Капитализм для самых маленьких: как пользоваться «YouTube Детям» и не навредить

Детская версия YouTube из года в год входит в топ приложений по проведенному в нем времени, а ролики собирают миллиарды просмотров. Накануне Международного дня защиты детей разобрались, какой контент популярен на площадке, как она влияет на развитие детей и как использовать ее без вреда.

С 2015 года у YouTube работает отдельное приложение для детского контента —YouTube Kids (в российской версии «YouTube Детям»). Его главная фишка — усиленная модерация видео и автоматический подбор контента, подходящего для детей разного возраста. Так, пользователю, который зашел в приложение впервые, предложат авторизоваться и создать детский аккаунт. Причем сделать это можно для каждого ребенка отдельно, чтобы разные интересы не сбивали с толку рекомендационную систему. А затем выбрать возрастную категорию.

  • Для самых маленьких (до 4 лет): ребенок сможет смотреть видео, которые вдохновляют на творчество и пробуждают интерес к новым открытиям.
  • Для дошкольников (5–8 лет): ребенок сможет смотреть мультфильмы, видео с детскими песнями и поделками, а также другие ролики, которые бывают интересны в этом возрасте.
  • Для детей постарше (9–12): ребенок сможет смотреть музыкальные клипы, ролики об играх и науке, семейные видеоблоги, а также другие материалы, подходящие школьникам.

Особый режим — «Только одобренный контент». Он позволяет родителю отбирать все видео и каналы вручную. Доступа к поиску у ребенка не будет.

Само приложение оформлено в мультипликационном стиле. Внутри ребенка ждут категории «шоу», «музыка», «обучение» и «навигатор». Кроме того, родитель может ограничивать по времени работу ребенка с приложением, установив таймер. А также отключить поиск, чтобы тот не смог, например, включить клипы Моргенштерна*. В «YouTube Детям» есть встроенная реклама, но нет возможности комментировать видео.

Помимо русскоязычного и переведенного блогерского контента (образовательных видео, обзоров, влогов), в приложении можно найти детские музыкальные клипы, телепередачи (выпуски «АБВГДейки» и «Азбуки цирка»), а также смотреть мультфильмы — «Смешариков», «Фиксиков», «Машу и Медведя», «Трех котов», «Губку Боба Квадратные Штаны» и другие.

Что снимают блогеры и почему они так популярны

Несмотря на ряд серьезных ограничений и требований к контенту, детские блогеры на платформе преуспевают. Первый секрет — популярность площадки. Так, в 2022 году приложение «YouTube Детям» скачали более 106 млн раз — это на 7 млн больше, чем годом ранее. Кроме того, оно часто оказывается в топе стримингов по проведенному времени. В начале 2020 года платформа обошла по этому показателю все другие подобные приложения. «Она помогает детям скоротать время и узнать новое и дает передышку родителям. Взрослые включают приложение на смартфоне или планшете и оставляют ребят зависать в нем на длительное время», — объясняют такой результат исследователи Apptopia и Braze.

В итоге самые успешные создатели контента для детей не только стабильно зарабатывают миллионы долларов, но и попадают в списки богатейших ютуберов наравне с создателями видео для тех, кто постарше. При этом многим блогерам не исполнилось даже 15 лет.

В 2021 году самой высокооплачиваемой звездой «YouTube Детям» стала девятилетняя Анастасия Радзинская, героиня канала Like Nastya. Ее состояние Forbes оценивает в 28 млн долларов. Родители девочки завели для нее ютуб-канал, когда той было всего два года.

«Мы посмотрели, что для деток есть на ютубе, увидели, что очень популярны видео о том, как ребенок распаковывает подарки, и решили попробовать поснимать Настюшу», — говорила мать Насти Анна в интервью российскому Forbes. — Мы даже не говорили ей, что делать: просто снимали ребенка, какой он есть. Дети — это же мило».

Вскоре форматы видео стали более разнообразными. На канале начали публиковать влоги про путешествия, обзоры парков развлечений. А после 2018 года, когда семья переехала в США, стали выходить видео о жизни в новой стране. Сейчас на основной англоязычный канал Насти подписаны почти 106 млн человек. Суммарно ее ролики посмотрели почти 90 млрд раз. Помимо этого, у Насти есть еще десять каналов, в том числе шесть каналов с видео на других языках. Каждый насчитывает до нескольких десятков миллионов подписчиков.

Еще один блогер площадки из списка Forbes — 11-летний Райан Кадзи, ведущий канала Ryan’s World. В 2015 году, когда рынок инфлюэнсеров начал резко расти, ему было всего 3,5 года. Тогда мать мальчика Лоанн задумалась о том, чем занять ребенка, а отец Шион предложил запустить канал, потому что был немного знаком с соцсетью и ее алгоритмами. Среди популярных форматов видео были анбоксинги — ролики, в которых распаковывали новую одежду, косметику или детские игрушки. Последний вариант и решила освоить семья будущего инфлюэнсера.

Иронично, что Райан не любил игрушки, кроме радиоуправляемых машинок. Поэтому именно их ему и дарили родственники. Однажды, чтобы эффектно снять распаковку, Лоанн завернула новую игрушку в гигантское яйцо из папье-маше. Видео получило название «Гигантское яйцо-сюрприз с Молнией МакКуином и 100+ игрушечными машинками Disney» и перевернуло жизнь юного блогера. «Этот ролик был самым популярным на канале в течение двух лет», — вспоминает Шион. Сейчас на нем более 1,1 млрд просмотров. Видео положило начало серии подобных роликов с распаковкой яиц с сюрпризами, которые теперь копируют юные блогеры по всему миру.

Сегодня у Кадзи и его семьи девять каналов на ютубе, но Ryan’s World остается самым популярным — с почти 35 млн подписчиков. Сейчас, помимо обзоров игрушек, он снимает DIY-видео, влоги, образовательные ролики, например рассказывает о временах года, и челленджи — в одном из них он сутки копирует родителей. Благодаря успеху Кадзи выпустил ряд игрушек и серию одежды для сна в сотрудничестве с Marks & Spencer, а также подписал контракты с Amazon, Walmart, Nickelodeon и Skechers.

Как ютуб влияет на развитие ребенка

Елена Кандыбина

Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter

«Просмотр видео выходит на первый план среди всех занятий детей и подростков в интернете. По данным исследований, потребление видеоконтента занимает у детей от 8 до 12 лет около 60% всего времени в сети и составляет в среднем около 3 часов ежедневно, что часто превышает время реального общения со сверстниками, игр или другого социального взаимодействия.

Дети начинают самостоятельно смотреть видео уже в 1,5–2 года. Они довольно быстро осваивают возможности интернета, сами находят то, что им интересно, и не нуждаются во взрослом посреднике. Обычно на детей ориентированы яркие, эмоционально насыщенные и привлекательные ролики с запоминающейся музыкой.

У ребенка дошкольного возраста произвольное внимание еще не развито, то есть он не может фокусироваться на чем‑то по собственной инициативе, поэтому авторы должны делать контент настолько интересным, чтобы внимание было захвачено непроизвольно, как бы само собой. И, как правило, это удается.

Исследования показывают1) Digital Screen Media and Cognitive Development, Daniel R.Anderson, Kaveri Subrahmanyam; Cognitive Impacts of Digital Media Workgroup (PMID: 29093033 DOI: 10.1542/peds.2016-1758 °C); 2) Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований, А.Н.Алехин, К.И.Пульцина (DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371); 3) Media and children’s aggression, fear, and altruism, Barbara J.Wilson (PMID: 21338007 DOI: 10.1353/foc.0.0005)., что дети, которые с раннего возраста погружены в мир мультфильмов и детских передач, часто проявляют больше эмоций, лучше распознают их у других людей и демонстрируют более высокие показатели эмоционального развития. Также они нередко обладают достаточно обширными знаниями о внешнем мире и лучше ориентируются в информации — например, могут найти инструкцию к поделкам или простому ремонту игрушек.

Однако в то же время они нередко испытывают сложности с развитием эмоционального интеллекта. Видео может научить распознавать эмоции. Но для того, чтобы уметь успешно с ними справляться или адекватно реагировать на эмоции других людей, нужен реальный опыт, а этого дети все чаще лишены. В результате они не способны помочь себе, когда сердятся или расстраиваются, и, например, убегают, если расстраивается кто‑то другой».

О чем еще стоит помнить

Несмотря на строгую модерацию, неподходящего контента все еще много

Один из самых громких скандалов, связанных с запрещенным контентом на платформе, произошел в 2017 году и получил название «Эльзагейт». Тогда журналисты заметили, что с начала 2010-х на ютубе набирают огромное количество подписчиков и просмотров каналы, которые публикуют видео с героями семейных мультфильмов, попадающих в пугающие или непристойные ситуации. Например, в одном из роликов герои «Щенячьего патруля» отправляются в стриптиз-бар, а в другом Микки-Мауса на глазах у его подружки Минни сбивает машина. В названии упоминаются герои мультфильмов и слова вроде «образование», «выучить цвета», «детские рифмы», благодаря которым алгоритмы предлагают их детям. Такие видео позволяют создателям зарабатывать миллионы долларов на встроенной рекламе.

В ответ на общественный резонанс компания ужесточила правила модерации и поведения на площадке. Тем не менее подобные ролики продолжают появляться среди предложенных к просмотру. Например, о них сообщают на реддите ElsaGate, где последний пост появился менее чем за сутки до выхода этого текста. Журналисты также регулярно пишут о том, что за короткое время на сайте наткнулись на ролики о диетах или, например, на видео о том, как сделать рубашку более сексуальной.

Елена Кандыбина

Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter

«Отдельная проблема — пугающий или неприемлемый для ребенка контент, как фантастический, так и вполне реалистичный. Сочетание эмоционально вовлекающего и страшного сюжета может привести к тому, что видео как будто „отпечатывается“ внутри и ребенок не может перестать думать о нем, прокручивая содержание снова и снова. Иногда в попытках разобраться в своих переживаниях он начинает навязчиво пересказывать страшную или странную историю взрослым и сверстникам, задавать вопросы или рисовать рисунки, которые кажутся неуместными либо оскорбительными. В таком случае взрослым важно отвечать на вопросы на уровне, доступном ребенку, сделать ситуацию понятной для его возраста. Важно не смеяться над страхами и не обесценивать переживания детей, а, скорее, утешать и быть рядом. Даже если кажется, что страх привидения, прячущегося в шкафу, — это полная ерунда, лучше сказать, что люди действительно долго боялись привидений, пока не выяснили, что их на самом деле не существует.

Если же к разговорам прибавляются нарушения сна и аппетита, постоянная тревога и признаки невроза (например, когда ребенок начинает грызть ногти или сосать палец), то стоит обратиться к специалисту. Похоже, что‑то увиденное стало для ребенка слишком травматичным и ему нужна помощь».

Все пытаются что‑то продать

Среди проблем площадки многие родители и журналисты упоминают огромное количество рекламы. Даже самый популярный формат детского ютуба — распаковка новых игрушек — буквально строится на продвижении идеи постоянного приобретения. «Все пытаются вам что‑то продать, — пишет журналистка Кейт Стол. — Мне нравился канал Disney Junior, потому что на нем было ограниченное количество рекламы. Потом моя дочь перешла на ютуб и стала постоянно требовать купить ей что‑то. Когда она просит какую‑нибудь безвкусную или одноразовую игрушку, не похожую ни на что из того, что ей нравится, я спрашиваю, откуда она об этом узнала. Ответ всегда один — ютуб».

Елена Кандыбина

Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter

«Ребенок, начиная с 5–6 лет, способен выделять рекламу и понимать, что видео посвящено рассказу о тех или иных продуктах. Дети знают: такие ролики делают для того, чтобы потом кто‑то купил этот товар. Однако в отличие от взрослых им трудно ответить на вопрос, нужна им эта вещь или нет. Часто дети не могут действительно правильно понять назначение того или иного предмета в рекламе, приписывают ему другие свойства или неправильно ориентируются в его назначении. Такие ошибочные суждения о продукте порой приводят к тому, что ребенок сначала настаивает на покупке, а потом оказывается сильно разочарован в ней».

Ребенок начинает вести себя как блогер

Родители отмечают, что маленькие поклонники ютуба часто перенимают блогерские словечки и поведение. «Я посадил моих детей в машину, пристегнул их, поцеловал в лоб и сказал: „Я люблю вас“, — вспоминает журналист Стюарт Херитидж. — На что мой четырехлетний сын ответил: „Тоже люблю тебя. Пожалуйста, подписывайся“».

Подобное заметила и Кейт Стол: «После часа просмотра обучающих программ моя дочь вдруг начинает говорить совершенно иначе. Вместо того чтобы попросить меня принести ей кетчуп для наггетсов, она начинает объяснять мне, почему кетчуп — важная часть ее рациона и почему все дети его любят. В этот момент она звучит так, будто выступает на TED. Это очень странно, она как будто разговаривает не со мной, а со своими потенциальными зрителями. С таким же успехом она может сказать в конце: „Нажмите кнопку ниже, чтобы подписаться“».

Елена Кандыбина

Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter

«Если гаджет становится постоянным собеседником ребенка, никогда не устающим, всегда доброжелательным и неизменно предоставляющим информацию в занимательной обертке, то обычные люди очевидно проигрывают на этом фоне. В отсутствие разумных ограничений ребенок будет игнорировать другие виды общения и все больше погружаться в виртуальный мир. И тогда родители сталкиваются с тем, что ребенок будет брать из видеоконтента образцы социального поведения. Он будет говорить фразами из любимых мультфильмов или, используя интонации популярных блогеров, повторять их поступки и эксперименты, не задумываясь о том, соответствуют ли они правилам поведения в настоящей жизни. Чем младше ребенок и чем меньше его реальный социальный опыт, тем больше он может быть уверен, что демонстрируемое в видео абсолютно нормально».

Как использовать площадку без вреда

Смотреть видео вместе

Ютуб может не только занять ребенка и дать передышку взрослому, но и помочь малышу сблизиться с родителями за совместным просмотром. Например, если ребенок спрашивает, какой звук издает лиса, можно посмотреть на платформе красивое видео про животных. А педиатр Дженни Радески рассказывает, что показывает детям видео с концертов группы, в которой играла в колледже. Таким образом площадка превращается в аналог энциклопедии или семейного фотоальбома.

Советовать ребенку качественный контент

Кроме того, совместный просмотр позволит понять, что именно видит ребенок на платформе и, например, поощрить выбор образовательных роликов, а не распаковку новых игрушек. Радески советует подписаться на каналы, которые интересны вам обоим, чтобы дети автоматически получали все новые видео от этого автора. А еще поговорить с ребенком о том, почему ему нравятся или не нравятся те или иные ролики.

Обсуждать просмотренное

Журналистка Аня Каменец также напоминает, что интернет едва ли может стать полностью безопасным местом. Если ребенок все-таки набрел на контент для более взрослой аудитории, вместо строгого запрета, например на просмотр клипов с полуобнаженными девушками, стоит поговорить с маленьким зрителем об увиденном и обсудить, почему именно вы не хотите, чтобы подобные видео попадались в его ленте. Поощрение открытого разговора может привести к тому, что ребенку будет легче обратиться к родителям, если он столкнется с чем‑то непонятным на ютубе или в реальной жизни.

* Признан иностранным агентом

Расскажите друзьям