«Театр. На Вынос» (Петербург)
Кто это: Алексей Ершов и Максим Карнаухов, отчисленные из петербургской театральной академии. Сегодня их стрит-арт-театр, возникающий то здесь, то там, специализирующийся на непредсказуемом преломлении действительности, — один из самых востребованных независимых коллективов на фестивальной карте.
Откуда взялся: Началось все два года назад. Режиссер Алексей Ершов за один день создал спектакль со случайным прохожим. К вечеру они продемонстрировали результат группе только что подвернувшихся им зрителей. Это повторилось семь раз.
Чем занимается: Алексей Ершов и Максим Карнаухов за два года обзавелись уже серией хитов: «Poe. Tri.» — прогулка по любому городу в компании местного самопровозглашенного поэта, «Abuse Оpera» — документальная опера о насилии, «Старик и море» — путешествие вслед за мужиком, плывущим по Грибоедовскому каналу на надувной лодке. Спектакль «Poe. Tri» номинирован на «Золотую маску» и сейчас бродит по Москве. В планах у «Театра. На Вынос» бодипозитив-балет.
«Перфобуфет» (Петербург)
Кто это: Театральный буфет, который помимо кофе производит смыслы и дурачества.
Откуда взялся: Создан Артемом Томиловым в Театре поколений всего год назад в ответ на потребность театра в буфете. Теперь это самостоятельная площадка внутри театра, на которой выпущено уже пять спектаклей.
Чем занимается: «Перфобуфет» частенько создает спектакли для одного зрителя: предлагает ему телефонный разговор с богом или сеанс избавления от токсичных отношений. Из «Перфобуфета» команда, бывает, выезжает на своей омской тачке, и это тоже спектакль — «Перфомск».
Yellow yell love (Петербург)
Кто это: Объединение вокруг Дмитрия Белыша, человека в желтом спортивном костюме, генерирующего криптакли.
Откуда взялся: Однажды актер Дмитрий Белыш придумал себе альтер эго («перформативное воплощение»), облачил его (то есть себя) в желтый костюм и назвал (то есть назвался) Yellow suit. Yellow suit тоже придумал себе воплощение с именем загадочного исторического персонажа Каспара Хаузера. Может показаться, что все это один человек, но, по официальной версии, группа Yellow yell love — трио.
Чем занимается: В диптихе «Акт-контакт Каспара Хаузера с Пушкиным А.С.» Yellow suit сначала реконструировал дуэль Пушкина с Дантесом, а на следующий день возложил цветы к памятнику поэта. Но магистральной работой все равно остается криптакль «Аватарка-заманушка» — гремучий монолог Дмитрия под техно и его глубинное погружение в себя, в Yellow suit и Каспара.
Театр им. Алехандро Валенсио (Москва)
Кто это: Безбашенное объединение, вызывающее дух Ленина при помощи учебника квантовой механики и собирающее зрителей ночами у закрытого входа в метро.
Откуда взялся: Согласно легенде, в 2015 году некий (и безусловно великий) Алехандро прислал актерам Виталию Таныгину и Петру Вяткину эсэмэски. Не открыть после этого театр было уже нельзя.
Чем занимается: Театр им. Алехандро Валенсио помимо того, что ставит нормативные спектакли вроде «Пролетая над гнездом кукушки», специализируется еще и на театрализованных чудачествах. Их акция «Попытка вызвать дух Ленина при помощи учебника квантовой механики» проводится рядом с мавзолеем на Красной площади, спектакль «Закрытие» посвящен ночному закрытию метро и длится до момента его открытия, а дадаистская прогулка под названием «Шататься без дела», кажется, вовсе не имеет сценария. Безусловным хитом остается катастрофический стендап «Четыре жирных УЕ…», в котором три актера с накладными животами, предварительно раздав всем яйца и помидоры, делают все, чтобы публика их возненавидела.
«Эскизы в пространстве» (Москва)
Кто это: Нежная команда, специализирующаяся сразу на документальном театре, иммерсивном, уличном и всяком.
Откуда взялся: В 2014 году выпустили спектакль «Отцы», основанный на воспоминаниях «Эскизов» об их отцах. Это и стало моментом официального рождения театра.
Чем занимается: Художественный метод «Эскизов» определить невозможно, ибо его нет: каждая новая их работа — в новом жанре. «Анна Каренина. Триптих» — спектакль, который уже на моменте покупки билета предоставляет зрителю выбор, за какой историей ему следить: Карениной, Каренина или Вронского. Оказавшись в комнате с персонажем, об остальных линиях зритель узнает только вслушиваясь в отголоски из соседних комнат. Спектакль «Jack» — это попойка со зрителями посреди выстроенного салуна, а «Совместные переживания» в постановке Виктории Приваловой — максимально откровенный разговор, провоцирующий зрителей на обмен исповедями о первой любви.
«Бинарный Биотеатр» (Москва)
Кто это: Партизанский театр в заброшках, на улицах, в зрительном зале МХАТа им. Горького, Нью-Йорке и повсюду.
Откуда взялся: «Бинарный Биотеатр» создал и возглавил просветленный актер Вася Березин. Он и собирает вокруг себя бездельников, бродяг и котов.
Чем занимается: У жанрового разнообразия «Бинарного Биотеатра» нет границ: «Devil Comedy» — спектакль для одного зрителя, самостоятельно выбирающего время и место действия от психиатрической больницы до мечети; «Евангелие» — оперное прочтение Священного Писания в заброшенном ДК; «=е32ешг2шь» — спектакль для котов и компьютеров, который люди никогда не увидят, «Синяя птица в Синей птице» — и вовсе интервенция во МХАТ им. Горького. Сейчас идет работа над «Исповедью» Блаженного Августина. Известно, что главным героем станет уличный боец Слава, играть будут на латыни, задействованы оперная певица и балерина. Предполагается, что зрителями будут профессора латыни.
Театр взаимных действий (Москва)
Кто это: Три художника и один продюсер, доказывающие возможность горизонтальных связей в театре и создающие театрализованные экспозиции.
Откуда взялся: Художники Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов, Шифра Каждан и продюсер Александра Мун — давние соратники, раньше встречавшиеся в основном на территории современного искусства. Как о театральном объединении они заявили о себе в 2016 году спектаклем «Музей инопланетного вторжения» в «Боярских палатах» про пришельцев в СССР.
Чем занимается: Совместно выбрав тему для своего очередного проекта, каждый из трех художников получает полную творческую свободу. В рамках одной работы реализуются сразу три концепции, и на выходе получается тотальный метатекст. «Музей инопланетного вторжения» стал не только мокьюментари об инопланетянах, высадившихся в Томской области в 1989 году, и экскурсией по экспозиции с мельчайшими деталями советского быта, но и размышлением на тему агрессии СССР по отношению к странам соцлагеря и незначительности роли, которую играет человек в российской истории. В последней работе «Правдивая и полная история Джека Потрошителя» органы расчлененных женщин читают Бодлера, а история Потрошителя становится поводом для изучения патологий патриархального общества.
«Отдел боли» (Москва)
Кто это: Часть команды «Театр.doc», специализирующаяся на гражданском театре.
Откуда взялся: Социополитическое направление всегда было одним из ключевых направлений деятельности «Театр.doc», в отдельное же подразделение был выделен после того, как не стало руководителей «Театр.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой.
Чем занимается: В центре внимания «Отдела боли» человек, оказавшийся в беде: политзаключенный, жертва домашнего насилия, вынужденный эмигрант и так далее. На данный момент в репертуаре «Отдела боли» спектакли «Пытки» о пытках как главном инструменте силовых структур, «Война близко» — спектакль по дневнику жителя Луганска, и «Новая Антигона» — о суде над матерями Беслана. В ближайших планах премьера спектакля «Оюб» о деле над главой грозненского «Мемориала» Оюбе Титиеве и Фестиваль гражданского театра.
Это обновленная и дополненная версия материала, опубликованного 4 апреля 2019 года.