«Благотворительность — основная мотивация отдавать еду»: как в России развивают фудшеринг

16 апреля 2020 в 20:59
Фотография: Henrik Deis/EyeEm/Getty Images
Фудшеринг — один из способов борьбы с пищевыми отходами, главная задача которого — не дать еде пропасть. Движение зародилось в Германии не так давно, но уже набрало популярность по всему миру. Рассказываем, как это работает сейчас в России.
Анна Успенская

Основательница проекта «Фудшеринг Россия»

Проект «Фудшеринг Россия» и группа в соцсетях «Фудшеринг «Отдам даром еду» появились пять лет назад параллельно и независимо друг от друга. Суть движения — спасти продукты и снизить количество биологических отходов, наносящих вред экологии. В России не умеют перерабатывать пищевые остатки, поэтому фудшеринг особенно актуален. Проект нацелен на организации, у которых есть нераспроданные продукты. Например, доставки продуктов, в которых выкидывают фрукты с небольшими пятнами или вмятинами. Чаще всего нам отдают готовую еду, овощи и выпечку. Реже — сладости, полуфабрикаты и молочные продукты.

Вначале развивать фудшеринг было сложно — мы изучали европейский опыт и не понимали, как реализовывать его в российских реалиях. Ходили по заведениям, писали им письма, но почти все отказывались: не понимали суть проекта или боялись, что не получится оформить сотрудничество официально. Сейчас о фудшеринге узнали — и партнеры стали появляться сами, а мы больше не тратим ресурсы на их поиск. С нами сотрудничают около 60 точек, из которых большая часть — столовые, кулинарии, пекарни и онлайн-доставки.

Пищевые отходы появляются везде, где есть производство или продажа еды. Количество списанных продуктов зависит от типа отдающей организации: в столовых за сутки иногда остается по 100 кг готовой еды, а неиспользованных овощей и фруктов может быть от десяти килограмм до нескольких тонн. Срок годности обычно закладывают с запасом, а правильно замороженные полуфабрикаты хранятся очень долго. Наибольшую опасность несут готовые блюда в пластиковой упаковке. Качество таких продуктов установить сложнее, и часто их хранят в автоматах с плохим температурным режимом.

Первые полтора года волонтеры могли забрать всю еду себе, поделиться с кем‑то или полностью отдать. Потом мы заметили, что компании все же хотят помогать именно нуждающимся. Так появилось правило, что большую часть продуктов волонтеры должны передать многодетным семьям, пенсионерам или фондам.

Благотворительность — основная мотивация отдавать излишки еды.

В группе «Фудшеринг «Отдам даром еду» предложить и забрать продукты может любой. Сейчас большинство заведений временно закрыто, но волонтеры продолжают забирать продукты из магазинов.

Саша Легкая

Основательница проекта «Фудшеринг «Отдам даром еду»

В Москве и Петербурге фудшеринг-сообщества наиболее активны, но есть и небольшие города, где движение хорошо развивается. Мы с каждым заведением договариваемся индивидуально: каждому ресторану удобно отдавать еду в своем собственном графике и в разном количестве. Обычно к нам обращаются пекарни, рынки и небольшие магазины. У ресторанов остается еда, только если они работают в формате столовой — готовят все блюда в определенном количестве заранее. Часто о ненужной еде сообщают за полчаса до закрытия, поэтому волонтер должен жить недалеко от заведения.

Если срок годности истек у печенья или крупы (несколько дней, например), то не случится ничего страшного, их можно есть. Но просроченные мясо и рыбу отдавать нельзя — ими можно серьезно отравиться. Если у вас есть лишняя еда, то можно предложить ее друзьям или опубликовать пост в нашей группе. Чаще всего туда выкладывают сладости, крупы или необычную еду, потому что не знают, как ее готовить. Для организаций мы выбираем волонтеров с хорошей репутацией — если они уже помогали нам, не «слились» и пришли вовремя. Когда человек забирает еду в большом объеме, одну треть он оставляет себе, а две трети раздает.

На самом деле, сейчас для фудшеринга не самое удачное время. Но радует, что люди готовы делится, проявлять толерантность и доброжелательность к окружающим.

Если раньше волонтеру нужно было строго выполнять обещание забрать еду из заведения, то сейчас в связи с пандемией мы относимся к отказам с пониманием. Кто‑то готов помогать, но продуктов стало меньше, а многие пекарни и кафе закрылись.

Мария Лошкова

Директор по маркетингу и коммуникациям сети кафе Prime

Каждый день на витрине нашей сети остаются непроданные продукты, которые нужно списывать. Мы готовим ежедневно, и сроки годности блюд ограничены — всего 18–24 часа. Уже несколько лет мы передаем еду в организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» и «Фонд продовольствия «Русь».

Мы понимаем, что не способны накормить всех, но нам принципиально важно не выбрасывать хорошие продукты, а отдавать их нуждающимся.

Обычно срок годности позволяет подопечным получить и съесть продукты вечером того же дня. За последние полгода мы накормили около 4000 семей, ежедневно передавая еду из десяти точек в фонды.

Большинству ресторанов дешевле списать продукцию или отдать в фонд без уплаты НДС. Для нас фудшеринг — проект о социальной ответственности, поэтому мы оформляем передачу продуктов по договору о благотворительном пожертвовании и платим налоги.

Сейчас мы вынуждены приостановить передачу продуктов и закрыть кафе — нам просто нечего и негде передавать. Вся работа строится на доставке антикризисных обедов по предзаказу, поэтому излишков не остается, но мы бесплатно привозим готовые обеды для врачей в Коммунарку.

Рудольф Ан

Проект Еatme

С 1991-го до недавнего времени я жил в Европе, где привык ответственно подходить к потреблению. Изучая экопроекты, наткнулся на датский сервис по спасению еды Too Good to Go. Потом переехал в Санкт-Петербург и решил сделать подобное приложение, адаптировав его под наш рынок.

Основная идея Eatme — спасти еду и привлечь внимания к проблеме food waste. К приложению подключены кафе и рестораны, которые продают блюда со скидкой. Не все знают, что почти половина еды, которую обычно выбрасывают, пригодна к употреблению.

Сначала никто из ресторанов не хотел быть первым, но сейчас заведения сами приходят к нам. Часть точек отключилась из‑за отсутствия больших продаж, но Eatme — не доставка еды.

Рестораны благодаря нам не зарабатывают, а уменьшают издержки: всегда лучше продать продукт по себестоимости, чем выбросить его.

Само подключение бесплатно, и мы оставляем право ставить разные скидки — не все могут сделать 50% и больше.

Основное внимание мы уделяем не скидкам, а именно идее спасения еды — мы стараемся рассказывать и обучать тех, кому это интересно. Из‑за пандемии рестораны временно закрылись, но мы поддерживаем партнеров — они могут использовать сервис как витрину, чтобы размещать свое меню.

Алексей Панов

Директор по маркетингу сети «Хлеб насущный»

«Хлеб насущный» поддерживает фудшеринг с открытия первого кафе в 2007 году. Сейчас все пекарни сети сотрудничают с благотворительными фондами разной направленности. Ежедневно волонтеры забирают нераспроданные остатки еды: хлеб, выпечку, круассаны. Мы не передаем то, что требует определенного температурного режима, так как есть риск отравить людей при неправильном хранении или транспортировке блюда.

Кирилл Горбачев

Основатель Melt me

За два года фудшеринга мы отдали 2,5 тонны хлеба — по три килограмма хлеба ежедневно. Сначала оставшийся хлеб забирали наши сотрудники, потом излишки еды увеличились вместе с количеством клиентов — поэтому понадобились волонтеры и те, кто будет получать хлеб. Мы поддерживаем фудшеринг, потому что хотим помочь нуждающимся и уважаем труд тех, кто производит продукты.

Мы поддерживаем фудшеринг, потому что хотим помочь нуждающимся и уважаем труд тех, кто производит продукты.

Нам кажется важным, что наша еда реализуется полностью. За волонтерами закреплено определенное число людей: часть хлеба они забирают себе, часть отдают.

Мы очень довольны тем, что удается помочь продуктами пожилым людям и многодетным семьям — это кажется естественным и правильным. Для того чтобы отдавать еду проектам по фудшерингу, надо быть уверенным в качестве продуктов, поэтому не все готовы афишировать свое участие.

Расскажите друзьям