«На минет нет и намека — это минус»: как студия «Щука» совместила шахматы и секс

21 декабря 2017 в 19:11
Иллюстрация: дизайн-бюро «Щука»
19 декабря Шахматная федерация представила визуальный стиль чемпионата мира. Многие разглядели в нем отсылку к Камасутре. «Афиша Daily» поговорила с московской студией «Щука» о том, зачем шахматам сексуальность и почему русские не понимают шуток.
Илья Мерензон
Генеральный директор World Chess

«По нашему техническому заданию, в оформлении чемпионата (кей-вижуале) должны были быть изображены люди. Оформление должно было быть в хорошем смысле вызывающим и драматичным. Стиль, представленный «Щукой», не был для нас сюрпризом, поскольку мы уже работали со студией.

Эмблема нам очень понравилась, но мы попросили «Щуку» сделать еще один кей-вижуал — менее провокационный. Он и должен был стать основным. В итоге у нас получилось два стиля — с руками и с игроками, которых сейчас все обсуждают.

Мы дико рады, что эмблема вызвала такое обсуждение. Мы хотели привлечь к чемпионату внимание и смогли это сделать при помощи дизайна. Наша цель — сделать так, чтобы шахматы занимали больше места в нашей культуре, чтобы у них была своя эстетика, как у футбола, хоккея или бокса. Думаем, с помощью визуального стиля мы сможем этого добиться».

Иван Васин и Иван Величко
Креативные директоры дизайн-студии «Щука»

«Наше знакомство с World Chess началось в 2016 году — нас позвали сделать кей-вижуал чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке. Заказчики хотели получить эмоциональные картинки, а не классические шахматные. Мы сделали простую вещь: превратили нью-йоркские попсовые достопримечательности в графику в духе кубизма — не в смысле стилизации под кубизм, а в смысле кубистической работы с пространством и предметами. На сюжет мы не замахивались. Это было сделано как дополнение к основному визуальному стилю. В результате сувениры с нью-йоркскими эмблемами раскупили огромным тиражом.

В следующий раз, когда нас пригласили сделать оформление для чемпионата в Лондоне, перед нами стояла задача — изменить представление о шахматах на визуальном языке и привлечь аудиторию к трансляциям игр. Ключевое изображение для лондонского турнира мы придумали в рамках рассуждений о том, что такое шахматы — борьба великих умов, игра для умненьких ребятишек или способ прокачать собственный интеллект?

Мы остановились на том, что шахматы — это про игру людей, и решили проиллюстрировать их взаимоотношения и чувства в абстрактной манере. Сексуальность — это естественно. Но мы думаем шире, про общечеловеческие ценности — гуманизм, свободу и любовь. Мы говорим про более доступные шахматы. Представьте влюбленных, которые, обнявшись, играют в шахматы вместо того, чтобы пялиться в свои телефоны. Или отца, который в субботнее утро играет с сыном в парке на траве. Мы пытаемся проиллюстрировать, что шахматы — это не про разум, а про чувства. Про то, чего так не хватает всем нам. Шахматы — один из самых неконтактных видов спорта, но на финальном матче физическое напряжение в помещении достигает пика. Наша картинка и про это тоже.

Мы рады, что на нашу иллюстрацию есть реакция. Спустя пару дней прошла первая волна плоских шуток, и теперь мы видим более осмысленные комментарии. Большинство гроссмейстеров поддерживают нашу эмблему и считают ее хоть и спорной, но привлекательной и правильной с точки зрения смыслов. Вчера основатели Chess.com сняли классный ролик, повторив вживую нашу эмблему. Получается, что, говоря про человеческие ценности, мы вышли за пределы оформления чемпионата. Нас поддерживают профессионалы, то есть сообщество изнутри.

Забавно, что дискурсы западных и российских медиа сильно отличаются. Западные приняли эмблему с той иронией, которую мы в нее заложили, демонстрировали много юмора и виртуозной игры словами. Российские тиражировали новость с уклоном в похоть, слишком буквально — не считая эфира Ивана Урганта, конечно».

Владимир Шрейдер
Дизайнер, основатель приложения Glitché

«В шахматах очень большой контраст не только в цветах фигур и доски, но и в противостоянии двух сторон. В иллюстрации это отражено при помощи монохромной палитры и переплетения спортсменов — это, несомненно, плюс. Игроки строят комбинации в надежде предугадать ходы соперника и буквально проникнуть друг другу в голову, но на минет в стиле нет и намека — это минус.

Если серьезно, недавно в фейсбуке я раз и навсегда определил для себя формулу успешности логотипа или фирменного стиля: образ хорош, если его принял заказчик. Заказчик преследует свои цели, не известные третьей стороне. Можно лишь предположить, что в данном случае требовалось создать мем и привлечь внимание к мероприятию с помощью подобных публикаций. К тому же в таком проекте позволительны вольности и провокации. Ведь это логотип разового чемпионата, он будет меняться из года в год. Это не логотип Гарри Каспарова или самой Шахматной федерации, которая должна носить его в качестве своего лица.

Лично мне близок такой стиль графики в духе Виктора Вазарели — яркий, жирный, громкий. Также мне нравятся фигуры в виде замочных скважин в руках игроков на одном из вариантов. Создатели стиля не акцентируют внимание на этой детали, а жаль: в ней есть загадка и поиск ключа к решению задачи. Это могло бы придать общей картине более тонкий смысл и элегантность вместо неуклюжего соития за шахматной доской. Но опять же, решение за заказчиком, и критиковать его видение бессмысленно. Радует, что у Студии Лебедева появился конкурент в создании порнографии».

Сергей Кулинкович
Арт-директор Студии Лебедева

«Фирменный стиль выполнен на очень высоком уровне. Он отличается филигранной работой с формой и контрастом, привлекает внимание, рождает массу ассоциаций и вызывает интерес.

Проблемы с сексуальными образами никакой не вижу и даже наоборот: то, что фирстиль побудил многих людей обсуждать чемпионат по шахматам — уже большое дело. Это эффект смелых решений, грамотная реализация, которых в таком консервативном контексте требует большой воли и профессионализма от авторов проекта. По моим ощущениям, это успех. Могу только порадоваться за ребят».

Стефан Лашко
Арт-директор дизайн-студии ESH gruppa, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ

«Хороший брендинг для большого события. Иллюстрация с руками кажется мне более симпатичной с точки зрения пластики и метафоры. Возможно, картинка с сидящими людьми, которую все обсуждают, была добавлена специально для большего резонанса. В любом случае хорошо, что айдентика привлекает внимание к событию и шахматам вообще. Люди делятся на тех, кому нравится и кому не нравится. Равнодушных не будет — это главное. Но немного странно, что везде пишут о логотипе, тогда как это лишь один из кей-вижуалов».

Ира Иванова
Дизайнер, работала арт-директором Пикника «Афиши» и Ping Pong Club Moscow

«Мне очень симпатична студия «Щука». Я рада за ребят, что им ответили за их дизайн и приняли его. Странно, что толпа повелась на едва компрометирующее изображение. Оно правда очень симпатичное. Но я не считаю его суперсмелым. Да, люди близко друг к другу расположены. Да, можно как-то интерпретировать. Но все это на уровне шуток пятого класса. Как легко оказалось развести 30-летних. Реальной смелостью здесь было бы композиционное решение. Не картинка с подписью, а что-то более сложное, где типографика — непосредственный участник замеса. Поэтому прошлогодний стиль «Щуки» кажется мне более смелым».