Переводчик с человеческого на музыкальный: как композитор создает музыку для рекламы

2 марта 2023 в 17:45
Фото: Ivan-balvan/Getty Images
Успешные проморолики отпечатываются в памяти поколений, прежде всего благодаря запоминающейся мелодии. «Афиша Daily» попросила композитора Яна Павельчука, который сотрудничал с Nike, Альфа-банком и Bentley, рассказать, как создается звук для рекламы и остается ли в коммерческой сфере место для творчества.
Ян Павельчук

Композитор, саунд-дизайнер, сооснователь агентства саунд-продакшена Even Like This

Композитор — человек, который доносит информацию, создавая музыку. В коммерческом мире он декодирует в музыку словесные пожелания заказчика. По сути это переводчик с человеческого на музыкальный и обратно: ведь приходя к креативной команде за рекламой мечты, мало кто из отдела маркетинга сходу скажет, в каком из септаккордов добавить четвертую ступень сверху или что лучше использовать — тубу и валторну.

Суть работы композитора в рекламе проста: есть ролик, которому требуется музыкальное сопровождение. От клиента приходит бриф с задачей, которая может быть с одинаковым успехом описана и тремя словами «нужен задорный трек», и шестью абзацами текста 90-страничной презентации. Под эту задачу пишется демовариант (один или несколько), который оценивает команда продакшена или агентства. Если к нему есть комментарии, композитор уходит на доработку или переработку трека. Сколько итераций подач-принятия материала будет — зависит от каждой из сторон. Композитор нередко занимается и всем смежным в звуке (звуковым дизайном, сведением, мастерингом), особенно если на начальном этапе у заказчика нет понимания, из кого собирать команду мечты по звуку. Но на сложных проектах и в условии сжатых сроков он может отдать эту работу коллегам.

«Сколько себя помню, люблю эмбиент — музыку без ритма. В „Турах в культуры“ нужно было написать целый альбом колыбельных на разных языках — и конечно, выбор жанра был очевиден. Один из моих любимых проектов за все годы работы, который напоминает мне, что в работе всегда есть место настоящему, непосредственному творчеству»

Саунд-продюсера редко можно найти в штате: подобная практика наиболее распространена в гейм-индустрии или в крупных мировых креативных агентствах. Как правило, композитор — это фрилансер, чей инструментарий может быть самым разным — от скромного сетапа «ноутбук и наушники» до полноценной домашней, а то и профессиональной музыкальной студии с горой аналогового оборудования стоимостью в десятки тысяч долларов. Попробовав и то, и то, замечу: наличие хорошего оборудования существенно улучшит качество продакшена, но не решит базовых творческих проблем. Родить хорошую идею можно даже на ноутбуке без батареи и жесткого диска внутри.

Несмотря на сложность и специфику проектной работы композитора, предложение на российском рынке саунд-продакшена сильно превышает спрос. Причина проста: множество способных и талантливых музыкантов и крайне малый объем проектов с бюджетом на музыку. «Саунд-дизайн» нередко делает режиссер монтажа из бесплатных семплов из интернета, а музыку берет со стоков. 20 долларов за трек из библиотеки против условных 400 композитору — если денег нет, выбор очевиден.

Многие приходят в рекламу из собственного творчества. Мой путь начался так же — скоро будет 15 лет с того момента, как я впервые открыл FL Studio (цифровую звуковую рабочую станцию. — Прим. ред.) на своем пыльном ПК. Первые коммерческие заказы я начал получать, будучи студентом московского журфака, а традиционная дилемма «утром учеба, вечером работа» спустя пару лет разрешилась в пользу музыки: с университетом я попрощался на третьем курсе. Но первый профессиональный вызов ждал впереди: ведь чтобы пройти путь от композитора «для себя» к композитору в рекламе, часто приходится пересмотреть взгляд на музыку и звук в целом.

«Не совсем реклама в привычном смысле слова — режиссер Леша Крупник и студия Sila Sveta сделали прекрасную работу, которая заметно выходит за рамки понятия commercial. Хотелось дать чего‑то ностальгического, но при этом обойти этот тоскливо-элегичный вайб, который нередко лежит в близкой звуковой плоскости. Один из тех случаев, когда эксперименты с электроникой дают великолепный результат с точки зрения эмоционального контакта»

Из очевидных плюсов работы с рекламной музыкой — практически беспроигрышный способ поделиться своим творчеством с большой аудиторией, а также довольно высокий уровень дохода при наработке объемного портфолио. Эти два пункта стоят в одном ряду не просто так: общий охват, узнаваемость в профессиональной среде и сарафанное радио — серьезные факторы развития для композитора. Выработав свой узнаваемый стиль в работе с разноформатным материалом, композитор может стать постоянным исполнителем как для небольших брендов, так и для коммерческих гигантов с практически непрекращающимся потоком проектов.

Есть и обратная сторона, которая нередко морально сдавливает начинающих композиторов. Проект может сопровождаться противоречиями между исполнителем и заказчиком, которые обусловлены квалификацией или, если точнее, ее отсутствием у последнего. В таком случае композитор может воспринять позицию заказчика как «я не музыкант, вам лучше видно, но мы скажем вам, как надо». Поэтому всегда в числе основных soft skills композитора — умение грамотно и изящно решать подобные ситуации, а также четкое разграничение в работе своего авторского взгляда, от которого никуда не деться, и клиентского нарратива, в сторону которого смещается центр внимания.

Музыкальный продакшен считается одной из самых непростых творческих профессий в рекламной индустрии: сложно ретранслировать концепции на слух, и при этом сделать посыл не менее однозначным. Ярко-красное — это агрессивное, а вот минорное — не всегда печальное.

Выходит, технически композитор в коммерческом мире не просто пишет ноты и режет семплы. Его задача — совместить в звуке свое субъективное музыкальное видение и понимание объективной психологии восприятия, чтобы донести послание из брифа. И конечно, когда пять лет пишешь музыку для себя, а на шестой — для кого‑то другого, внутренний конфликт неизбежен. Очередной вызов композитору — кому тогда должна нравиться моя работа: мне или кому‑то еще?

«Как и многие дети девяностых, я отлично помню старую рекламу сока Rich и иконическую мелодию оттуда. Много лет спустя, в 2019 году, — звонок; просят „освежить“ ту самую классическую музыку. Варианта не взяться, естественно, в голове не возникло. В итоге за пару лет мы сделали несколько вариаций на тему. Большая ответственность — взять ценную часть своего культурного кода, и переосмыслить так, чтобы не загубить. Надеюсь, получилось»

Отсюда — ложная устоявшаяся антитеза «творчество — коммерция». Она дает искаженное, полярное представление о креативной работе: хочешь есть — не творишь, самовыражаешься — будешь голодным. Подобный взгляд усиливает негативные переживания композитора и нередко заставляет забыть, что коммерческая работа тоже помогает совершенствовать личное творчество. С каждой новой задачей музыкант приобретает навыки, которые находят применение и в его авторской музыке: где‑то получается быстрее прийти к желаемому звуку или лучше свести, а где‑то — правильно распределить время и грамотно выстроить рабочий процесс.

Более того, расценивать коммерческую работу как творчество необходимо, чтобы придать ей узнаваемость, а также сохранить устойчивый психологический фундамент и личностный аспект самовыражения. Выгорание может наступить и по итогу работы над своим альбомом в стол, поэтому не стоит думать, что во всем виноваты деньги. Композитор коммерческих проектов — это не компромисс и не жертва, а еще одна ступень познания себя.

Таким образом, будучи автором, можно работать с музыкой в любой роли, не теряя внутренний баланс. Залог его сохранения — грамотный тайм-менеджмент, внимание к своим личным идеям и, как и везде, бережное отношение к себе: ведь даже самый чуткий заказчик не проявит к композитору той заботы, которую внутренний ребенок ждет от него самого.

Расскажите друзьям