«Не сложнее похода в бассейн»: Саша Сколков о том, зачем москвичам учиться управлять яхтой

30 марта 2018 в 11:39
Парусное сообщество «Сила ветра» помогает научиться азам управления яхтой, организует регаты и путешествия по воде, а этим летом запускает Школу капитанов в парке Горького. Креативный директор «Силы ветра» Саша Сколков рассказал «Афише Daily», насколько парусный спорт приживается в мегаполисе и зачем москвичам уметь управлять лодкой.

Как паруса уживаются в мегаполисе

Парусная культура давно и вполне гармонично существует в мировых столицах, и для этого совсем не обязательно, чтобы они находились на берегу океана. Поэтому она вполне себе может существовать и в Москве: здесь хватает водных пространств, а уровень достатка и уклад жизни позволяет комфортно заниматься парусным спортом в теплое время года. При этом мне кажется, что парусный спорт уже стал в некотором роде популярным способом проведения досуга: для сравнения, за один только прошлый сезон на наших тренировках побывали более двух тысяч человек.

Понятно, что парусный спорт — это не выйти в кроссовках из подъезда и побежать. Но даже если бы Москва находилась на море, то выход из порта на лодке все равно открыл бы город с совершенно другой стороны, потому что это максимально новый уровень восприятия пространства, в том числе и города. Нет разницы, в Москве ты живешь или в Нью-Йорке, никто не мешает тебе научиться управлять яхтой. Можно это делать исключительно в спортивных целях рядом с городом, а можно получить права и отправиться в путешествие в какую-нибудь Грецию.

То есть в плане доступа к воде москвичи не сильно отличаются от жителей европейских городов: в конце концов полет в Афины занимает примерно столько же времени, сколько путешествие на электричке в дальнее Подмосковье. При этом даже на территории Москвы есть возможность заниматься парусным спортом на небольших лодках, что отлично позволяет понять, как все устроено.

Мы в «Силе ветра» стараемся максимально расширить аудиторию причастных к парусному спорту и обеспечить каждому правильное соприкосновение с этой культурой, чтобы любой житель Москвы — вчерашний член бегового клуба, любитель пинг-понга, завсегдатай вашего любимого бара или просто тот, кто любит пробовать на себе что-то новое, — мог почувствовать, насколько просто оказаться на парусной лодке.

Почему паруса — это круто и безопасно

Стать по-настоящему популярным видом досуга в стране парусному спорту мешают стереотипы о том, что это безумно дорого и недоступно. Большинство парусных школ в некотором смысле оправдывают их, выставляя совершенно баснословные цены на обучение и всячески отдаляясь от внешнего мира. Действительно крутые примеры можно пересчитать по пальцам. При этом некоторое время назад права капитана в России регулярно выдавались всем подряд просто за участие в какой-нибудь регате, хотя такое звание должно быть подтверждено соответствующим обучением, в том числе и практическим.

Следующий стереотип касается экстрима. Многим кажется, что находиться под парусом в море или тем более океане невероятно опасно для жизни и очень сложно. Мы обучаем людей в школе и на тренировках в том числе и для того, чтобы они понимали, как все происходит, и буквально через несколько занятий каждый из них самостоятельно мог контролировать практически все процессы, происходящие на лодке.

Если вы думаете, что для того чтобы ходить на яхте, нужно хорошо плавать и что она, например, перевернется, то это тоже один из популярных страхов: переворачиваются только швертботы, особый класс яхт, на которых гоняют олимпийские спортсмены. Все наши яхты килевые, они не перевернутся, что бы ни случилось.

Еще одно популярное заблуждение касается комфорта. Людям, которые впервые слышат о путешествиях на яхте, кажется, что неделю придется провести в каком-то казарменном режиме. На деле же все по-другому: яхта в разы комфортнее жизни в палатке на природе и даже комфортнее роскошного дома на колесах. Остается лишь накупить вкусной еды и вина и кайфовать.

Все устроено таким образом, что каждый вечер вы причаливаете в новое место, можете выйти на сушу и сходить поужинать в какой-нибудь ресторан, а наутро отправляетесь куда-то еще, по дороге упражняясь с парусами или просто загорая на яхте. Естественно, ни один нормальный капитан не пойдет в шторм. В школе мы учим обращаться с прогнозами погоды и правильно анализировать их. Каждый капитан знает, что просто так в море попасть в шторм в режиме небольших дневных переходов практически нереально, а если у шкипера существуют какие-то опасения по поводу погоды, то проще остаться в порту и еще на один день зависнуть в том же месте.

При этом вы как участник какой-то из наших поездок можете на лодке делать что угодно: можно не заниматься парусами, а просто загорать с бутылкой пива на солнце или читать книгу, — капитан справится со всей работой самостоятельно. А если хочется чему-то поучиться в процессе, то ваш шкипер с удовольствием проведет инструктаж и передаст часть обязанностей.

Как все устроено

«Сила ветра» организует очень много всего, что напрямую или косвенно связано с парусами. Но основных направлений работы у нас четыре: курсы капитанов, на которых можно узнать о том, как устроена лодка, разобраться в навигации, метеорологии и других необходимых шкиперу дисциплинах (после этого надо ехать на практику в море и получать права); парусные тренировки в Москве, где можно научиться гонкам и конкретно начать заниматься именно спортом на яхтах; экспедиции под парусом, когда на одной или двух яхтах мы едем в какой-то сложный и особенный регион — Шотландию, Исландию, Лофотенские острова, Норвегию; и регаты, когда собирается в одном месте сразу очень много яхт, и мы устраиваем для всех гонки, тренировки и другие развлечения во время большого путешествия.

На спортивных тренировках хочется остановиться чуть подробнее — все-таки это самый массовый наш продукт. Все, кто на них приходит, идут с разными целями: кто-то хочет просто покататься и приятно провести выходные на природе, кто-то хочет пересекать Атлантику, но начинает с малого, а кто-то и правда становится заядлым гонщиком. В отличие от круизного яхтинга, где капитана учат аккуратно пройти через морские просторы из пункта А в пункт Б и не свести с ума свою команду, тут все наоборот: нужно хитрить, обманывать, сближаться на небезопасные расстояния, перекрывать противнику ветер, чтобы в конечном счете оказаться первым на финише. Парусный спорт представляет собой лихую смесь тактической игры и сложных физических нагрузок, от которой можно кайфовать практически бесконечно.

Главное — это возможность посмотреть на весь мир — и даже на места, в которых ты сто раз бывал, с совершенно другой стороны, оказаться на яхте с невероятными людьми и пережить нечто такое, что навсегда останется частью тебя.

В грядущем сезоне мы открываем Школу капитанов в парке Горького. Это будет наш классический теоретический курс длиной в два с половиной месяца, который позволит стать матросом — понимать, как и что на лодке работает, чтобы быть полноценным членом экипажа, — или стать капитаном с международной лицензией, но для этого придется дополнительно пройти еще и морскую практику. Такая лицензия дает право управлять парусной яхтой — и, соответственно, брать ее в аренду — практически в любой точке планеты.

Планы на сезон, честно говоря, грандиозные: хотим открыть еще одну базу для тренировок в Москве (и, возможно, в Питере), организуем путешествие в Исландию, откроем базу в Черногории, проведем еще одну Большую регату летом — и все это помимо наших уже классических тренировок, курсов и вылазок в Средиземноморье.

Еще один важный пункт программы — мы хотим запустить верфь и начать строить собственные спортивные лодки, для чего уже даже нашли готовый к работе цех в Подмосковье. Все это — еще один шаг на пути популяризации парусов в стране, так как сейчас желающим приобрести нормальную яхту приходится везти ее из Европы, а процедура таможенного оформления и транспортировки превращается в какой-то ад, с которым все реже хочется сталкиваться.

Мы же хотим сделать так, чтобы лодки стали доступнее и, прежде всего, дешевле, чем они стоят сейчас при покупке за границей и растаможке. Так или иначе, построить хорошую лодку не так сложно, просто индустрии сейчас как таковой нет — существуют международные стандарты, а технологии проектирования уже давно обкатаны. Такая лодка, мы надеемся, по качеству не будет уступать спортивной яхте европейских верфей, а стоить будет как минимум вдвое дешевле.

Расскажите друзьям