«Кубики б/у 5 лет»: как родилась и умерла конспирология о продаже детей на «Авито»

25 июля 2022 в 22:28
Фото: jodiejohnson/Getty Images
В соцсетях стали появляться сообщения о странных объявлениях о продаже детских игрушек на «Авито». Пользователи искали в них связь с торговлей детьми и новым законом, регулирующим деятельность рекламного рынка. Выясняем, как появилась теория заговора и почему она оказалась ложной.

В конце июля пользователей соцсетей переполошила дикая конспирологическая теория, касающаяся популярной платформы с объявлениями «Авито». Первое сообщение по теме было опубликовано на имиджборде «Двач», в разделе «Теории заговора», утром 22 июля. «Сидя на „Авито“, постоянно натыкаюсь на подобные объявления, — пишет анонимный автор. — Аккаунт якобы агентство недвижимости, его товары — квартира, услуга (массаж, ноготочки и т. д.) и игрушки, либо подобная мелочь за 6000–10 000 рублей, причем срок [использования] игрушки часто совпадает с ценником (семь лет — 7000 рублей). Это явно какой‑то тайный шифр. Объявлений таких очень много и [они встречаются] по всей России. Что это может значить, анон? Вербовка в ЧВК? Приглашение на собрание масонской ложи? Продажа чего‑то запретного?»

Публикация вскоре привлекла внимание пользователей, которые сначала убедились в наличии на «Авито» подобных странных объявлений и профилей, созданных в разное время, начиная с 2011–2012 года, а затем попытались найти происходящему объяснение. Одни считали, что это может быть способ раскрутки аккаунтов риелторов, так как фотографии игрушек и других вещей оказались стоковыми и отличались очень низким качеством. Снимки же в объявлении о продаже квартир выглядели реалистичными. Другая теория гласила, что нелепые объявления могла неудачно сгенерировать нейросеть.

Однако самым популярным объяснением оказалась теория о том, что объявления — секретный инструмент сети преступников, торгующих детьми. По мнению пользователей, на это прежде всего указывало обязательное уточнение возраста игрушек и предметов. Например, можно было встретить в продаже «женскую юбку пять лет» или «зажигалку один год». В треде сочли, что объявления о продаже квартиры, большинство из которых опубликованы с адресом в Самаре или Самарской области, могут указывать, например, на место передачи ребенка.

Пользователи, которые попробовали откликнуться на объявления, утверждают, что продавцы не отвечают на их сообщения. В одном из случаев владелец указанного номера объявления пояснил, что знает только о выставленной на сайте квартире. Редактор «Афиши Daily» Оксана Игошина тоже написала пяти продавцам, однако не получила ответа. В сеть зашли лишь двое, сразу после этого их аккаунты заблокировали с формулировкой: «Ваш собеседник предлагал на „Авито“ сомнительные условия сделок, поэтому его профиль был заблокирован».

Также пользователи якобы выявили связь между странным объявлением о продаже двух игрушек в виде божьих коровок «б/у десять лет» и новостью о пропаже двух девочек похожего возраста в Самаре.

Изначально на «Дваче» хотели самостоятельно разобраться в ситуации, раскрыть шифр, который якобы используют злоумышленники, договаривались создать для этого свои фейковые аккаунты, чтобы привлечь настоящих «покупателей» и, главное, не афишировать находку в СМИ и других соцсетях. Но вскоре публикации об «Авитогейте» появились в телеграм-каналах, теорию стали обсуждать в твиттере (популярный пост опубликовала @max2th3max, затем тред был удален), несколько видео по теме появились на ютьюбе (1, 2), похожие посты стали массово публиковать в пабликах во «ВКонтакте».

«Конечно, торговля людьми и детьми в том числе существует, но выглядит это совсем не так, и, естественно, преступникам в голову не придет делать это через объявления на маркетплейсах»
Анна Левченко
Директор мониторингового центра «Сдай педофила»

Впрочем в мониторинговом центре «Сдай педофила» теорию однозначно сочли фейковой. «Ребята, не ведитесь и перестаньте нам это присылать, — пишет директор центра Анна Левченко в своем телеграм-канале. — Никакие педофилы детей на „Авито“ не продают. Конечно, торговля людьми и детьми в том числе существует, но выглядит это совсем не так, и, естественно, преступникам в голову не придет делать это через объявления на маркетплейсах».

Левченко также обратила внимание на повышенный интерес к теме со стороны телеграм-каналов: «В обычное время от СМИ не добьешься написать репортаж о проблеме педофилии, а вся информация чаще всего проверяется и перепроверяется журналистами перед публикацией десять раз, потому что если вылезет фейк — тут и в суд загреметь недолго».

Не первая теория

Теория о том, что за странными объявлениями может скрываться сеть по торговле детьми, пришла пользователям в голову в том числе из‑за двух похожих и популярных в США конспирологий. Первая — «Пиццагейт», зародившийся на реддите в 2016 году во время президентской предвыборной гонки. Тогда пользователи изучили переписку политика Джона Подесты, опубликованную Wikileaks, и решили, что упоминаемые в связи с популярной пиццерией Comet Ping Pong слова cheese и pizza являются шифром, обозначающим «детскую порнографию». Несмотря на то что доказательства правдивости теории так и не нашлись, владелец и сотрудники заведения стали получать сотни угроз. А в декабре 2016 года один из сторонников теории совершил три выстрела из винтовки в зале пиццерии. К счастью, никто не пострадал.

«Пропавшие дети и товары с Wayfair. Обратите внимание на цену и сообщения о пропавших детях»

Вторая похожая теория набрала популярность летом 2020-го. Пользователи твиттера и тиктока утверждали, что мебельная компания Wayfair торгует людьми. Среди аргументов — якобы нереалистично высокие цены на некоторые шкафы, достигающие 15 тыс. долларов, названия которых совпадали с именами пропавших девушек. Компания же объяснила, что позиции настолько дорогие, так как в продажу поступают шкафы для промышленных производств, отличающиеся особыми параметрами. Названия же генерируются автоматически. Кроме того, некоторые совпадения оказались ложными. Например, одна из пропавших, согласно утверждениям пользователей, девочек Аливия Наварро, на самом деле утонула в трехлетнем возрасте.

«Авитогейт» во многом перекликается с американскими теориями: у товаров также завышены цены, а описание более характерно для живого человека, чем для игрушки. Как и у зарубежных конспирологий, у этой нашлось логичное объяснение.

Ответ «Авито» и закон о едином рекламном операторе

Вечером 23 июля «Авито», судя по всему, начал блокировать подозрительные аккаунты — на это обратили внимание и пользователи «Двача», которые проводили собственное расследование, пытались связаться с продавцами и сохраняли в Web Archive объявления, и редакция «Афиши Daily». А 24 июля компания опубликовала официальное заявление. «Авито» называет произошедшее «осознанным информационным вбросом» и заявляет об устранении проблемы: «Все упомянутые аккаунты были оперативно заблокированы как участвующие в информационной провокации. Проверка показала, что по факту никаких правонарушений по контенту и активностям внутри них не было — они все пустые, с нулевой активностью».

«Авито» не упоминает, что именно могло стать причиной провокации в адрес компании. Однако пользователи соцсетей, как и Левченко, отмечают совпадение зарождения теории с рассмотрением в Госдуме законопроекта о создании единого оператора, обладающего исключительными правами на рынке наружной цифровой рекламы, который ставит под угрозу деятельность компаний отрасли.

Если закон примут, юрлиц обяжут размещать в объявлениях данные организации, а физлиц — публиковать реальные фамилии и инициалы. Всем категориям пользователей придется предоставить действующий адрес электронной почты. Частные объявления можно будет публиковать только на платформе, запущенной оператором. Другие площадки, в том числе «Авито», смогут работать лишь до того момента, пока эта платформа не будет создана.

Законопроект, по мнению автора, призван защитить российский рекламный рынок от влияния «недружественных» стран. Представляя его в Госдуме, депутат Антон Кирьянов привел «Авито» в качестве примера: «Компания голландская. Мы с вами не знаем, где обрабатываются те персональные данные, та информация, которую люди предоставляют, но она точно пересекает границу. <…> Это только один из примеров. 76% рынка электронных досок объявлений — это компании с иностранным участием».

В пресс-центре «Авито» же компанию назвали российской, «с российским юридическим лицом», а ее конечным акционером указали южноафриканский холдинг Naspers. Кроме того, представители площадки резко раскритиковали законопроект: «Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли. Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов».

Расскажите друзьям