Как поп-культура и медиа заставляют нас думать, что нормально, а что нет

1 июня 2022 в 19:03
Фото: «Дисней Студиос»
Популярные фильмы и сериалы нередко критикуют за отсутствие инклюзивности или стереотипное изображение героев разных гендеров или национальности. Разбираемся в том, как работают стереотипы в поп-культуре и можно ли от них избавиться.

Откуда взялись стереотипы

Впервые концепцию общественного мнения сформулировал американский писатель и журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922). Он же стал первым использовать термин «стереотип» в его современном значении — устоявшиеся убеждения, касающиеся общественно важных явлений и вопросов, которые основываются на человеческом опыте. Кроме того, они часто заключают в себе не только факты, но и определенное отношение к ним.

Липпман связывает существование стереотипов с «экономией усилий». В стремительно меняющемся индустриальном обществе событий и информации становилось настолько много, что ее невозможно было усвоить. Стереотипы же позволяют не тратить силы и предлагают готовое суждение и отношение к любым явлениям: «Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если наше образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое».

Такие предрассудки могут формировать мировоззрение, потому что получают структуру, логическое обоснование и название. Например, так в свое время Аристотель в «Политике» нашел обоснование рабству. Заметив, что свободные граждане интеллектуально превосходят своих рабов, он сделал вывод, что некоторые люди — рабы по своей природе. И рождены только для того, чтобы подчиняться.

Стереотипы крайне устойчивы, поскольку предлагают человеку упорядоченную картину мира и создают ощущение безопасности — прямо как дома. Проще поверить, что «мужчина — голова, женщина — шея» — естественный порядок вещей, продиктованный природой, а не результат какой‑то там гендерной социализации. Поэтому неудивительно, что критика стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания.

«Когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое‑то различие между нашим личным миром и миром вообще», — пишет Липпман.

Некоторые исследователи убеждены, что стереотипизацию нельзя назвать ни «плохим», ни «хорошим» явлением. По их мнению, она упрощает социальное устройство и делает его более схематичным и понятным. Стереотипы, которые воспринимаются как «правила жизни», облегчают коммуникацию между людьми. Немецкий философ и социолог Теодор Адорно в книге «Исследование авторитарной личности» тоже разделял это мнение: он считал, что без стереотипов массовая культура превратилась бы в хаос.

Как медиа эксплуатируют стереотипы

Если стереотипы упрощают действительность, то медиа усугубляют этот процесс. СМИ становятся основным инструментом для манипуляции массовым сознанием, передают шаблонную информацию и препятствуют развитию критического мышления.

С появлением массовых кино, радио, телевидения и интернет-СМИ медиа стали полноценным институтом социализации. Человек XX и XXI веков узнает о мире не с помощью школы или личного опыта, а с помощью продуктов поп-культуры. Медиа одновременно и улавливают, и распространяют стереотипы, тем самым конструируя собственную реальность. Причем такой процесс социализации начинается в детстве — с мультфильмов. Дети познают окружающий мир через уподобление ролевым моделям: если без медиа они подражали родителям, то теперь — героям на экране.

«Они создали мою личность»

Персонажи детских мультфильмов транслируют те установки, которые на данный момент актуальны в обществе. Так, например, социологи разбирают мультсериал «Винкс», запущенный в 2004 году и вдохновленный «Сейлор Мун» и «Гарри Поттером». После третьей волны феминизма от традиционного образа женщины начали отказываться, и на экране стало появляться все больше решительных героинь. Героини «Винкс», по мнению исследователей, скорее обладают «мужественными» чертами: они смелые, инициативные, уверенные в своих силах, быстро ориентируются в кризисных ситуациях. Однако их внешность остается традиционной, даже сексуализированной: конвенциональная красота все еще считается важной характеристикой для женщин.

Современные же мультфильмы — например, «Райя и последний дракон» и «Энканто» — постепенно отходят от этого стереотипа и представляют героинь разных телосложений, национальностей и характеров. Так, «Энканто» стал первым анимационным проектом Disney, в котором главная героиня носит очки.

Как стереотипы становятся сценарными приемами

Исследовательница Алла Черных в книге «Мир современных медиа» пишет, что с появлением телевидения социализация детей стала начинаться намного раньше. «Взрослый» контент перестал быть для них тайной: все мы видели «Дом-2», «Голых и смешных» или жестокие криминальные сериалы. На детей они производят особенно сильное впечатление, поскольку не воспринимаются как что‑то нереалистичное — у них нет ни критического мышления, ни опыта. В итоге вымышленные образы и установки из медиа превращаются в «третьего родителя». Массовая культура рассказывает нам, как разбогатеть, прийти к власти, заполучить любовь и стать счастливыми. Например, если будешь загадочно закусывать губу, как Белла из «Сумерек» или Анастейша из «Пятидесяти оттенков серого», то все парни будут твои. Но часто эти правила вымышлены и поэтому не всегда применимы к реальной жизни.

Кадр из сериала «Sex Education»

Стереотипы в массовой культуре переупаковываются и превращаются в «тропы» — заготовки персонажей или сюжетных ходов. Их очень любят создатели подростковых фильмов и сериалов: в каждом из них есть королева школы, тихоня, качок, плохая девчонка или плохой парень, ботаны-девственники и т. д. По законам жанра королева школы в конце остается ни с чем, а тихоня заполучает красавчика-качка. Зритель делает вывод: будь хорошей девочкой — и получишь своего принца.

Эти тропы есть даже в «Sex Education», который, казалось бы, далек от клише подростковых сериалов. В первых сериях создатели знакомят нас с героями, используя стереотипы. Заслуга сериала в том, что по ходу сюжета он деконструирует тропы: делает ботана сексологом, изображает качка с тревожностью, плохую девчонку — с травмой, а королева школы оказывается девушкой из бедной семьи.

Действительно ли стереотипы — зло

Если одни тропы не несут никакой опасности, то другие — прямо влияют на жизнь людей. Из‑за строгих голливудских правил в американском кино 30-х появился квиркодинг — кодирование персонажей как представителей ЛГБТ без прямого указания на это. Такие герои становились либо комик-релифами, либо злодеями — стоит только вспомнить героя Хавьера Бардема в «007: Координаты „Скайфолл“». Прием закреплял в массовом сознании логическую цепочку: квир — значит, порочный, аморальный и опасный человек.

Похожее встречается и в медиа. В 2003 году Центр цивилизованных и региональных исследований провел мониторинг популярной прессы на предмет использования этнических стереотипов. Гипотеза состояла в том, что массовые издания способствуют распространению ксенофобии и ухудшают положение этнических меньшинств в Москве. Оказалось, что упоминание нерусских этносов чаще встречается в криминальных сводках или в статьях, анализирующих терроризм и миграцию. При этом, если преступление совершил русский человек, его национальность не указывается.

Исследование связывает это не с отчетливо ксенофобской позицией редакции, а с общей некомпетентностью журналистов: «Журналисты, следуя бытующим в массовом сознании москвичей страхам и фобиям, осознанно или невольно этнизируют криминальную ситуацию, мотивируя этноконфессиональными факторами проблемы, лежащие в социально-экономической и политической сферах». Авторы статьи уверены, что ксенофобия в медиа может напрямую влиять на национальную политику страны.

Надо ли бороться со стереотипами — и как

В медиаисследованиях и социологии есть много теорий о том, нужно ли бороться со стереотипами: одни утверждают, что они меняются сами собой, а другие — что эти изменения можно ускорить. Кандидат социологических наук Марина Маркина считает, что основной способ борьбы с негативными стереотипами о дискриминируемых группах — это их репрезентация и создание новых, положительных стереотипов. При этом интеграция в медиа должна происходить при участии самих этих групп. Иначе получается, что люди смотрят не на свою жизнь — а на жизнь, которую, по мнению авторов, они должны вести.

Летом 2021 года в тиктоке появился тренд, в рамках которого пользователи иронизировали над тем, как выглядит жизнь женщин по мнению режиссеров-мужчин. Видео снимали под трек «Portishead» Glory Box. Тиктокерка @tabeabussmann опубликовала два наглядных ролика: в обоих героиня покидает квартиру мужчины, с которым провела ночь. В версии «глазами мужчины» девушка просыпается с идеальным макияжем, загадочно поправляет волосы и оставляет кокетливую записку, а также выходит из квартиры, не надевая туфли. А в версии «глазами женщины» — просыпается с явным похмельем, смазанным макияжем и головной болью, а вместо кокетливой записки отправляет селфи подружке со словами «Я просто хочу есть…».

По сценарию создания новых, положительных стереотипов уже идут современные медиагиганты — Netflix и Disney. После выхода «Пробуждения Силы», 7-го эпизода «Звездных войн», журналистка Николь Сперлинг в Entertainment Weekly рассказала, как ее дочери 10 и 12 лет отреагировали на появление Рей — главной героини последней трилогии. Рей, в отличие от Леи, не была сексуализирована, ее одежда и прическа были удобными и простыми, а характер — твердым и решительным.

«Когда мы вышли с сеанса, мои девочки чувствовали себя такими же крутыми, как и мой сын, когда выходит с блокбастеров. Они не обсуждали красоту Рей… Они просто почувствовали себя сильными», — говорится в статье.