Обманутые вкладчики Overwatch. Почему отмена нового режима так разгневала фанатов игры

4 июня 2023 в 13:55
Фото: Blizzard Entertainment
16 мая Blizzard объявила об отмене давно ожидаемого кооперативного режима Overwatch 2, и фанаты впали в ярость. Разбираемся, как нечто нематериальное и бесплатное может стать поводом для вполне реальной злобы.

Никогда не забуду один случай в очереди спортивного магазина. Передо мной стояли две женщины. Первая протянула девушке-кассиру выбранный товар, та буднично спросила, есть ли у нее карта бонусов. Женщина ответила, что нет, но в этот момент ее подруга достала свою карту и протянула кассирше. Та радостно приняла ее, что‑то пробила на кассе, буднично объявила первой женщине, что, поскольку карта не ее, бонусы лично она не получит, но если оформить прямо сейчас по скидке…

Ни одно из произнесенных дальше слов не коснулось сознания женщины. Уловив из всей тирады лишь тезис о том, что бонусы ее минуют, она впала в гнев. Тот факт, что бонусы — это маркетинговый трюк, направленный на то, чтобы вытянуть из нее лишний рубль, тоже не был учтен. Ярость затмила разум покупательницы. «Ах ты тупорылая!» — злобно сказала она кассирше. И обматерила ее.

Нечто подобное прямо сейчас происходит с пользователями Overwatch.

В 2016 году состоялся релиз Overwatch, первоклассного командного шутера (на наш взгляд, это лучший представитель жанра). За шесть лет, прошедших с момента релиза, игра получила около сотни обновлений — это нормальная практика для онлайновых боевиков, они постоянно находятся в развитии или же умирают. Авторы добавляли новых персонажей и меняли облик старых, придумывали новые режимы игры и, главное, постоянно доводили до совершенства баланс. Тот Overwatch, что вышел в 2016-м, и его последняя версия — это две разные игры. Последний Overwatch можно было бы назвать Overwatch 127 ну или чем‑то в этом духе, просто у игр-сервисов не принято менять порядковые номера: Dota, Hearthstone или Counter-Strike ежемесячно меняются, а их авторы не пытаются выдать обновление за новую игру. Тем не менее, в 2019-м было объявлено о выпуске полноценного продолжения Overwatch 2.

Главным основанием для гордого присвоения цифры «2» стал новый кооперативный режим, в котором герои, вместо того чтобы выяснять отношения между собой, совместно сражались бы с монстрами. В духе всех игр Blizzard выход игры несколько раз переносился — принимая во внимание высочайший стандарт качества, которого придерживается американская компания, можно сказать, что это вполне нормальный ход. А вот дальше начались проблемы. PR-кампания кооперативного режима Overwatch 2 напоминает легендарную речь мэра Липецка, обещавшего построить дорогу к зиме 2013 года, ну или просто предвыборные клятвы любого политика, о которых он вдруг позабыл, как только попал в вожделенное кресло.

Сначала кооперативный режим просто перенесли. Потом еще раз перенесли. 4 октября 2022 года Overwatch 2 вышел, но без него — чтобы, как было сказано, довести новинку до ума и выпустить летом. Потом дата выхода сдвинулась на неопределенный срок. А 16 мая кооперативный режим отменили.

Фанаты рассвирепели, ютуб заполонили ролики о том, как Blizzard предала свою аудиторию, раздались призывы бойкотировать игру. На первый взгляд это нормальная реакция любого покупателя, которому продали некачественный товар, но есть один важный нюанс.

Overwatch 2 — бесплатная игра.

Бытовая логика подсказывает три закономерных вопроса.

Есть ли право у потребителя критиковать продукт, за который он не отдал денег? Может ли нечто нематериальное и бесплатное причинить кому‑то страдания? Зачем вообще ругать что‑то, когда можно молча перестать играть?

Самый логичный ответ: не нравится — не играй. Но он тут не вполне подходит.

Во-первых, у Blizzard очень тесные отношения с собственной аудиторией — даже с той частью, которая ничего у нее не покупает. Пользователи игр-сервисов инвестируют в них свое время, поддерживая жизнеспособность проектов, — плевок им в лицо может погубить всю игру. Поэтому издатель прислушивается к мнению аудитории, а пользователи не боятся высказывать критику — она зачастую может быть услышана.

Во-вторых, часть аудитории Overwatch по определению за нее заплатила.

Оригинальный Overwatch бесплатным не был.

Да, это была самая обыкновенная покупная, так называемая full price игра. За нее в свое время надо было отдать $40.

Предельно ясно, что захотела сделать Blizzard. В компании попытались выжать из игры больше денег. Это не неслыханный случай — EA 25 лет раз в год перепродавала вам FIFA по полной цене, еще и зарабатывая на микроплатежах. Нечто подобное попыталась провернуть и Blizzard со своими поклонниками.

Для привлечения внимания к слегка устаревшей игре ей дали цифру «2», сделали бесплатной и щедро нашпиговали платными опциями. Для сохранения старой аудитории пообещали упомянутый многострадальный кооперативный режим (в противном случае комьюнити игры могло развалиться, на опустевших серверах новичкам играть было бы не с кем).

И убили первый Overwatch.

В момент выхода Overwatch 2 он перестал существовать. Казалось бы, ну и что, есть же бесплатный Overwatch 2, в который без потерь мигрировал весь ваш прогресс, чего же злиться?

Как тонко подметил ютубер Angyl, сложившаяся ситуация напоминает момент, когда вы собрались мыть посуду, но вдруг кто‑то зашел на кухню и сказал вам мыть посуду. Желание мыть сразу пропало.


Вместо того чтобы дополнительно обласкать своих самых преданных фанатов, когда‑то вложивших в любимую игру деньги, Blizzard превратила их в приманку для новичков, которые придут в Overwatch 2 бесплатно.

Это и так было понятно, но после отмены компенсационного кооперативного режима негласная договоренность между Blizzard и ее поклонниками была нарушена, поднялась волна негодования. При этом фанаты не могут просто так бросить игру — они слишком крепко на ней сидят, что и выливается в пропитанные злобой посты. Angyl заканчивает свой ролик про смерть Overwatch фразой: «Брошу ли я в него играть? Нет».

Мораль простая. Если вы соблазняете покупателей несуществующими бонусами, постарайтесь хотя бы сделать так, чтобы покупатели не догадались, что этих бонусов и вправду нет.

Расскажите друзьям