Убийца профессии или кисти XXI века: иллюстраторы — о том, как нейросети изменят их работу

26 января 2023 в 14:37
Иллюстрация: Ai molodca
В прошлом году об успехах нейросетей не писал только ленивый. С их помощью рисовали «Гарри Поттера» в духе Миядзаки и превращали свои селфи в аниме. А в ноябре в США открылась первая выставка картин, написанных ИИ. Поговорили с пятью иллюстраторами, чтобы понять, чем же станут для них нейросети: убийцей профессии или новым мощным инструментом.

«Нейросети — убийцы найма»

Аверия

Иллюстраторка, авторка проекта «Не перепутай!». Не использует нейросети

«Не думаю, что нейросети станут убийцами свободных художников, а вот убийцами рядовых дизайнеров и иллюстраторов, работающих по найму, — очень даже. На их месте я бы напряглась. Все проекты опираются на бюджет. Какой смысл заказчикам платить за работу, если то же самое можно будет сделать бесплатно с помощью нейросети? Художников-творцов ИИ не заменит. Их работы ценятся из‑за бэкграунда, зрителям интересны причины создания, биография автора, его концепция и идея. Работам нейросетей не хватает именно бэкграунда, смысла. Если бы я узнала, что запавшую мне в душу картину создал ИИ, я бы, наверное, расстроилась: за годным произведением скрывается пустота. Но в любом случае развитие — это всегда плюс. Даже если нейросети оставят без работы многих людей, они в итоге откроют новые горизонты и возможности, к которым мы сможем адаптироваться, несмотря на то что поначалу будет тяжело».

«ИИ демократизирует творчество»

Лев Переулков

Мультимедийный художник, Автор телеграм-канала Pereulye. Активно работает с нейросетями

«Нейросети точно увеличат конкуренцию там, где автор не имеет значения. Нас окружает визуал без имени: орнамент на простыни, обложки к материалам изданий или текстуры в играх. Компаниям удобно автоматизировать все это, чтобы сэкономить деньги и время. Только человек все равно будет нужен. Нейросеть не работает без цели: необходимо прописать задачу, отобрать лучшие результаты и доработать их во что‑то достойное. По сути, ИИ лишь демократизирует творчество: необязательно изучать ремесло и уметь рисовать, достаточно только знать теорию и уметь придумывать идеи. При этом талантливые иллюстраторы и авторы никуда не пропадут. У живого человека есть незаменимые преимущества: контекст, биография, аудитория в соцсетях. Люди все равно покупают сделанную вручную мебель, хотя есть промышленная».

«ИИ — это кисти и краски XXI века»

Александр Доброкотов

Мультимедийный художник, автор телеграм-канала Ai molodca. Активно работает с нейросетями

«В XX веке понимание того, что такое искусство, очень сильно расширилось. В XXI веке оно расширяется еще больше. Искусством можно считать что угодно, если у работы есть автор, контекст и посыл. Если вы не просто генерируете картинки с hot anime cat girl, а что‑то осмысленное и заворачиваете в концепцию — это арт. Перформанс с использованием нейросетей — звучит как арт. Да и hot anime cat girl — на самом деле тоже, если вы зададите интересный контекст. ИИ — это кисти и краски XXI века.

Нейросети совершенствуются с потрясающей скоростью: еще год назад мы не могли получить хоть какую‑то нормальную, а не абстрактную картинку, а сейчас есть Midjourney с его фотореализмом. В этом году появятся нормальные нейросети, работающие с видео, 3D-моделями, прокачается аудио. Благодаря искусственному интеллекту художники и авторы получат невероятно мощные инструменты, с помощью которых можно будет реализовать самые безумные идеи. Мы живем в эпоху креативности, когда содержание доминирует над формой. Поэтому я советую прокачивать себя как автора, развивать креативное мышление и концептинг. У нейросетей есть все необходимое, но многим людям, к сожалению, не хватает информации, чтобы не воспринимать их в штыки».

«Вас заменит не нейросеть, а человек, который умеет с ней работать»

Оля Левина

Иллюстраторка, авторка телеграм-канала Daily Boring Comics. Пару месяцев назад начала пользоваться нейросетями

«Не думаю, что нейросети — убийцы художников. Когда появился фотоаппарат, его тоже называли убийцей художников. Но они все-таки выжили. Потом появился ПК, Photoshop, диджитализация в целом. Photoshop больше 30 лет, и он уже давно никого не пугает. Теперь пришло время бояться нейросетей. Как недавно правильно заметили, не нужно волноваться, что вас заменит нейросеть. Вас заменит человек, который умеет с ней работать. Мне нравится думать о нейросетях как о профессиональном инструменте, который может упростить и ускорить работу. Например, я сама пару месяцев назад стала использовать нейросети: генерирую референсы или просто смотрю, какой результат ИИ предложит на мой запрос, и черпаю из него идеи, иногда использую то, что сделала нейросеть, как отправной скетч для иллюстраций.

Определенно, у нейросетей сейчас много проблем. Их ругают за узнаваемую одинаковую стилистику и ошибки в реалистичности. Например, у людей может быть по семь пальцев на руке. Но когда мы говорим про нейросети, которые создают картинку на основе текста — Midjourney, DALL-E 2, Stable Diffusion, — важно помнить, что они появились только летом прошлого года. И все провалы и ошибки — это ошибки ранней стадии работы. Через год-два такого, конечно, не будет.

Многие инновации мы воспринимаем как должное и не видим, что за ними стоит огромный прорыв. Мы смеемся над семью пальцами, не всегда отдавая себе отчет в том, что машина может понять наш язык, перевести его, найти картинку, к которой отсылает текст, и на основе этого создать изображение. И все это меньше чем за 60 секунд».

«Нейросеть — это не кнопка „сделай красиво, быстро и дешево“»

Саша Богатов

Иллюстратор, дизайнер и преподаватель. Автор телеграм-канала Daily Sketchups. Иногда использует нейросети в работе

Когда работа, созданная нейросетью, выиграла в конкурсе для художников, для обывателя это выглядело так: автор нажал на кнопку «Сделай красиво» и через 10 секунд получил картинку, к которой не приложил ни малейших усилий. Думаю, то же чувствовали художники, когда появилась фотография: зачем теперь картины, если можно достичь реализма за секунду. Нейросеть — это не кнопка «Сделай красиво, быстро и дешево». Именно человек управляет процессом, направляет работу ИИ в нужную сторону и понимает, какой результат ему нужен, исходя из собственного культурного багажа и насмотренности. Он придумывает концепцию, пишет и много раз переписывает промт для этой идеи, отбирает удачные генерации, снова дописывает промт, выполняет постобработку.

Генеративные нейросети — это инструмент для работы. У вас есть кисточка с холстом и красками, есть фотоаппарат, есть 3D-редактор и есть нейросети — пользуйтесь чем угодно, главное, чтобы результат был прикольным с точки зрения концепции и эмоций, вызывал вопросы и обыгрывал актуальную реальность. Без человека нейросеть ничего не стоит. Автор придумывает историю, а нейросеть помогает ему как компаньон. Именно умение рассказывать истории — главное преимущество человека перед ИИ. Сама по себе нейросеть ничего не производит, только вмешательство автора запускает ее в работу».

Расскажите друзьям