Что не так с московской выставкой Бэнкси? Объясняют сотрудница и кураторы музеев

16 августа 2018 в 20:38
Фотография: Ernesto Ruscio / Gettyimages.ru
Со 2 июня в московском Центральном доме художника проходит выставка знаменитого британского уличного художника граффитиста Бэнкси. Экспозиция позиционировалась как персональная, но оказалось, что Бэнкси ничего о ней не знал. «Афиша Daily» рассказывает, как получилось, что организаторы привезли выставку без ведома художника и легально ли все это.

Что произошло

Вечером 15 августа на странице Бэнкси в инстаграме появился скриншот переписки художника с неизвестным, в которой обсуждается московская выставка Бэнкси в Центральном доме художника (ЦДХ). Оказалось, что проведение выставки с художником не согласовали и он к ней никакого отношения не имеет. Более того, Бэнкси уточнил, что не берет с людей деньги за просмотр своих работ.

Организаторы выставки подтвердили, что не спрашивали разрешения у художника на выставление экспозиции, и отметили, что не позиционировали эту выставку как организованную или согласованную с Бэнкси. «То, что Бэнкси обратил внимание на нашу выставку, косвенно подтверждает значимость этого события и для него тоже, — рассказал «Афише Daily» продюсер и организатор выставки Александр Начкебия. — У нас представлены исключительно авторизованные работы — никаких кусков стен, вандально вырезанных против воли Бэнкси», — добавил он.

Что не так с выставкой

В связи со скандалом вскрылись неизвестные ранее факты о компании IQ Art Management Corporation, которая организовала выставку Бэнкси в Москве. Студентка НИУ ВШЭ Валерия Шабельникова, которая работала экскурсоводом на открытии экспозиции, рассказала, что компания лишь однажды проводила мероприятия, связанные с искусством. Это была выставка «Искусство Лего» все в том же ЦДХ.

Шабельникова утверждает, что за четыре дня до открытия экспозиции ничего не было готово, ни одна картина в зале не висела. Специалистов по развеске работ по залу тоже не было — этим занимались экскурсоводы. Они также писали тексты для аудиогидов, работали на монтаже и клеили этикетки к картинам. К пресс-показу выставка не была готова, журналистов водили по полупустым залам, а в день открытия все еще продолжались монтажные работы. Оригинальные картины, стоимость одной из которых оценивается в 700 тыс. евро, выставлялись без охраны и защитного стекла, заявила Шабельникова.

После публикации Валерии, ей начали поступать угрозы от IQ Art Management в фейсбуке.

Выяснилось, что менеджер художника Холли Кушинг еще в конце июня в разговоре с This Is Media заявляла, что выставка не имеет ничего общего с художником.

Холли Кушинг
Менеджер Бэнкси

«Бэнкси не давал разрешения на то, чтобы его работы были показаны в России. Он не поддерживает проведение выставки. Ее организаторы наживаются на имени Бэнкси и его интеллектуальной собственности. Мы не хотим, чтобы россияне впадали в заблуждение, думая, что эта экспозиция имеет что-то общее с Бэнкси».

Вопрос, законно ли поступили организаторы выставки Бэнкси в Москве, довольно спорный. С одной стороны, как заметил продюсер выставки Александр Начкебия, они действительно не выдирали куски стен с работами художника и выставляли только картины из частных коллекций, что закону не противоречит. С другой стороны, мероприятие позиционировалось и рекламировалось как «персональная выставка Бэнкси», что не соответствует действительности.

У многих вызвала возмущение стоимость входного билета на экспозицию, которая составляла от 500 до 1400 рублей, при том, что сам Бэнкси никогда не ставил себе цель заработать на своем искусстве. Как заявил «Фонтанке» соорганизатор выставки Евгений Гудов, плата за вход — «естественна», поскольку организаторы «заплатили музеям огромные деньги за привоз коллекции», а плата за возможность посмотреть на уличное искусство не противоречит этике.

Отметим, что на московской выставке представлены работы, купленные частными коллекционерами и выставками, которых от общего числа экспонатов не так много, — остальные элементы экспозиции — лишь копии или фотографии оригинальных работ.

Подобные ситуации происходили и в других странах

Ситуация с выставкой в ЦДХ — не первая в мире. Сейчас в музее Moco в Амстердаме также проходит несогласованная с художником экспозиция. Но на сайте Moco Museum не указано, что выставка «персональная», указано лишь то, что на ней представлено 50 оригинальных экспонатов — больше, чем на московской выставке.

Подобная несогласованная выставка проводилась и в Торонто. Как сказано на ее странице, это крупнейшая выставка работ Бэнкси, организованная бывшим агентом художника Стивом Лазаридесом. В экспозиции было представлено более 80 оригинальных работ, одну из которых — «Охотники за тележками» — неизвестный украл в день закрытия. На странице выставки в Торонто так же не сказано, что выставка персональная, а лишь указано, что на ней представлены объекты из частных коллекций.

Что говорят эксперты

Екатерина Иноземцева
Старший куратор музея современного искусства «Гараж»

«Изначально выставка Бэнкси — принципиально анонимного автора, сознательно уходящего от артефактов (или по крайней мере декларирующего эту позицию) — казалась странным мероприятием. Я уже не говорю про агрессивную рекламную кампанию, в которой вряд ли нуждаются серьезные выставки.

Что художник ничего не знал о проекте — это, чего уж там, ситуация вопиющая. И особенно поражает незамедлительный комментарий организаторов, мол, мы и не говорили, что выставка согласована с художником. Логика удивительная. Тогда уж скажите и зрителю, что он идет не на выставку Бэнкси, а на выставку цветных картинок с изображением работ Бэнкси. Разница существенная.

И в качестве последнего комментария: подобный оголтелый и корыстный дилетантизм приводит к очень печальным последствиям и репутационным потерям, за которые мы несем ответственность всем миром (в смысле, профессиональным сообществом) и потом доказываем, что умеем работать с художниками, умеем делать выставки и понимаем все про гласные и негласные правила выставочной деятельности.

Надеюсь все-таки не дожить до ретроспективы Бэнкси, по-прежнему предпочитая смотреть искусство в адекватной ему среде обитания, определенной художником».

Покрас Лампас
Художник, каллиграф

«По иронии в эту пятницу там должен пройти показ нового фильма о Бэнкси, куда организаторы события «Пятница с Banksy» пригласили [меня] в качестве спикера на тему «Кому принадлежит стрит-арт?» в рамках дискуссии «Стрит-арт и авторское право: всеобщее достояние или экспонат?».

Считаю, что главная дискуссия теперь другая — как открыли выставку художника без согласия самого художника и вводили в заблуждение многих зрителей и тех, кто ее поддерживал в соцсетях, медиа или личным участием. Странно видеть подобное на одной из самых крупных выставочных площадок страны».

Сабина Чагина
Куратор, со-основатель творческого объединения «Артмоссфера» и одноименной биеннале искусства уличной волны

«Главная проблема выставки — в неправильном позиционировании. Это работы, которые просто собрали из разных коллекций и озаглавили «Banksy». Но этого недостаточно, чтобы позиционировать выставку как персональную и называть ее именем художника. Вся странность ситуации состоит именно в том, как эту выставку представляют общественности: художник жив, но с ним обходятся так, будто его не существует. Но художник живет и здравствует, значит, для организации персональной выставки необходимо как минимум получить какое-то «благословение» от Бэнкси на использование его работ и что более важно — его имени. Приводился аргумент, что юридически работы автору уже не принадлежат, но речь также идет об использовании имени, на что без согласования не имеет право ни один бренд или организация.

Персональная выставка художника, если он жив, может быть организована только после согласования с ним самим или его представителем, если нет в живых — с наследниками. Поэтому экспозиции [«Banksy» в ЦДХ], которые проводятся без разрешения автора, следует прямо называть «собранием из частных коллекций», а не персональной выставкой, так как последнее подразумевает под собой непосредственное участие в ней самого творца. Не может открыться персональная выставка Эрика Булатова, если он не принимал участия в формировании экспозиции, например. В данном случае — это наглое использование имени и работ художника в коммерческих интересах. Особенно, когда мероприятие усиленно рекламируют и на всех баннерах написано слово «персональная» и «Бэнкси». Это плохо еще и потому, что вводит в заблуждение людей, которые не разбираются в искусстве.

Подобные выставки проходят по всему миру, но с позиционированием «Art of Banksy», и когда человек это видит, понимает, что выставка всего лишь знакомит с феноменом художника. Такие проекты носят просветительский характер, но подразумевают, что ничего уникального в них нет, например, как мультимедийные выставки типа «Оживших полотен Ван Гога».

Мне предлагали курировать эту выставку, когда она только планировалась еще год или два назад. Я отказалась сразу, когда мне сказали, что сам Бэнкси не будет принимать участия, поскольку мне как куратору это неинтересно: делать выставки без участия художника, без работы с ним. Считаю, что со стороны организаторов было бы правильнее рассказать Бэнкси о выставке, возможно, он даже придумал бы что-то специально для Москвы. Потому что сейчас это просто собрание его работ, выдернутых из разных коллекций, которые все уже видели в интернете, без эскизов и других уникальных артефактов. Такой проект неинтересно смотреть».