«Форма воды» Гильермо дель Торо и байопик Уинстона Черчилля с Гэри Олдманом в главной роли, премьера спектакля о Маяковском в «Гоголь-центре», а также день рождения искусства и фотовыставка голивудского летописца Дугласа Киркланда.

Понедельник, 15 января

«Владимир Маяковский. Трагедия» в «Гоголь-центре»

Энергичный иллюзион по футуристической пьесе Маяковского

В 1913 году в Петербурге впервые заявил о себе театр футуристов. Первым представлением стала трагедия Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» с Владимиром Маяковским в главной роли. Герой в эффектом жабо провозглашал себя последним поэтом и принимал подношения в виде картонных слез, слезинок и слезищ. Вторую жизнь этому тексту дали в «Гоголь-центре», завершая цикл «Звезда» про ключевых отечественных поэтов XX века. Автор спектакля Филипп Григорьян, апологет визуального театра, сообщает, что главная его задача — дать произведению те театральные мощности, о которых Маяковский мог только мечтать.

«Студия новой музыки» в Консерватории

Актуальная музыка после каникул

С названием «Happy New Music» москвичи из «Студии новой музыки» попали в десятку: сразу понятно, что это и к чему. Из собственно праздничной тематики здесь только щемящая мелодическая благодать «7 Minutes before Christmas» Павла Карманова, остальная программа — содержательная панорама музыки ХХ–XXI веков разной степени экспериментальности. Будет и российская премьера: «Musik für die Stadt Forst» мастера оркестрового письма Фараджа Караева.

Вторая фаза выставки «Формы художественной жизни» — «Город входит в дом»

Молодые немецкие кураторы экспериментируют с новым пространством

Образовательный центр ММОМА в Ермолаевском — пока как будто незаметное, но очень важное событие для всей художественной жизни города: пять этажей советского особняка музей отдаст под лекции, мастер-классы, здесь будет кафе и экспериментальная площадка для выставок. В этом году за выставки на одном из этажей отвечает Гете-институт: на пару с ММОМА они отправляют молодых кураторов от независимых немецких художественных пространств (это значит, что у них как минимум больше свободы — каждый шаг музея обычно строго регулируется жесткой иерархией менеджеров и старших кураторов) попробовать сделать что-то интересное с непростым музейным помещением. Сейчас очередь за Simultanhalle — удивительного уже своей архитектурой пространства в Кельне, которым управляют 7 кураторов и искусствоведов — они совместно голосуют за каждую деталь проекта. Что у них получится в Москве — до последнего момента должно быть сюрпризом: почти все работы здесь, что называется, site-specific, то есть монтируются прямо на месте — одна молодая художница, например, для своей инсталляции использует только те камни, которые находит в городе, где показывает проект. Заглавная тема выставки — город проникает в искусство, и в идеале она должен отражать Москву: на ее открытый монтаж (все желающие могли прийти посмотреть на него) позвали играть музыку Алексея Таруца, известного саунд-арт-художника. Подробнее здесь.

Вторник, 16 января

«Родина» в Центре им. Мейерхольда

Толпа блондинок учит любить Родину

Экспериментирующий драматург и режиссер Андрей Стадников («Репетиция оркестра», «СЛОН», «Нация») сочинил эпичный спектакль из двух частей на основе рассекреченных документов 1920-х, а также пьесы «Смерть Ленина» и ряда современных документальных источников, проливающих свет на политическое закулисье России. В центре пространства — пирамида из зрительских секторов, а вокруг — 48 марширующих блондинок, а также два Сталина и один Троцкий. Не последнее отношение к действию имеют черновики «Истории Пугачева» Пушкина и роман «Овод» Этель Войнич. Все это — результат открытой лаборатории идей Центра им. Мейерхольда Blackbox.

«Парад планет» и встреча с Александром Миндадзе

Специальный показ в «Пионере»

Во вторник в «Пионере» покажут (с 35-миллиметровой пленки) фильм Вадима Абдрашитова «Парад планет», поводом для чего стал выход книги кинокритика Марии Кувшиновой «Александр Миндадзе. От советского к постпостсоветскому» — первого издания («Афиша» включала его в подборку главных книг сезона), целиком посвященного, пожалуй, самому недооцененному из больших отечественных режиссеров нашего времени. «Парад планет» — лишь один из примеров творческого тандема Абдрашитова и Миндадзе (последний написал сценарий к этой картине). Подробнее о нем — и не только — сам Миндадзе расскажет в беседе с Кувшиновой, которая состоится сразу же после кинопоказа.

Когда:

16 января, 18.45–21.45

Где:

Кинотеатр «Пионер», Кутузовский просп., 21

Подробности:

здесь

Pop-Up Cube adicolor от adidas Originals в «Цветном»

Вечеринка по случаю запуска новой коллекции легендарной линейки одежды

Во вторник, за два дня до официального старта продаж, самые нетерпеливые модники смогут первыми увидеть в «Цветном» новую коллекцию adicolor от adidas Originals — культовую линейку из 70-х, переосмысленную брендом в современном контексте. Помимо знакомства с ней (одежду представят в специальном поп-ап-кубе на первом этаже универмага, и открыт он будет до конца января) для гостей готовят welcome-drinks и диджей-сет от James Oclahoma (электронного проекта Ивана Макаревича).

Когда:

16 января, 19.00–22.00

Где:

Tsvetnoy Central Market, Цветной б-р, 15, корп. 1

Подробности:

здесь

«Не жизнь, а сказка»

Презентация книги Алены Долецкой в «Республике»

Первый главный редактор российского Vogue (возглавляла его более десяти лет) и основательница нашей версии журнала Энди Уорхола Interview, Алена Долецкая может многое рассказать о мире глянца. Но в книге «Не жизнь, а сказка» речь не только о нем — это сборник историй, порой очень личных, из ее собственной жизни. Подробнее о нем сама Долецкая во вторник расскажет в магазине «Республика» на Воздвиженке.

Когда:

16 января, 19.00–21.00

Где:

«Республика», Воздвиженка, 4/7, стр. 1

Подробности:

здесь

Среда, 17 января

«Garage Screen. Японские фильмы категории «B»

Малобюджетное кино Японии в специальной подборке «Гаража»

Пять японских фильмов разного жанра (киберпанк, анимацию и черные комедии) с 17 по 27 января можно увидеть в «Гараже» в рамках публичной программы к выставке Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Помимо национальной принадлежности объединяет их то, что все они относятся к категории «B»: сняты без огромных бюджетов, что не отменяет (а даже наоборот) самых радикальных экспериментов — вас ждут спецэффекты (пусть и дешевые), абсурдистский юмор, трэш-эстетика, китч, реки крови и, конечно, кавай. Первым покажут фильм «Монстр X наносит ответный удар. Атака на саммит «Большой восьмерки» про собравшихся на острове Хоккайдо мировых лидеров, которым нужно уничтожить гигантского, прилетевшего из космоса монстра и справиться с угрозой мировой безопасности. Вход свободный, по предварительной регистрации.

Когда:

17–27 января

Где:

Лекторий музея «Гараж», Крымский Вал, 9, стр. 32, парк Горького

Подробности:

здесь

«За кулисами»

Коко Шанель и Мэрилин Монро в объективе главного голливудского летописца

Дуглас Киркланд следил за съемкой всех заметных голливудских фильмов — от «Космической одиссеи» Кубрика до «Титаника» и «Мулен Руж». В Центре фотографии им. братьев Люмьер покажут ретроспективу его киносъемок с 1960-х по 2010-е годы, а также культовую серию про Мэрилин Монро 1961 года и фотохронику трех недель из жизни Коко Шанель.

Андрес Мустонен в Московской филармонии

Барокко от эстонского революционера

Эстонский скрипач и дирижер Андрес Мустонен был одним из первых советских музыкантов, кто ступил на территорию старинной музыки: для того времени исполнение партитур старше XVIII века было сродни революционному жесту. Мустонен и сегодня сохраняет задор и чуткость, которые не позволяют ему превратиться в артефакт эпохи. На московском концерте музыкант выступит вместе с сильным эстонским хором Voces Musicales. В программе редкие барочные вещи: Концерт для гобоя дʼамур Баха, сверкающий мотет «Te Deum» Шарпантье, псалом «Dixit Dominus» Генделя, который накалом драмы может померяться с иными театральными произведениями.

«Среды «Стороны»: Гречка, Welur и Svetla V в Powerhouse

Шоукейс музыкального издания «Сторона» в «Доме силы»

В среду паблик «Сторона» представит свой первый шоукейс в Powerhouse. Дальше в их планах делать это раз в месяц — собирать на сцене «Дома силы» молодых российских музыкантов из разных городов России. Дебютируют вот с каким составом: москвичка Svetla V, группа Welur и 17-летняя певица Гречка (она на фотографии), недавно выпустившая заметный альбом «Звезды только ночью», из Санкт-Петербурга (это первое выступление Гречки в Москве). За возможность послушать многообещающих фрешменов придется отдать 400 рублей.

День рождения искусства в Новом Пространстве Театра Наций

Призрак коммунизма на дне рождения искусства

17 января 1963-го французский режиссер и поэт Робер Филу предложил праздновать день рождения искусства: по его версии, в тот год оно отмечало миллионный юбилей. Дурацкая задумка в стиле флуксуса многим пришлась по вкусу и в этом году — по случаю 1000 055-й годовщины по всему миру дадут концерты новой музыки. В Новом пространстве покажут прямые трансляции из разных точек мира (от Стокгольма до Чикаго), а в 21.00 выступят местные композиторы и медиахудожники (среди них известные музыканты Петр Айду и Сергей Загний) с электроакустическими импровизациями, в каждой из которых появится призрак коммунизма.

Когда:

17 января, 21.00–2.00

Где:

Новое Пространство Театра Наций, Страстной б-р, 12/2

Подробности:

здесь

Четверг, 18 января

«Форма воды»

Гильермо дель Торо переосмысляет «Создание из Черной лагуны»

В начале 60-х годов немая уборщица Элиза (Салли Хокинс) дружит с иллюстратором-геем (Ричард Дженкинс) и болтушкой-коллегой (Октавия Спенсер), а также работает на секретном объекте, куда однажды доставляют человека-амфибию из Южной Америки, похожего и на «Создание из Черной лагуны», и на Эйба Сапиена из «Хеллбоя» (даром что играет его тот же актер — Даг Джонс). Вскоре между девушкой и водяным завязываются романтические отношения, однако злые силы в исполнении, разумеется, Майкла Шеннона не дремлют. Мексиканский сказочник Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Багровый пик»), настойчиво повторяющий из фильма в фильм, что люди бывают страшнее всяких чудовищ, пополнил свой бестиарий новым персонажем (рожденным из стихии хорроров категории «B»), а полку наград — тремя призами Венецианского фестиваля, в том числе и главным. Вообще, победа «Формы воды» на Мостре сигнализирует только об одном: низкая культура (по крайней мере с точки зрения формы) окончательно легитимизирована в качестве высокой.

«Темные времена»

Гэри Олдман в роли Уинстона Черчилля

Уинстон Черчилль (Гэри Олдман в невероятном гриме) назначен премьер-министром Великобритании в те времена, когда кажется, что с Германией невозможно справиться — и остается только договариваться. Однако Черчилль намерен дать бой. Байопик выдающегося, но неоднозначного политического деятеля, поставленный английским режиссером-формалистом Джо Райтом («Искупление», «Анна Каренина») по сценарию Энтони МакКартена («Вселенная Стивена Хокинга»). Олдман уже получил за эту роль «Золотой глобус», также ему прочат «Оскар».

«Астрал-4: Последний ключ»

Новая часть серии хорроров про охотников за привидениями

Запустив франшизы «Пила», «Астрал» и «Заклятие», главный хоррормейкер современности Джеймс Ван затем самоустранился от проектов, оставив за собой чисто продюсерские полномочия. Поэтому главным идеологом «Астрала» теперь остается его постоянный сценарист Ли Уоннелл, лично поставивший третью часть, которая была приквелом, поскольку история семьи Ламберт закончилась на втором фильме. В четвертой серии история фокусируется на главной героине — парапсихологе Элис Райнер (Лин Шей), которая до этого в компании двух исследователей паранормальных явлений — Спекса (Ли Уоннелл) и Такера (Ангус Сэмпсон) — помогала семьям справляться с проблемами, но теперь помощь нужна ей самой.

«Мешок без дна»

Сказка Рустама Хамдамова по японской классике

Сказочный долгострой одного из самых загадочных российских режиссеров Рустама Хамдамова, с которым любят работать Рената Литвинова, Андрей Кончаловский и другие видные кинематографисты. Начиная с потери оригинала его студенческой работы «В горах мое сердце», на каждом его фильме всегда что-то идет не так: дебют по сценарию Кончаловского свернули и пересняли в виде «Рабы любви» Михалкова, «Анну Карамазофф» арестовал продюсер, «Вокальные параллели» снимали девять лет. «Мешок без дна» тоже долго и многострадально не могли довести до финальной версии. Между тем Хамдамов — наш хтонический Дэвид Линч, не режиссер, а скорее художник с мощным визуальным стилем, который вместо духов из Черного вигвама похожим образом работает с русским инфернальным пространством. Лента «Мешок без дна» (изначально называлась «Яхонты. Убийство») выглядит так, как если бы Дэвид Линч переснял сказку «Морозко»: дети-грибы, убийство цесаревича, зло в лесной чаще, сцены, вызывающие недоумение и трепет. Лучшего трипа в похмельный январский день и не придумаешь.

«Карп отмороженный»

Трагикомедия про женщину и рыбу

Пенсионерка Елена Михайловна (Марина Неелова), узнав о своем смертельном диагнозе, начинает готовиться к похоронам, чтобы не обременять сына (Евгений Миронов), которого не видела уже несколько лет, но тут в ее жизни все меняет обыкновенный карп. Трагикомедия Владимира Котта («Громозека»).

«Скиф»

Ратник Лютобор совершает вылазку в земли скифов

Кинокомпания СТВ Сергея Сельянова пошла по стопам «Коловрата» и сняла свою историческую картину с фэнтезийным уклоном. По сюжету у лучшего бойца в княжеском войске Лютобора (Алексей Фаддеев) наемники похищают семью и требуют от него убить князя (Юрий Цурило). Но вместо этого ратник отправляется на спасение родных в компании искусного воина — скифа Куницы (Александр Кузнецов). Режиссер фильма Рустам Мосафир до этого поставил бодрый истерн «Беглецы» с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской, а сейчас готовится к съемкам своей версии «Коловрата».

Соня Уткина «Дом — здесь»

Ода русской деревне

Двухчастная выставка Сони Уткиной про деревню: половина работ написана на деревянных досках, найденных под Рыбинском, где художница проводит каждое лето, вторая — графика — рассказывает о мире детства ее маленькой дочки Маши. Полосатые половики, чугунки, пила на стене, мячик на полу и окружающий ландшафт складываются в два жанра: архитектурный рисунок и интерьер, фактически — гимн и ода традиционным избам.