Кей-поп, твиттер и Педро Паскаль: как фан-камы захватили интернет

7 марта 2023 в 16:11
В феврале соцсети заполонили фанатские видео со звездой сериала «Одни из нас» Педро Паскалем. Что такое фан-камы, откуда они взялись и зачем люди делают тысячи роликов со знаменитостями? «‎Афиша Daily» разобралась, откуда растут ноги этого явления.‎

«Избегать Педро Паскаля — все равно, что пытаться спастись от гравитации», — замечает The Vox. Действительно, в феврале этого года фанатские клипы с актером из сериалов «Одни из нас», «Мандалорец» и «Игра престолов» заполнили ленты соцсетей. Поклонники называют Паскаля «главным папочкой интернета» и монтируют тысячи видео с его участием. Кажется, актер совсем не против такого внимания и с радостью подливает масла в огонь: сначала заявив на премьере «Одни из нас», что он главный «папочка» интернета, а затем и вовсе официально приняв этот титул в скетче Saturday Night Live, посвященном фан-камовому безумию. Чтобы понять, как видео со знаменитостями смогли захватить интернет, придется вернуться на десять лет назад.

Что такое фан-камы

Фан-кам (от английских fan, «фанат», и cam, «камера») — видео со знаменитостью, снятое или смонтированное поклонником. Их начали делать фанаты кей-попа в начале 2010-х, а затем формат быстро приобрел популярность. Одним из первых фан-камов считается видео с участницей группы Girls’ Generation Юри, которое выложили на ютубе в 2010 году. В то время фан-камы скорее выглядели как любительская съемка определенного исполнителя во время выступления. Камера двигается за одним музыкантом, игнорируя остальных участников группы.

Уже к середине 2010-х годов фан-камы стали создавать не только поклонники музыкантов, но и менеджеры артистов, используя профессиональные камеры, — загруженные на ютуб ролики стали мощным инструментом для продвижения южнокорейских певцов. Вероятно, начало современной фан-кам-культуре положило вирусное видео 2014 года с участницей EXID Хани, исполняющей песню «Up & Down». Благодаря его успеху группа, которой грозил роспуск из‑за плохих показателей, не только стремительно вернулась в чарты и снова стала выступать, но и одержала свою первую победу в музыкальном соревновании M Countdown.

Кей-поп-революция

Королем фан-камов у кей-поп-фанатов принято считать Тэхёна из BTS — он стал первым артистом, фан-кам которого набрал 1 млн просмотров (сейчас у этого видео 141 млн просмотров). С успехом BTS, Blackpink, Stray Kids и других корейских поп-групп на западе фан-камы стали неотъемлемой частью глобальной интернет-культуры. Для увеличения просмотров и продвижения любимых исполнителей фанаты кей-попа стали активно выкладывать ролики с ними в твиттере. При этом видео прикрепляли к абсолютно любым твитам — от сообщений о том, как прошел день, до споров на политические темы.

Одной из фишек кей-поп-фанатов в твиттере стало использование фан-камов для того, чтобы завершить продолжительную дискуссию: мол, все и так уже сказано, пытаться переспорить собеседника бесполезно.

Этим они еще больше злили оппонента, из‑за чего многие пользователи твиттера начали относиться к фан-камам с раздражением.

Однако все изменилось во время протестов #BLM в США, вызванных убийством Джорджа Флойда. Весной 2020 года полицейское управление Далласа призвало жителей присылать видео с митингующими, чтобы сообщить о «незаконных действиях во время протестов» через приложение iWatch Dallas. В ответ поклонники кей-попа попытались защитить личности протестующих. Они призывали заполнить приложение фан-камами, чтобы усложнить работу полицейских. Вскоре после этого iWatch Dallas столкнулось с перебоями в работе и было удалено из AppStore, а полицейское управление Далласа так и не раскрыло причину сбоя. Затем фан-камы начали использовать, чтобы перекрыть вирусившиеся расистские твиты, — в результате платформа перестала выводить такие посты в топ.

2020 год стал переломным для отношений фанатов кей-попа и остальных пользователей твиттера — последние начали смотреть на фан-камы если не с одобрением, то хотя бы с пониманием и без былого раздражения. А в пандемию подобные ролики завирусились в тиктоке и стали настолько популярны, что вышли за пределы кей-поп-среды. Фанаты начали создавать эдиты (от английского edit — «монтировать») с Билли Айлиш, Гарри Стайлзом, Тейлор Свифт и другими западными артистами, а сейчас видеомонтажи можно встретить не только с музыкантами, но и с актерами, общественными деятелями и другими знаменитостями. Одним из главных героев фан-камов стал Тимоте Шаламе.

Фан-камы захватывают интернет

С ростом популярности явления в тиктоке фан-камами начали называть любые эдиты фанатов со знаменитостями, в том числе и с вымышленными героями, например персонажами аниме. При этом для того, чтобы сделать фан-кам, уже необязательно идти на концерт или встречу с поклонниками и снимать своего фаворита — достаточно смонтировать несколько разных видео, добавить простые спецэффекты и наложить трендовую песню (одно время были популярны «SugarCrash!» ElyOtto и «Big Boy» SZA). Кроме того, у фан-камов появился сексуализированный посыл.

Эволюция фан-камов продолжается, и в прошлом году сам формат роликов стал мемом. Теперь зумеры создают ироничные видео, в которых признаются в любви Джо Байдену, лорду Фаркуаду и пчеле из «Би Муви». Впрочем, новое восприятие фан-камов не мешает процветать ни традиционным записям с кей-поп-концертов, ни горячим эдитам с Педро Паскалем.