Да кто такая эта уличная культура ваша?

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Да кто такая эта уличная культура ваша?

Уличная культура, которая еще 30–40 лет назад была протестом против системы, стала неотъемлемой частью этой системы. К выходу JBL Boombox 2, новой колонки в культовом формате прямиком из истории хип-хопа, рассказываем, что читать и смотреть, чтобы разобраться в истоках уличной культуры.

Текст: Даниил Лёзов

«Ban This»

1989

Ни один список фильмов о скейтбординге не обойдется без Стейси Перальты. В 80-х Перальта был профессиональным скейтбордистом, сооснователем скейтбординговой компании Powell Peralta и заправлял командой Bones Brigade, в которую входили лучшие скейтбордисты того времени, многие из которых революционизировали этот спорт.

В 90-е Перальта полностью переключился на съемку видео и кино. Самый известный его фильм — «Короли Догтауна», но чтобы прочувствовать атмосферу улиц скейтерской Калифорнии того времени, рекомендуем документальную версию тех же событий «Dogtown and Z-Boys» и одно из его ранних видео «Ban This», которое было создано в то время, когда публика видела в скейтбордистах хулиганов и отбросов общества.

«Братья Паппас»

«All This Mayhem», 2014

«Братья Паппас» — фильм намного более личный, чем это положено документальному кино, и неприлично личный для фильма про скейтбординг. Это история двух братьев, которые решили во что бы то ни стало свергнуть короля скейтбординга Тони Хоука, и предостережение о том, как может выглядеть стремительный полет вниз с вершины успеха.


«The Disposable
Skateboard Bible»

Если вы решите прочесть одну книгу про скейтбординг, это должна быть «The Disposable Skateboard Bible». Эрик Симпсон, работавший в упомянутой Powell Peralta, со знанием дела рассказывает про самые важные доски и скейтеров, начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, с любовью перфекциониста.

«Гоп-стоп»

«Дети проходных дворов»

«Девиантное поведение»

2003, 2006, 2011

Три культовых российских райтинг-фильма были записаны при участии легендарной команды «Зачем». Вы можете не знать ничего о граффити-культуре, но наверняка видели этот простой вопрос на улицах российских городов.

«Гоп-стоп» интересен хотя бы законсервированным изображением ночных улиц Москвы начала нулевых, а также участием в нем всех основных московских граффити-команд того времени.


«Дети проходных дворов» был снят человеком, внешним по отношению к субкультуре райтинга, и поэтому может быть особенно интересен тем, кто хочет понять, что такое граффити и какая культура вокруг него.


«Девиантное поведение» помимо стандартного для жанра монтажа содержит рассуждения о философии райтинга и вандализма: возможно, этот фильм — самое близкое к ответу на тот самый вопрос «Зачем?».

«Войны стиля»

«Style Wars», 1984

Если колыбель скейтбординга — Калифорния, то для граффити это Нью-Йорк. Фильм рассказывает о противоборстве райтеров и властей в нью-йоркском метро, очень искренне передавая дух времени.


«Бомба»

«Bomb It», 2007

Больше похожий на фестивальное кино, чем на райтерское видео, «Bomb It» пытается дать общую картину культуры граффити: с древнейших времен до наших дней, от подростков, бомбящих на вагонах, до серьезных интеллигентных художников.

«The Faith of Graffiti»

Эссе Нормана Мейлера о граффити и его культурной и политической подоплеке. После публикации в 1974-м оно получило критику за нормализацию граффити и сравнение его с высоким искусством, что в то время было сильной позицией.

«Marc Eckō’s Getting Up: Contents Under Pressure»

Для многих райтеров, выросших в нулевые, главным толчком были не фильмы и книги, а единственная на тот момент игра о граффити. Бомби улицы города под Mobb Deep и Roots Manuva, разоблачай погрязшее в коррупции правительство, убегай от копов. Потом придумывай свои теги в блокноте, покупай баллончик и выходи на улицу. Главное — старайся не наткнуться на копов в жизни.


«Дикий стиль»

«Wild Style», 1983

Мы запишем «Wild Style» в раздел «Музыка» из-за участия в нем таких пионеров хип-хопа, как Fab 5 Freddy и Busy Bee. Но этот фильм — о взаимосвязанности хип-хопа, граффити, уличных танцев и о том, как все вместе они образуют уличную культуру.

«Big Fun in the Big Town»

1986

Снятый всего за неделю, сделанный для голландского телевидения этот 40-минутный док ценен двумя аспектами: как памятник ушедшей эпохе и как памятник относительно неизвестной голландской телевизионной команде, которая смогла взять интервью у Run–D.M.C., LL Cool J, Grandmaster Flash и других больших имен хип-хопа 80-х.

«Ego Trip’s: Book of Rap Lists»

У хип-хопа, как и у граффити, есть своя библия. Ребята из команды закрывшегося журнала Ego Trip собрали книгу, которую почти без преувеличения можно назвать самой полной печатной базой данных хип-хопа.


«Три короля. Как Доктор Дре, Джей-Зи и Дидди сделали хип-хоп многомиллиардной индустрией»

Биографии могулов хип-хопа, в которых сквозной темой идет коммерциализация жанра. Хип-хоп не всегда ассоциировался с флексом и пачками денег: «Три короля» рассказывают о том, что потребление стало неотъемлемой частью рэпа и почему большие деньги — смерть любой уличной субкультуры.

JBL Boombox 2

Бумбоксы и уличная культура шли рука об руку с конца 70-х. Они сыграли ключевую роль в распространении хип-хопа, без них не обходился ни один танцевальный баттл, и, как и многие проявления уличной культуры, благочестивая общественность пыталась добиться их запрета.

JBL Boombox 2 — это современная реинкарнация бумбокса. Она проживет от одного заряда больше, чем ваш телефон (время работы — до 24 часов!), но это не беда, потому что она дает возможность заряжать мобильные устройства через USB порт. Кроме того, со степенью водозащиты IPX7 колонке не страшна влага, так что поиграть в стритбол под дождем — без проблем. 

Самая веселая часть: колонка поддерживает технологию PartyBoost, которая позволяет объединить неограниченное количество колонок с такой функцией в одну цепь. Рекомендуем испытывать вдали от соседей — например, окружить колонками небольшой скейт-парк.

«Built to Fail: A Streetwear Story»

Основатель бренда The Hundreds отправляется в путешествие к истокам стритвира, чтобы понять, когда он совершил поворот в мейнстрим и что пошло не так. Ответ: конечно же, деньги.


«Sneakerheadz»

Фильм анализирует культуру сникерхедов — самое громкое проявление стритвитра последних лет. Зачем человеку 50, 100, 200 пар кроссовок? Кто платит сотни и тысячи долларов за желанную пару?


«Sold Out: The Underground Economy of Supreme Resellers»

Многие считают ресейлинг (перепродажу редкой одежды и обуви для выгоды) убийцей культуры. Но пока модникам интересен Supreme, от ресейлеров никуда не деться, а этот док Complex интересен хотя бы с антропологической точки зрения: что заставляет людей стоять часами в очередях или платить тысячи долларов за обычные футболки и толстовки?

Расскажите друзьям