Театр

Пора валить: спектакль «Поезд жизни» в театре «Шалом» — о попытке спастись от геноцида

3 февраля 2025 в 07:00
Фото: театр «Шалом»
Московский театр «Шалом» впервые после перезагрузки 2021 года едет на гастроли в Петербург. Среди других спектаклей они покажут «Поезд жизни» — трагикомическую постановку о евреях, которые пытаются спастись от нацистов. Анастасия Паукер рассказывает об этой смешной и грустной истории.

Летом 1941 года евреи из одного штетла в Восточной Европе узнают, что скоро их местечко будет занято нацистами. Тогда они решают пойти на опережение и депортировать самих себя на поезде через Россию в Палестину. В основу спектакля режиссера Галины Зальцман «Поезд жизни» лег сценарий одноименного фильма румыно-французского кинорежиссера Раду Михайляну. Многие предки Раду погибли во время холокоста, а отцу удалось бежать из гетто и скрыться с помощью поддельных документов. Так что история про попытку авантюрного спасения во многом семейная.

Репертуар театра «Шалом» стоит на четырех основных столпах: национальном культурном коде, исторической памяти, толерантности и молодой актуальной режиссуре. Чаще всего постановки театра умудряются совмещать все четыре ингредиента.

Отчаянную, дерзкую и страшную историю о том, как целый штетл бросил все, купил поезд, загрузился в него и позволил односельчанину, переодевшись в нациста, конвоировать их за пределы Европы, Зальцман видит как потешно-зловещее сказочное роуд-муви. Это как если бы Тайка Вайтити нагрянул на Варшавское шоссе и навел шороху с местными артистами: от спектакля веет пугающей легкостью «Кролика Джоджо». Здесь трио под названием «Оркестр Гитлер» с выбеленными лицами исполняет смешные па и воплощает в себе сразу весь ужас столкновения пассажиров еврейского поезда с реальностью, к которой они, оказывается, совсем не были готовы.

Эти люди — мечтатели, вдохновленные идеей местного полусумасшедшего Шломо (Антон Ксенев). Именно он, великий сочинитель, придумал всю эту авантюру, воплощая которую штетл с легкостью и задором двинулся на верную смерть. План был продуман досконально: главный бухгалтер Янкель (уморительный и точный Дмитрий Уросов) все рассчитал, поезд был приобретен самый лучший, с кожаными вагонами, машинистом назначили архивариуса из Министерства железных дорог, а Мордехай (Дмитрий Цурский) в совершенстве (почти) овладел немецким языком и вжился в роль доминирующего и жесткого нациста. Были множественные разногласия, взаимные и безответные влюбленности, увлечения коммунистическими идеями и идеологические споры — и все это на стремительной скорости на пути к верной смерти.

Вся сценография художника Семена Пастуха — лишь бетонные, влажные и грязные стены и пол, на которых Шломо время от времени делает заметки углем. Декорация с самого начала находится в диалоге с разухабистым повествованием и деликатно спойлерит финал. Слаженный ансамбль артистов жонглирует текстом, перекидывается репликами, бесконечно юморит, а их персонажи уже заведомо находятся в карцерах и бараках. Филигранный, занимательный свет Игоря Фомина скрадывает пространство, превращая его в иллюзию еще возможной жизни: вот поезд весело мчит в темноте, вот бюстгальтер Эстер диско-шаром отбрасывает обнадеживающие и полные жизни блики. Ничто, кроме стен, не предвещает беды.

Вот и сказка тщится быть сказкой до самого финала — уже после разоблачения Мордехая нацистами Шломо начинает рассказывать о том, как удивительно сложились судьбы каждого из персонажей: как разъехались по всему миру, как рожали детей, как работали и были счастливы. Рассказывает и надевает слишком узнаваемую серо-белую полосатую шапочку.

Внутри исторического контекста, зрительского опыта и предубеждения о том, что история о нацистах и евреях не бывает сказочной, Галина Зальцман создает ироническую оду жизни как таковой, которая неожиданно может искрить юмором, жаром политических споров, любовью и страстью, даже если ваш поезд в огне и несется в бездну под руководством псевдомашиниста.

Поезд жизни
Спектакль / 15 марта
Расскажите друзьям
Читайте также