Карл Гринвуд — директор проекта Appetite, он организовывает культурные мероприятия в небольшом английском городе Сток-он-Тренте. В марте Карл приезжал в Москву на последний семинар Британского совета. Он рассказал «Афише Daily» о своем опыте развития культурной среды там, где ее почти нет. А также объяснил, как понять, что нужно местным жителям.

Карл Гринвуд
Карл Гринвуд

Директор проекта Appetite, который проводит культурные мероприятия в английском городе Сток-он-Тренте с населением в 250 тысяч человек.

Как впечатлить жителей маленького скучного города

Сток-он-Трент — небольшой город с населением около 250 тысяч человек. Многие местные жители считают, что на их родине ничего интересного не происходит, поэтому хотят переехать в соседние крупные города — Бирмингем и Манчестер. Но мы с командой организуем в Сток-он-Тренте фестивали, концерты и шоу, вовлекаем людей в культуру и развиваем их интерес к искусству. Мы стараемся раскрыть уникальность города и сделать из него потрясающее место, чтобы местные жители никуда не уезжали.

Сток-он-Трент вошел в двадцатку городов с наименьшим уровнем культурной активности среди населения. Это результат исследования Arts Council England, которое проводили в 2010 году. Тогда группа общественных организаций города подала заявку на финансирование, чтобы проводить здесь различные креативные проекты. Arts Council England и организация Creative People and Places, которая развивает культурную среду в небольших городах Великобритании, одобрили эту заявку. New Vic Theatre — крупный театр в нашем регионе — предложил идею проекта Appetite. И так уж получилось, что директором проекта стал я.

Горожане не знали, чего хотят. Многие никогда не бывали в театре, не видели танцы на улицах. Единственное, что их связывало с культурой, — история искусств в школе

В апреле 2013 года Appetite начал свою работу. Первое мероприятие было запланировано на июль. За три месяца нужно было с нуля организовать крупный фестиваль. При этом мы совершенно не представляли, что может понравиться местным жителям. Горожане и сами не знали, чего хотят. Многие никогда не бывали в театре, не видели танцы на улицах. Единственное, что их связывало с культурой, — история искусств в школе. Но мы сразу поняли, что нужно устраивать мероприятия в нетрадиционных для этого местах: в парках и на автобусных остановках. Не ждать, когда люди придут к искусству, а принести искусство людям.

Выступление NoFit State Circus в Сток-он-Тренте
© Andrew Billington Photography

Мы решили показать то, что, на наш взгляд, могло бы впечатлить местных жителей: мы поставили в парке огромный шатер, куда пригласили современный интерактивный цирк NoFit State Circus из Кардиффа. Воздушные гимнасты, акробаты, жонглеры и факиры через свои выступления рассказывали историю. Все действие происходило на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Люди были ошеломлены, они с трудом могли поверить, что это происходит в Сток-он-Тренте.

Как сделать искусство и культуру частью каждого дня

В нашей работе важно общаться с местными жителями и уметь слышать. Многие люди могут позволить себе пойти в музей или театр, но им это неинтересно. Преимущество проекта как раз в том, что нам не нужно ни с кем согласовывать мероприятия. Поэтому мы можем устроить уличный концерт или фестиваль, основываясь лишь на увлечениях жителей Сток-он-Трента.

Appetite работает примерно с двадцатью городскими общественными организациями. Иногда они приходят к нам с идеями или проблемами. Например, ребята из Friends of Hanley Park хотели устроить что-то необычное вечером в парке. В ноябре вся Великобритания празднует Ночь Гая Фокса, но они не хотели устраивать типичные для этого праздника фейерверки и сжигать чучело. Тогда мы привлекли компанию из Манчестера и вместе сделали большой огненный сад в парке.

Также мы организовали Soup Club, в котором со всеми желающими едим суп и обсуждаем, что включить в программу, а также как развивать проект с точки зрения маркетинга. В общем-то, цель Appetite в том, чтобы искусство и культура стали частью каждого дня. Нельзя устроить один фестиваль и ждать, что восприятие горожан поменяется. На это требуется время. Думаю, за пять лет работы нашего проекта многие люди по-новому увидели свой родной город.

Почему важно приглашать артистов из других городов и стран

В Сток-он-Тренте много местных артистов и креативных людей. Но для нас важно, чтобы город не был отделен от остального мира, а находился в едином культурном контексте со всей Англией и Европой. Поэтому мы приглашаем театры и шоу из других регионов и стран. Так, французский проект Transe Express устроил невероятный концерт в парке Сток-он-Трента: артисты играли на музыкальных инструментах, устроили фаер-шоу, а потом на огромной лампе поднялись в воздух на высоту пятидесяти метров над землей. Певцы, перкуссионисты и акробаты летали в ночном небе и играли чарующую музыку.

Также мы проводим небольшие мероприятия. Например, можем устроить гитарный концерт национальной музыки на остановке. Важно показать людям, насколько искусство разнообразно, и что оно может стать частью их жизни. Мы стараемся изменить отношение людей к их родному городу. Чтобы они гордились и чувствовали, что Сток-он-Трент — интернациональный город.

Сколько нужно человек, чтобы проект работал

В команде Appetite четыре человека. Директор, то есть я, отвечает за весь проект. Креативный продюсер разрабатывает программу мероприятий, выбирает подходящие представления и артистов. Программный директор следит за маркетингом, соцсетями и логистикой. Проектный координатор помогает организовывать мероприятия. Мы очень маленькая команда, но делаем многое. Это сложно, учитывая, что только я и программный директор работаем фултайм. Остальные — на полставки.

Где искать деньги и почему важно думать о будущем

Urban Astronaut by Highly Sprung Performance at Appetiteʼs Big Feast Festival 2017
© Chris Patrick Photography

Наибольшую финансовую поддержку мы получаем от Arts Council England и Creative People and Places. Также помогает наш партнер New Vic Theatre и городской совет Сток-он-Трента. Еще немного поддерживает объединение Without Walls: у них есть список уличных артистов, которых они финансируют, поэтому когда мы приглашаем кого-то из этих артистов — Without Walls помогает нам деньгами.

Мы также стараемся зарабатывать самостоятельно. На крупные фестивали или шоу продаем билеты, пусть и по низкой цене — два-три фунта за вход. Нельзя брать за билет двадцать фунтов, потому что некоторые семьи просто не могут позволить себе тратить такие деньги. Цель Appetite — вовлечь людей в культурную среду, поэтому большинство наших мероприятий бесплатны.

Нельзя устроить один фестиваль и ждать, что восприятие горожан поменяется. На это требуется время

Мы планируем продолжать работать с местными жителями, вдохновлять и вовлекать их в искусство. Важно, чтобы, когда проект закончится, в городе нашлись жители, которые могли бы продолжить начатое. Проект Appetite изначально рассчитывался на десять лет, но уже в марте 2019 года закончится наше текущее финансирование. Надеюсь, мы найдем деньги, чтобы завершить проект.

За пять лет многие люди по-новому увидели Сток-он-Трент. Но работать еще есть над чем: остались районы с низкой культурной вовлеченностью и незадействованные ресурсы. Например, в Сток-он-Тренте много водных каналов, которые мы никак не используем. А городская водная система соединяет нас с остальной Европой и миром. Это очень хорошая метафора, чтобы построить на этом интересный проект.

Appetite presents «The Bell» by Periplum Central Forest Park 2014
© Chris Patrick Photography

Также мы хотим развиваться в международном плане. Современный мир — одно целое, расстояния больше не преграда. Через соцсети люди во всем мире делятся друг с другом историями, эмоциями и чувствами. Это действительно очень сильная вещь, когда находишь сходство своих убеждений с убеждениями другого человека. Происходит такой ментальный щелчок: «Чувак, я тебя понимаю». Поэтому я и приехал в Россию. Мне очень хотелось бы, чтобы Сток-он-Трент побывал в Москве, а Москва — в Сток-он-Тренте.

Что нужно, чтобы подобный проект сработал в России

Считаю, что люди в Англии и России похожи. У нас общие идеи, убеждения и страсти. Думаю, многие небольшие города России сталкиваются с теми же проблемами, что и мы в Англии. Но каждый случай уникален. Если что-то сработало в Сток-он-Тренте, нельзя гарантировать, что точно такое же мероприятие понравится местным жителям в Сибири. Нужно привлекать людей, говорить с ними, слушать и понимать, чего они хотят. Это даже не всегда то, в чем они нуждаются. Это скорее то, о чем мечтают или даже не задумываются. Не про строительство новой школы или общественного центра, а про лекции об искусстве, фестивали и ярмарки.

В России суровый климат. Мы круглый год устраиваем мероприятия на открытых площадках: в парках, на автобусных остановках и тротуарах. Вам же нужно найти другой способ погружения людей в искусство. Насколько я понял, в России еще и сложно получить разрешение, чтобы устроить мероприятие на улице. Это связано с тем, что искусство может быть политического характера. Люди, с кем я общался в России, говорят, что нельзя просто выйти на улицу и что-то сделать. Хотя в Англии я мог бы просто написать что-то на своей груди и ходить кругами. Это не запрещено.

Люди в России говорят, что нельзя просто выйти на улицу и что-то сделать. Хотя в Англии я мог бы написать что-то на своей груди и ходить кругами. Это не запрещено

Я заинтересован в том, чтобы делиться опытом и рассказывать о нашей работе в Сток-он-Тренте. Люди видят что-то, что им нравится, задаются вопросом: «Почему бы мне не попробовать?» и начинают действовать. В Англии мы называем это self-efficacy (самоэффективность, — Прим. ред.), когда ты веришь, что можешь сделать что-то успешное. Поэтому иногда нужно просто увидеть того, кто делает то же, что и ты. Это о том, как получить вдохновение, использовать его и передать другим. Надеюсь, Appetite вдохновит кого-то в России.