарков. В итоге, правда, некоторые мастер-классы и конкурс по поеданию чили не случились из-за ажиотажа, однако в целом организаторам удалось соблюсти регламент.

Откуда очередь?

Фестиваль проходил в соседнем с кафе помещении #Mendeleev911 — обычно его сдают под разные мероприятия студентов расположенного рядом РГГУ. На фейсбуке 4100 пользователей отметили событие звездой — то есть заявили, что интересуются, а прийти собирались 2 тысячи.

Мне показалось, что это какой-то хитрый взлом, вроде истории с альбомом U2, который появился у каждого пользователя iTunes в 2014 году, — потому что столько людей редко отмечаются даже на фудмаркетах раскрученных Stay Hungry. Отправляясь на Миуссы, я думала, что это будет тихий междусобойчик вьетнамской диаспоры и тех, кто провел новогодние каникулы на острове Фукуок. Однако размах поражал уже на подступах.

Кто все эти приятные люди? С этим вопросом я перехватила бегающую туда-сюда Екатерину с красным платком на шее. «Я пригласила своих друзей — это 480 человек, — сказала хозяйка, — и заплатила за однодневную рекламу на фейсбуке: событие показывалось всем, кто залайкал страничку Lao Lee. Заплатила всего 267 рублей». Фестиваль команда Lao Lee организовала за две с половиной недели буквально на коленках, и все сами удивились количеству желающих прийти. Специалисты по рекламе в соцсетях посоветовали Яблоковой не париться — дескать, все равно явится только треть отметившихся. «Мы очень старались, волновались, но не ожидали такого сильного фидбэка», — призналась совладелица.

На расспросы о причинах популярности Lao Lee и вьетнамской еды среди москвичей Екатерина сказала, что, «во-первых, азиатская кухня стала нашей повседневной материей. Это простая доступная еда, которая очень подходит россиянам. Суп фо-бо, лапша — нет никаких червяков и жуткой остроты. Зато есть все, что нам нравится: мясо, овощи и лапша. Вторая причина — работа наших поваров, они вкусно готовят. Поэтому люди нам доверяют. У нас практически нет маркетинга и пиара — о себе мы рассказываем только на фейсбуке и в инстаграме».

В итоге на Фестиваль вьетнамской уличной еды в не самую приятную погоду пришли полторы тысячи человек. Lao Lee пока пребывают в шоке, однако не собираются останавливаться на достигнутом — коллективные сеансы поедания фо-бо еще будут, — и поговаривают о расширении пространства кафе. А мне к названным Екатериной Яблоковой причинам неожиданного успеха хочется добавить еще две. Во-первых, имеет место кумулятивный эффект пропаганды уличный еды, которую «Афиша» и The Village ведут последние пару лет. Получилось так же, как с очередью на Серова: Капков, новые директора музеев, бесконечные разговоры о культуре привели бешеные толпы в Третьяковскую галерею. И во-вторых, кризис похоже научил москвичей ценить честно заработанную купюру в 1000 р., на которую все еще можно наесться вдоволь честной еды.

Расскажите друзьям