«Афиша Daily» совместно с adidas разбирается в культуре кастомайзинга, по которой сейчас сходят с ума сникер-гики и крупные бренды.

партнерский материал

Почувствуй себя дизайнером

Кастомайзинг, или персонификация одежды, превратился в глобальный тренд. В СССР молодежь так спасалась от натиска железного занавеса, а сегодняшние модники превратили кастомайз в субкультуру. Спрос на кастом диктуют сами покупатели — в эпоху быстрой моды люди хотят получать редкие, более персональные вещи, в создании которых они принимали непосредственное участие. Марки добавляют на сайтах функцию персонификации: в несложном конструкторе каждый сам может выбрать, какого цвета шнурки и подошву он хочет видеть на новой паре кроссовок и что будет написано на спине футболки.

Например услуга кастомизации есть на Farfetch. В 2017 году онлайн-ретейлер разрешил пользователям создать свою версию мюлей Nicholas Kirkwood — выбрать в 3D-редакторе фактуру кожи, принт и даже оттенок прострочки. В магазинах Leviʼs покупатели прямо не отходя от кассы могут создать искусственные потертости на шортах, пришить к ним заклепки или патчи с ироничными надписями. Сервис кастомизации не так давно появился на сайте Gucci — переделать можно сумки и обувь.

Что можно кастомизировать

В уличной моде кастомайзеры — это звезды не хуже дизайнеров с именами; причем нередко DIY получается лучше оригинала. Энтузиасты кастомизируют все, что попадается по руку, — от зубных щеток и баскетбольных мячей до Ferrari, но чаще всего занимаются кроссовками. Социальные медиа стали основной платформой кастомайзеров: здесь они публикуют и продают свои работы (причем ценник кастомной вещи может превышать стоимость пары кроссовок в несколько раз).

На волне повального увлечения заниматься кастомайзингом начал даже Канье Уэст — однажды он взял олдскульные кеды и простым маркером написал на них все, что вздумалось. Похожее делают соратники Канье Вирджил Абло и Демна Гвасалия.

Азиатские хайпбисты идут дальше. Они кастомизирует бланковые вещи и подделки известных брендов, рисуя на них названия других марок, злободневные слоганы и активистские эмблемы. Получается броско, но органично.

Кастомайзинг в России

В России кастомайзинг — явление пока не такое популярное, но это лишь вопрос времени. Один из самых известных «передельщиков» в Москве — Магомед «Maggi» Казиахмедов. Его кожаная версия adidas Yeezy Boost 750 публиковалась в Complex и Hypebeast. Другой пример — объединение «Богема»: в апреле ребята устроили воркшоп, где всем желающим дриппировали (техника нанесения краски или других материалов. — Прим. ред.) кроссовки в духе Carol Christian Poell.

К чемпионату мира по футболу adidas объединились с «Афишей», Юрием Дудем, Сергеем Шнуровым, Ириной Горбачевой и Покрасом Лампасом, чтобы создать кастомную версию джерси сборной России.

Главной целью стало объединение разных людей. Как результат — футболки с «Футбиком», «Роком», отсылками к граффити-культуре, каллиграфии и эмодзи.

Юрий Дудь: «Рок-н-ролл и футбик — нет более гремучей связки, но как же редко мы видим их вместе в последнее время. Я протестую».

1 из 9

Юрий Дудь: « У рока и футбола есть как минимум одна вещь, которая связывает крепче некуда: они оба — живы».

2 из 9

За какими кастомайзерами стоит следить

Джошуа Вайбс превращает кроссовки в 2D-скетчи. Инстаграм: @joshuavides

1 из 7

Ава Ноуп отвечает за диджитал в Helmut Lang, а параллельно кастомизирует люксовую и демократичную одежду. Инстаграм: @avanope

2 из 7