«Выручка упала на 40%»: как коронавирус повлиял на китайские рестораны в Москве

17 февраля 2020 в 16:47
Фотография: Полина Кириленко
Из‑за коронавируса все, что связано с Китаем, попадает под удар. В том числе рестораны китайской кухни. Большинство из них не комментируют ситуацию, но два смельчака согласились рассказать «Афише Daily», что думают о коронавирусе и как народная боязнь эпидемии отразилась на их бизнесе.
Станислав Лисиченко

Китаист, владелец ресторана «Китайские новости»

«Коронавирус на нашу жизнь не повлиял, клиентов меньше не стало. Мы же обычный московский ресторан, который закупает все продукты в России и просто готовит еду по китайским рецептам. Работники не паникуют, а китайцев среди гостей почти нет, потому что все они разъехались по домам на Новый год. Традиционно начало зимы — самый низкий сезон, когда китайцы не путешествуют по миру.

Если говорить о ситуации шире, то никто не знает, что будет дальше и чем вся эта история закончится. На мой взгляд, китайское руководство обладает опытом, жесткостью и прочими качествами, необходимыми для локализации всех очагов вируса. У Китая есть деньги, мощная политическая власть и армия — для него это вопрос национального престижа. Уверен, Китай готов заплатить самую высокую цену, чтобы со всем этим справиться. Сейчас история с коронавирусом приобрела какую‑то истерическую нотку. Но я уверен, что все скоро закончится. А пока нужно просто чаще мыть руки, повышать иммунитет, заниматься спортом и правильно питаться».

Наталья Богомолова

Генеральный директор ресторана J.Z. Peking Duck

«С прошлой недели трафик в ресторане J.Z. Peking Duck на Цветном бульваре снизился почти наполовину, а выручка упала на 40%. Ситуация доходит до абсурда: приходят гости, делают заказ и вдруг, увидев других посетителей из Японии и Казахстана, в панике встают и уходят. Но постоянные гости как ходили, так и продолжают ходить.

Ресторан J.Z. Peking Duck закупает в Китае специи, а также продукты глубокой заморозки — например, знаменитую пекинскую утку. Поставки этих товаров осуществлены еще в октябре. Закрытие границ отразилось на меню. Из него вывели специфические китайские продукты: капусту пак-чой и чой-сум, лук джусай, овощи бамия и ямс.

Мы ничего не боимся, так как ни одного случая заражения вирусом в Москве не зафиксировано. Все границы закрыты. Наши повара приехали еще летом. Ни один из них не покидал территорию России.

Согласно законодательству России, каждый сотрудник ресторана обязан иметь медицинскую книжку и регулярно сдавать анализы. Более того, существует журнал здоровья, в который ежедневно записывается состояние самочувствия каждого, кто выходит на смену. При любом подозрении на вирус сотрудник не допускается к работе и идет в медучреждение.

Паникуют больше русские. Азиаты друг друга отличают. И кстати, у китайцев сейчас каникулы. Мы были готовы к оттоку по этой причине. Если бы в работе мы ориентировались на туристов, как многие азиатские рестораны, то, возможно, предпринимали бы какие‑то меры. Но мы не паникуем и не придумываем глупости вроде раздачи масок. Мы за разум, а не за абсурд».

Расскажите друзьям