Театр

Театр помогает при депрессии? Да! Вот 7 спектаклей, которые поддержат в трудный период

16 сентября 2024 в 17:00
Театр — не только развлечение или способ отвлечься от повседневности. Это искусство способно влиять на психику, и его даже используют при терапии. По нашей просьбе психотерапевт объясняет, что происходит в мозге зрителя и как это может влиять на его ментальное здоровье. А мы советуем спектакли, на которые прямо сейчас стоит сходить в Москве
Виктор Нурдаев

Психотерапевт «СберЗдоровья», специалист по когнитивно-поведенческой терапии

Как театр влияет на психику человека?

«Комплексно, активируя различные когнитивные и эмоциональные процессы. Наблюдая за игрой актеров, человек погружается в состояние глубокого эмпатического вовлечения. Он переживает эмоции героев как свои собственные, что вызывает ряд изменений в психологическом состоянии. Так, с театральными постановками исторически связано понятие катарсиса — эмоциональной разрядки, которое помогает избавиться от накопленного стресса и тревоги. Этот эффект особенно важен для людей, страдающих хроническим стрессом и даже тревожно-депрессивными расстройствами: театр позволяет им переработать свои чувства в безопасной, контролируемой обстановке.

Не менее важным является социальный аспект, ведь театр — это коллективное переживание. Совместный просмотр спектакля или участие в театральных сообществах способствует укреплению социальных связей, которые играют важную роль в профилактике и лечении депрессии и социальной тревожности. Театр учит человека лучше понимать и принимать других, становясь не просто видом искусства, а важным инструментом для поддержания психического здоровья. И хотя конкретный эффект трудно измерим и довольно индивидуален, его влияние на мозг и психику уже подтверждено.

Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Social Psychology, показало, что посещение театральных постановок усиливает эмпатию и может приводить к изменениям в политических взглядах и поведении зрителей, включая увеличение пожертвований на благотворительность. Этот эффект связан с так называемым „нарративным транспортом“ — процессом, когда зритель эмоционально погружается в историю, что усиливает его способность сопереживать персонажам и перенимать их чувства».

Какие нейробиологические процессы запускаются в организме и мозге при просмотре спектаклей?

Спектакль «Близкие друзья»

«При просмотре театральной постановки в мозге происходит ряд сложных процессов. Во-первых, активируются зеркальные нейроны — те самые клетки, которые позволяют нам „отзеркаливать“ эмоции и действия других людей, в том числе персонажей на сцене. Эти нейроны играют ключевую роль в развитии эмпатии, помогая нам глубже понимать переживания других и сочувствовать им».

«Во-вторых, театральные постановки могут способствовать активации лимбической системы, которая отвечает за чувства, ощущения, страхи, эмоции. Потенциально они способны стимулировать выброс дофамина — гормона, связанного с предвкушением удовольствия. Также они могут влиять на выработку окситоцина, который в некоторых ситуациях может усиливать социальные связи, повышая уровень доверия, снижает страх и тревогу, участвует в формировании привязанности. Стоит отметить, что эти процессы требуют дальнейших исследований для точного подтверждения. Таким образом, театр не только приносит эстетическое удовольствие, но и укрепляет наши социальные связи, что является важным фактором для поддержания психического здоровья».

Какие эмоциональные и когнитивные реакции может вызывать просмотр театральных постановок?

«Эмоциональные реакции при просмотре спектакля могут быть крайне разнообразными: от смеха и радости до слез и печали. Важно то, что эти эмоции не остаются в зрительном зале, они переносятся в повседневную жизнь, помогая нам лучше справляться с собственными переживаниями. Театр также стимулирует работу префронтальной коры мозга, улучшая способность к рефлексии, анализу и творческому мышлению. Эти реакции особенно ярко проявляются при просмотре сложных драматических постановок, которые требуют от зрителя глубокого погружения в сюжет и переосмысления личного опыта».

Спектакль «Приглашение на казнь»

Может ли театр использоваться как часть терапии психических расстройств?

«Театр давно используется в рамках психодрамы и других форм терапевтического театра. Для терапевтического использования подходят как классические пьесы, так и специально разработанные сценарии, направленные на обработку конкретных психических травм: речь о театральных постановках, в которых играют сами люди с целью психотерапии. Важно, чтобы они позволяли безопасно выражать и перерабатывать свои чувства.

В исследовании, основанном на систематическом обзоре литературы, изучалась эффективность театральных интервенций для улучшения социальных навыков у людей с расстройствами аутистического спектра (ASD). Исследование зафиксировало улучшение в области социально-эмоционального функционирования, управления эмоциями и адаптивных навыков, что также подтверждает терапевтический потенциал театра​.

Исследования показывают, что участие в театральных постановках может способствовать улучшению симптомов у пациентов с депрессией, тревожными расстройствами и даже посттравматическим стрессовым расстройством. Важным элементом здесь является возможность „прожить“ сложные эмоциональные ситуации в безопасной обстановке, что помогает человеку лучше справляться с его реальными переживаниями».

7 спектаклей, которые стоит посмотреть

Промокод DAILYTHEATRE на сайте Afisha.ru дает скидку 500 рублей на первую покупку билетов на спектакли и концерты от 3000 рублей.

«Близкие друзья»

Центральный дом актера

Три друга из Мюнхена пытаются спасти свою дружбу на страшном фоне Второй мировой войны. Один из них, немецкий солдат, дошедший до Сталинграда, спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз. Сергей Сотников, поставивший пьесу по одноименной повести Евгения Водолазкина, говорит, что она не о войне, а о людях: «Если человек в ужасах войны остается человеком, он достоин внимания и сочувствия».

«Это все она»

Театр Эстрады

Мать с сыном живут в обособленных мирах и почти не разговаривают. Пытаясь наладить отношения, мать начинает общаться с ним в соцсети с фейкового аккаунта от имени его ровесницы. Интернет-диалог затягивает обоих, и они начинают жить в двух реальностях. В одной — глухая стена и одиночество, в другой — иллюзия идеального мира, в котором они обретают то, чего им так не хватает в жизни. Режиссер Данил Чащин в этом спектакле задается вопросом: как восстановить разрушенные отношения с детьми и что значит любить их? Но ответ каждый должен отыскать сам.

«Приглашение на казнь»

Театр им. Ермоловой

В своем романе Набоков описывает последние дни жизни Цинцинната Ц., чья вина перед обществом — в его «непроницаемости» для окружающих. Долгое время он «бдительно изощрялся в том, чтобы скрыть некоторую свою особость», но однажды потерял осторожность, и все увидели его «непохожесть» на других. Режиссер Марина Брусникина признавалась, что в этой истории для нее важны «тема несовпадения индивидуальности героя с окружающим миром и тот факт, что всегда есть выход и спасение».

«Он в Аргентине»

Пространство «Внутри»

Действие пьесы Людмилы Петрушевской происходит поздней осенью в доме отдыха «Актер». Из всех постояльцев осталась одна пожилая актриса Диана (Роза Хайруллина). Кастелянша Нина (Юлия Чебакова) пытается выпроводить ее и закрыть помещение на зиму, но Диана отказывается уезжать, потому что ехать ей некуда. «Правда очищает — в это я верю. Когда человек уронит слезу в театре — это его не изменит, но на мгновение осветит его светом доброты», — говорит Людмила Петрушевская.

«Друг на час»

Центральный дом актера

Быть «другом на час» — такое хобби изобрел себе программист Андрей. Только, помогая другим, он сам никак не может найти того, кто поможет ему. Пока в один прекрасный момент не происходит встреча, которая все меняет. Эта лирическая интерактивная комедия играется в небольшом зале — и сами зрители тоже становятся непосредственными участниками действия.

«Чапаев и Пустота»

«Практика» и Музей Москвы

Спектакль в трех действиях о существовании между полюсами: реальностью и иллюзией, Европой и Азией, политическим и экзистенциальным, прошлым и настоящим. Лучший роман Виктора Пелевина поставил Максим Диденко — и этот спектакль не сходит со сцены уже восемь лет.

«Человек из Подольска. Сережа очень тупой»

«Практика»

Один из самых необычных театральных опытов в Москве: спектакли по двум пьесам одновременно играют в двух залах, а порядок просмотра волен выбирать сам зритель. Режиссеру Марине Брусникиной помогает художник Савва Савельев — в исполнении актеров Мастерской Дмитрия Брусникина они выстраивают тотальную театральную инсталляцию на материале абсурдных пьес Дмитрия Данилова.

Расскажите друзьям